Описание и объяснение
Описание обычно рассматривается как "этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента или наблюдения с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке. Описание производится как путем обычного языка, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т.д.). Описание подготавливает переход к теоретическому исследованию объекта в науке" 1. Под научным объяснением, в отличие от описания, понимается выявление, раскрытие связей между объектами научного объяснения (явлениями, событиями и т.д.) и другими предметами и явлениями, которые сочитаются понятными и известными. Идеалом научного объяснения явлений природы в классическом естествознании выступает причинное объяснение. Явление считается объяснением, понятным, если найдена его причина. Подчеркивая важность научного объяснения, еще Демокрит отмечал, что предлочел бы найти однопричинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол.
Процедура научноrо объяснения включает в себя поиск необходимых связей между явлениями. Разработанный Ф.Бэконом метод научной индукции был всецело ориентирован на эту задачу. Вместе с тем важно подчеркнуть, что на чисто эмпирическом уровне познания выявление необходимых связей ещё не ведет к полному объяснению явления. Установив, что явление А порождает с необходимостью явление В, мы можем быть еще очень далеки от понимания самого механизма порождения. В последнем случае приходится обращаться к теории, которая выступает как инструмент для объяснения самых необходимых связей.
Соответственно этому различают объяснение единичных фактов (событий или классов событий) и объяснение законов. Объяснение единичного факта предполагает установление законов; которые позволяют представить данный факт как частный случай какой-либо общей закономерности. Объяснение закона предполагает построение теорий, в рамках которых данный закон оказывается выводимым из более общих положений и принципов. Например, основные законы сохранения в физике, открытые чисто эмпирическим путем, оказались впоследствии выводимыми из вариационного принципа и могут быть истолкованы как результат присущего природным процессам свойства минимизировать действие.
В обоих случаях процедура объяснения опирается на средства, позволяющие определить объект научного объяснения как элемент более общей или более широкой, системы понятий, принципов, положений (дедуктивное определение).
Аналогичным образом мы поступаем при определении математических величин и понятий. Скажем, определение чисел, функций состоит обычно в указании множества, которому они принадлежат. Понятие считается определенным, когда оно подводится под более широкое понятие. Отсюда видно, что между объяснением и определением имеется нечто общее. Это общее состоит в использовании дедуктивного подхода или принципа дедукции.
1. Философский энциклопедический словарь, М., 1983. С. 459.
Осознание важной роли принципа дедукции в процессе реализации объяснительной функции систем научного знания явилось одной из предпосылок критической переоценки многими философами неопозитивизма с характерной для него трактовкой языка научных теорий как языка описания. Принцип дедукции лежит в основе логико-методологической концепции К.Поппера - создателя философской школы критического рационализма. К.Поппер назвал свою доктрину "дедуктивизмом", противопоставив ее "индуктивизму" позитивистских концепций.
Объяснение иногда пытаются толковать как сведение объекта объяснения к тому, что уже объяснено. Это не совсем точно. Дело в том, что принципы, лежащие в основе объясняющих положений и теорий; сами по себе не всегда могут быть объяснены. Мы можем объяснить, например, релятивистское сокращение масштабов или зависимость массы от скорости, обращаясь к специальной теории относительности А.Эйнштейна как инструменту объяснения. Но при этом мы вынуждены мириться с тем, что остается без объяснения лежащий в основе теории относительности принцип постоянства скорости света.
Аналогично мы можем объяснить, почему сумма углов в треугольнике равна I80°, приведя соответствующее доказательство. Но при этом отказываемся объяснить, почему через две точки можно провести прямую и притом только одну, что является одной из аксиом, лежащих в основе эвклидовой геометрии. Подобные факты признаются понятными и известными без каких-либо специальных объяснительных процедур.
Все сказанное не означает, однако, что в науке существуют положения, в принципе не допускающие никакого объяснения. Суть дела состоит в том, что во всякой научной или математической теории содержатся положения, объяснение которых выходит за рамки этих теорий. Реальные процессы объяснения в науке носят обычно сложный характер и содержат широкий арсенал средств, вообще говоря, не сводимый непосредственно к принципу децукции. Сюда входят, в частности, прослеживание генезиса и эволюции объекта объяснения, обращение к примерам, постановка специальных зкспериментов, поиск аналогий, разработка интерпретирующих моделей и теорий, выявление корреляционных зависимостей и т.д.
В рамхах формализованных теорий объяснительные процедуры представлены, прежде всего, средствами логического вывода и принцип дедукции сохраняет свою ведущую роль.
На метатеоретическом уровне объяснительная функция реализуется в форме интерпретирующих моделей. Интерпретация одной формализованной теории в понятиях и терминах другой теории является обычной процедурой для выявления смысла отдельных положений интерпретируемой теории, а также для выявления смысла некоторых свойств самой теории, например, ее непретиворечивости.
Объяснение в форме интерпретации, в отличие от дедуктивного объяснения, не ориентируется на раскрытие сущности предметов и явлений. Интерпретация - это прежде всего объяснение смысла различных терминов, положений, высказываний с помощью их трансляции, перевода на более понятный или привычный язык. Например, при переводе предложений с какого-либо иностранного языка на русский мы делаем понятным смысл этих предложений, но отнюдь не продвигаемся в выявлении сущности описываемых явлений.
