Как нас­лаж­дать­ся пи­щей?

 

Человек, ко­то­рый «жи­вет, что­бы есть», под­вер­га­ет­ся пов­се­мес­т­но­му осуж­де­нию так час­то, что мне нет нуж­ды до­бав­лять что-ли­бо к это­му.

Я счи­таю, что мы дол­ж­ны нас­лаж­дать­ся пи­щей. Дей­с­т­ви­тель­но, тот, кто по­лу­ча­ет на­иболь­шее нас­лаж­де­ние от пи­щи, бу­дет об­ла­дать луч­шим здо­ровь­ем по срав­не­нию с тем, кто его не по­лу­ча­ет. Я не под­дер­жи­ваю сред­не­ве­ко­вую док­т­ри­ну «анти­на­ту­ра­лиз­ма», от­го­лос­ки ко­то­рой сох­ра­ни­лись до сих пор, а имен­но, буд­то все удо­воль­с­т­вие - зло. Я не счи­таю пос­то­ян­ное стра­даль­чес­кое сос­то­яние ес­тес­т­вен­ным для че­ло­ве­ка.

В «Исто­рии» Бак­кла так го­во­рит­ся об «анти­на­ту­ра­лис­т­с­ком» бе­зу­мии в сред­ние ве­ка: «Хрис­ти­анин обя­зан ос­те­ре­гать­ся нас­лаж­де­ния едой, ибо это де­ла­ют лишь не­чес­ти­вые». Нет­руд­но по­нять, по­че­му по­доб­ную ре­ли­гию при­хо­ди­лось рас­п­рос­т­ра­нять с по­мощью ме­ча, и муж­чи­ны и жен­щи­ны при­дер­жи­ва­лись пря­мо­ли­ней­ной и уз­кой до­рож­ки под пос­то­ян­ной ти­ра­ни­ей ды­бы, ви­се­ли­цы и «же­лез­ной» дев­с­т­вен­ни­цы. Гре­ки же и рим­ля­не про­по­ве­до­ва­ли ра­дос­т­ное пок­ло­не­ние При­ро­де.

Я ве­рю в эпи­ку­ри­ан­с­т­во в ис­тин­ном и выс­шем смыс­ле это­го сло­ва и сог­ла­сен с Мак­фэд­де­ном, ко­то­рый ска­зал, что «нет та­ко­го ес­тес­т­вен­но­го удо­воль­с­т­вия, ес­тес­т­вен­но­го ап­пе­ти­та или ес­тес­т­вен­но­го же­ла­ния, ко­то­рое не слу­жи­ло бы оз­до­ров­ля­ющей це­ли, дос­ти­же­ние ко­то­рой при­ве­дет к ук­реп­ле­нию ор­га­низ­ма. И грех и зло зак­лю­ча­ет­ся не в до­пу­ще­нии, а в ощу­ще­нии. Раз­ви­вай­те При­ро­ду, ес­тес­т­вен­ный ап­пе­тит и ес­тес­т­вен­ные же­ла­ния, вос­пи­ты­вай­те тон­кость ин­ту­иции, что поз­во­лит вам по­ни­мать и сле­до­вать его зо­ву так точ­но, нас­коль­ко вы спо­соб­ны. Тог­да вы ста­не­те об­раз­цом бо­лее силь­но­го и бла­го­род­но­го че­ло­ве­ка».

Я ве­рю в чув­с­т­вен­ность в ее ис­тин­ном, а не при­ни­жен­ном зна­че­нии, ко­то­рое при­да­ва­лось это­му сло­ву те­оло­га­ми. Я ве­рю во вку­со­вое нас­лаж­де­ние и убеж­ден, что вкус - од­но из важ­ней­ших свойств че­ло­ве­ка. Гур­ман, на­би­ва­ющий се­бя пи­щей три ра­за в день и прак­ти­ку­ющий из­в­ра­ще­ние вку­са, да еще с по­мощью прип­рав с целью сти­му­ля­ции сво­его уже из­в­ра­щен­но­го ап­пе­ти­та, не нас­лаж­да­ет­ся едой. Он не зна­ет вку­со­во­го удо­воль­с­т­вия. Ту­пые пре­ры­вис­тые ощу­ще­ния, ко­то­рые он по­лу­ча­ет от пе­рес­ти­му­ли­ро­ван­ных едой нер­вов, нес­рав­ни­мы с удо­воль­с­т­ви­ем от при­ема ес­тес­т­вен­ной пи­щи че­ло­ве­ком, нер­вы ко­то­ро­го на­пол­не­ны жиз­нен­ной си­лой и спо­соб­ны уло­вить прек­рас­ные и тон­кие аро­ма­ты.

Конечно, здо­ровью и счас­тью спо­соб­с­т­ву­ет не толь­ко прос­тое удо­воль­с­т­вие от еды, но и спо­соб­ность съеден­ной пи­щи удов­лет­во­рить пот­реб­нос­ти ор­га­низ­ма в со­от­вет­с­т­ву­ющих пи­та­тель­ных ве­щес­т­вах. Од­на­ко роль удов­лет­во­ре­ния от еды нель­зя не­до­оце­ни­вать. Про­ба на вкус, чув­с­т­во и. нас­лаж­де­ния фак­ти­чес­ки зас­тав­ля­ют вас прод­ле­вать раз­же­вы­ва­ние каж­до­го ку­соч­ка и воз­дер­жи­вать­ся от «стре­ми­тель­но­го пог­ло­ще­ния пи­щи», как пра­виль­но от­ме­тил Г. Флет­чер.

Тот факт, что об­ло­жен­ный язык ме­ша­ет нор­маль­но­му вос­п­ри­ятию пи­ще­вых аро­ма­тов, ме­ша­ет ус­та­нов­ле­нию же­лу­доч­ных реф­лек­сов и по­это­му пре­пят­с­т­ву­ет вы­де­ле­нию «аппе­тит­ных» со­ков, ука­зы­ва­ет на важ­ное зна­че­ние нас­лаж­де­ния едой. От еды мож­но по­лу­чить боль­шое удо­воль­с­т­вие, но че­ло­век в век хва­ле­ной ци­ви­ли­за­ции, прис­ту­пая к еде, на­би­ва­ет рот пи­щей од­ной ру­кой, а дру­гой в это вре­мя пе­ре­лис­ты­ва­ет га­зе­ту или де­ла­ет рас­че­ты. В ре­зуль­та­те он не по­лу­ча­ет поль­зы ни от этих за­ня­тий, ни от пи­щи.

Высшее нас­лаж­де­ние от еды дол­ж­но про­ис­те­кать от го­ло­да. Силь­ный ап­пе­тит и спо­соб­ность пол­нос­тью нас­лаж­дать­ся съеден­ной пи­щей яв­ля­ют­ся оп­ре­де­лен­ны­ми га­ран­ти­ями вы­ра­бот­ки не­об­хо­ди­мо­го ко­ли­чес­т­ва нуж­ных пи­ще­ва­ри­тель­ных со­ков. Чем боль­ше вы нас­лаж­да­етесь пи­щей и чем пол­нее из­в­ле­ка­ете вку­со­вое ощу­ще­ние от каж­до­го ку­соч­ка, преж­де чем прог­ло­ти­те его, тем сво­бод­нее бу­дет вы­де­лять­ся же­лу­доч­ный сок, а пос­ле это­го тем быс­т­рее и эф­фек­тив­нее бу­дет ус­во­ение в же­луд­ке. Бла­га раз­ви­тия ор­га­низ­ма яв­ля­ют­ся след­с­т­ви­ем не рас­пу­щен­нос­ти и эк­с­п­лу­ата­ции же­ла­ния, а куль­ти­ви­ро­ва­ния са­мо­кон­т­ро­ля и ис­поль­зо­ва­ния спо­соб­нос­тей че­ло­ве­ка в на­ивыс­шей гар­мо­нии с ин­те­ре­са­ми те­ла и ума.

У воз­мож­нос­тей пи­ще­ва­ри­тель­ных же­лез есть свои пре­де­лы. Они не в сос­то­янии вы­де­лить дос­та­точ­но со­ков и эн­зи­мов для со­вер­шен­но­го ус­во­ения трех «плот­ных» при­емов пи­щи в день. Тот, кто пот­реб­ля­ет та­кое ко­ли­чес­т­во пи­щи, не мо­жет быть дос­та­точ­но го­лод­ным к мо­мен­ту сле­ду­юще­го при­ема, что­бы по­лу­чить пол­ное нас­лаж­де­ние от еды. Он не толь­ко ест сверх сво­их пи­ще­ва­ри­тель­ных воз­мож­нос­тей, но име­ет и при­ток «пси­хи­чес­кой» сек­ре­ции, воз­ни­ка­ющей из страс­т­но­го же­ла­ния пи­щи и тон­ко­го нас­лаж­де­ния ею. При обыч­ном пе­ре­еда­нии же­лу­доч­ные и дру­гие со­ки не мо­гут вы­де­лить­ся в дос­та­точ­ном ко­ли­чес­т­ве и тре­бу­емой кон­цен­т­ра­ции.