Процедуры интерпретационного объяснения широко используются во многих абстрактных разделах математики, где трактовка соотношений и формул с помощью образов реальной действительности затруднена. Например, понятия таких областей современной математики, как алгебра, топология, интерпретируются, как правило, в терминах других областей математики (в частности, теории функций, геометрии).
Перенос интерпретационного объяснения в сферу естественных наук, прежде всего в физику, стимулировался резким повышением уровня абстрактности используемого теоретического аппарата. Абсолютизация этой формы объяснения и полный отказ от сущностного объяснения характерен для неопозитивистской философии науки. Объяснение фактов и явлений действительности рассматривается в ней как перевод теоретических высказываний науки на язык опытных данных. Теория выступает лишь как средство описания действительности с помощью некоторого формального языка, допускающего вышеупомянутый перевод.
В области гуманитарных наух (истории, психологии и т.д.) положение осложняется тем, что объекты объяснения нередко оказываются представленными лишь различного рода текстами, памятниками и следами прошлых культур, различными проявлениями духовной жизни человека. Адекватной моделью, пригодной для воспроизведения культурных феноменов прошлого или духовной жизни человека, может быть, например, сам человек, осуществляющий исследовательскую деятельность. Именно отсюда появляется тенденция строить интерпретирующее объяснение на языке "внутреннего опыта" и соответствующих средств "вчувствования в объект познания", как это делается в рамках герменевтики, представляющей собой искусство и теорию истолкования текстов и произведений культуры и выросшей в целое философское направление благодаря работам итальянского историка права Э.Бетти и немецкого философа Х.Гадамера.
В рамках герменевтики объяснению предшествует понимание, т.е. такое состояние переживания познающего субъекта, которое может быть истолковано как модель объекта объяснения. Интерпретирующее объяснение выступает в этом случае как инструмент трансляции смысла с "языка" внутренних переживаний субъекта познания на общезначимый язык. Характерное для естественных наук дедуктивное объяснение отходит при этом на второй план.
Как видим, во многих областях науки приходится обращаться к различным формам интерпретационного объяснения. Однако выдвижение этих форм объяснения во главу угла, особенно в области естественных наук, и, в частности, в физике, как это делали неопозитивисты, фактически сводит объяснение к той или иной интерпретации описаний.
Ограниченность такого представления объяснения существенным образом связана с ограниченной трактовкой самого описания. Описание - воспроизведение с помощью различных изобразительных средств интересующих нас характеристик объекта. Его цель - воссоздать в сознании других людей образ этого объекта, или, точнее, получить некоторую модель объекта, способную стать предметом самостоятельного исследования. Описание может представлять собой чувственнонаглядный образ предмета (рисунок, чертеж). Оно может осуществляться также средствами естественного языка (портрет в литературном произведении, описание экспериментальной установки, результатов наблюдения), с помощью специальных знаковых средств, выражающих различные особенности и связи объекта (имитационные модели). Наконец, можно говорить о теоретическом воспроизведении объекта с помощью научных понятий, принципов и законов, отображающих сущностные характеристики объекта.
Последний тип (или уровень) описания важен в том отношении, что он органически включает в себя приемы и схемы дедуктивного объяснения, поскольку по самому своему смыслу относится к некоторому классу объектов или явлений действительности. Рассматриваемый объект выступает как элемент этого класса.
Отождествление теоретического описания с описанием данного конкретного объекта, явления (в этом как раз и состоит ограниченность позитивистской трактовки описания) автоматически ведет к отождествлению общего и единичного, к подмене первого вторым. С позиции диалектического материализма создание теоретической системы, раскрывающей существенные связи объекта, оказывается одновременно и объяснением его характеристик, полученных с помощью тех или иных эмпирических средств. В этом смысле можно говорить об относительном совпадении теоретического описания с объяснением, имея в виду, что всякая конкретная теория, конечно же, не может претендовать на полное и окончательное объяснение эмпирических фактов.
Иначе обстоит дело с соотношением объяснения и описания при использовании имитационных моделей, которые, вообще говоря, ориентируются на рассматриваемый объект как на некоторый единичный феномен. Описание в форме имитационной модели не ставит своей задачей сущностное объяснение явлений. 3ато оно дает возможность понять механизм функционирования системы. Постановка серии экспериментов на имитационной модели и анализ полученных при этом результатов создают определенную эмпирическую базу для последующих обобщений и построений различных фрагментов теоретического осмысления сложных явлений. Таким образом, имитационное описание задает как бы предпосылки для последующей реализации теоретического описания. Оно является необходимым этапом в процессе формирования сущностных объяснений при изучении больших и сложных систем.
Аналогичные функции выполняют в физике так называемые феноменологические теории, которые позволяют получить предварительное описание явлений для целей последуюшего анализа и обобщений. В отличие от описания явлений на естественном языке или на языке рисунков и чертежей средства имитационного и феноменологического описания обладают более богатыми эвристическими возможностями. Вместе с тем следует отметить, что ни одна наука не может обойтись без описанияявлений и объектов на естественном языке, которое является необходимым условием самого процесса познания.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 3473;