Одной из фун­к­ций рта яв­ля­ет­ся ре­гу­ли­ро­ва­ние фун­к­ций дру­гих ор­га­нов пи­ще­ва­ре­ния. Для та­ко­го ре­гу­ли­ро­ва­ния не­об­хо­ди­мы тща­тель­ное пе­ре­же­вы­ва­ние и пол­ное раз­ви­тие вку­со­во­го ощу­ще­ния. Са­мые тон­кие аро­ма­ты от пи­щи по­лу­ча­ют­ся вслед­с­т­вие дли­тель­но­го пе­ре­же­вы­ва­ния, ко­то­рое да­ет дос­та­точ­ное вре­мя для слю­ны, что­бы воз­дей­с­т­во­вать на пи­щу.

Оценка пи­ще­ва­ри­тель­ных ка­честв пи­щи нер­ва­ми вку­со­вых окон­ча­ний, че­рез реф­лек­тор­ные цен­т­ры в моз­гу, под­го­тав­ли­ва­ют к ра­бо­те же­лу­док, пе­чень, под­же­лу­доч­ную же­ле­зу и дру­гие ор­га­ны пи­ще­ва­ри­тель­но­го трак­та. Чем доль­ше пи­ща ос­та­ет­ся во рту и чем тща­тель­нее она пе­ре­же­вы­ва­ет­ся, тем боль­ше бу­дет со­ка в же­луд­ке и тем луч­ше он бу­дет адап­ти­ро­ван к пот­реб­нос­тям съеден­ной пи­щи. Про­ба на вкус, до сих пор еще не пол­нос­тью оце­нен­ная, ре­гу­ли­ру­ет про­цесс пи­та­ния пу­тем от­к­лю­че­ния ап­пе­ти­та пос­ле­до­ва­тель­но на каж­дый съеден­ный вид пи­щи по ме­ре по­лу­че­ния ор­га­низ­мом дос­та­точ­но­го ее ко­ли­чес­т­ва. Вкус - это ин­с­тин­к­тив­ный ре­гу­ля­тор пи­та­ния, и ес­ли он нор­маль­ный и не­из­в­ра­щен­ный, то яв­ля­ет­ся на­деж­ным ори­ен­ти­ром при оп­ре­де­ле­нии ко­ли­чес­т­ва и ка­чес­т­ва не­об­хо­ди­мой пи­щи, но это - при ус­ло­вии при­ема на­ту­раль­ной пи­щи и от­сут­с­т­вия прип­рав и спе­ций к ней.

Все зна­ют, что у раз­ных лю­дей раз­ное ощу­ще­ние вку­са. Не­дав­но в ла­бо­ра­то­рии Ин­с­ти­ту­та Кар­не­ги ус­та­но­ви­ли, что один и тот же хи­ми­ка­лий у од­них не вы­зы­ва­ет ни­ка­ко­го ощу­ще­ния, а у дру­гих - горь­кое ощу­ще­ния хи­ни­на. По­доб­ные ано­ма­лии ана­ло­гич­ны даль­то­низ­му и не­раз­ли­чи­мос­ти то­нов зву­ка. Гос­под­с­т­ву­ющая те­ория вку­са го­во­рит о том, что име­ет­ся очень ог­ра­ни­чен­ное чис­ло вку­со­вых ощу­ще­ний - сла­дость, кис­ло­та, со­ле­ность, го­речь и, воз­мож­но, еще два-три, а дру­гие - лишь ком­би­на­ции вку­са и за­па­ха. Ес­ли это так, то нас­коль­ко важ­ным, имея в ви­ду на­ши зна­ния о свя­зи вку­са пи­щи с хо­ро­шим ее ус­во­ени­ем, ста­но­вит­ся факт аро­ма­та на­шей пи­щи и прак­ти­ка нас­лаж­де­ния ее раз­лич­ны­ми бла­го­уха­ни­ями. От­сут­с­т­вие спо­соб­нос­ти к вос­п­ри­ятию ка­ко­го-то вку­со­во­го ощу­ще­ния мо­жет быть ре­зуль­та­том ат­ро­фии или не­пол­но­го раз­ви­тия оп­ре­де­лен­ных нер­в­ных окон­ча­ний.

Кроме то­го, су­щес­т­ву­ет дру­гой, и бо­лее рас­п­рос­т­ра­нен­ный де­фект ор­га­на вку­са, ко­то­рый я наз­вал «вку­со­вым ин­фан­ти­лиз­мом». Под ним я имею в ви­ду на­ли­чие у взрос­лых дет­с­ких ха­рак­те­рис­тик вку­са. Вку­со­вой ди­апа­зон у де­тей очень ог­ра­ни­чен. По дос­ти­же­нии оп­ре­де­лен­но­го воз­рас­та очень труд­но бы­ва­ет зас­та­вить ре­бен­ка ис­п­ро­бо­вать но­вую, нез­на­ко­мую пи­щу. Еще до то­го, как он поп­ро­бу­ет ее, он про се­бя ре­ша­ет, что та ему не нра­вит­ся, и ес­ли его уда­ет­ся зас­та­вить поп­ро­бо­вать ее, обыч­но пос­ле про­бы он все же счи­та­ет, что она не­хо­ро­ша. В под­рос­т­ко­вом воз­рас­те вку­со­вой ди­апа­зон на­чи­на­ет и по­том про­дол­жа­ет рас­ши­рять­ся. Мо­ло­ко, ес­ли оно к то­му вре­ме­ни еще не от­вер­г­ну­то, по­хо­же, ста­но­вит­ся «без­в­кус­ным», а мно­гие про­дук­ты, ко­то­рые рань­ше съеда­лись без удо­воль­с­т­вия, те­перь пот­реб­ля­ют­ся с нас­лаж­де­ни­ем. Соз­да­ет­ся но­вая, бо­лее ши­ро­кая пи­та­тель­ная ба­за, в ос­но­ве ко­то­рой ле­жит боль­шее раз­но­об­ра­зие про­дук­тов. Но есть лю­ди, у ко­то­рых эти из­ме­не­ния в под­рос­т­ко­вом и юно­шес­ком воз­рас­те не по­лу­ча­ют бо­лее или ме­нее силь­но­го раз­ви­тия. Их ощу­ще­ния не рас­ши­ря­ют­ся, и свои дет­с­кие вку­со­вые ан­ти­па­тии они пе­ре­но­сят на взрос­лый пе­ри­од жиз­ни. Этих нес­час­т­ных лю­дей, как и де­тей, труд­но зас­та­вить ис­п­ро­бо­вать но­вую, нез­на­ко­мую еду, к так же как де­ти, еще до про­бы, они ре­ша­ют, что она им не нра­вит­ся, ес­ли поп­ро­бу­ют.

Я не знаю всех фак­то­ров, ко­то­рые от­ве­ча­ют за та­кое не­пол­но­цен­ное раз­ви­тие ор­га­на вку­са, но я ду­маю, что, по край­ней ме­ре, у не­ко­то­рых лю­дей оно яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том от­сут­с­т­вия ши­ро­ко­го раз­но­об­ра­зия пи­щи а тот пе­ри­од, ког­да ор­ган вку­са у них дол­жен был бы нор­маль­но раз­ви­вать­ся.

Я наб­лю­дал час­тые слу­чаи та­ко­го яв­ле­ния у лю­дей из бо­лее се­вер­ных ра­йо­нов, где очень не­боль­шое раз­но­об­ра­зие пи­щи. Эти при­ме­ры убеж­да­ют ме­ня в том, что та­кое сос­то­яние ор­га­на вку­са в боль­шин­с­т­ве слу­ча­ев мож­но ес­ли не пол­нос­тью, то в зна­чи­тель­ной ме­ре пре­одо­леть при ус­ло­вии, что его об­ла­да­тель серь­ез­но за­ду­ма­ет­ся над этим и чес­т­но по­пы­та­ет­ся раз­вить и вос­пи­тать вку­со­вые ощу­ще­ния. Но час­то та­кие лю­ди не де­ла­ют это­го. Они до­воль­с­т­ву­ют­ся пол­дю­жи­ной про­дук­тов пи­та­ния, ко­то­рые им нра­вят­ся, и от­ка­зы­ва­ют­ся от по­пыт­ки раз­вить вкус к но­вым ви­дам пи­щи. Ве­ро­ят­но, та­кие слу­чаи да­же неч­то слож­нее, чем обыч­ная сте­пень ум­с­т­вен­но­го ин­фан­ти­лиз­ма.

 








Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 673;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.