Проблема депопуляции в человеческом обществе.
Депопуляция – от латинского populus – народ. Частица «de» - отрицательная (например, деформация, дегенерация). На языке демографии депопуляция означает сокращение численности населения в связи со снижением деторождения.
1. О чем говорит статистика
Мы знаем: для того, чтобы себя воспроизвести, супружеская пара должна иметь статистически 2,1 ребенка. На языке демографии это называется: «коэффициент суммарной рождаемости».
Коэффициент суммарной рождаемости в мире – 2,55. Но из ожидаемого прироста населения Земли к 2025 году в 1,2 миллиарда только три процента приходится на западные страны.
По данным Организации Объединенных Наций, в 1960 году в Европе было 57 миллионов детей до пятилетнего возраста, сейчас – 35 миллионов.
В главе «Берешит» описывается сотворение мира и человека. Бог создал человека и сказал: «Плодитесь и размножайтесь». Из столетия в столетие и по сей день бедные страны следуют этой заповеди. А вот в богатых странах библейский постулат «Плодитесь и размножайтесь» предан забвению.
В большинстве западных стран рождаемость значительно ниже порога воспроизводства. Вот статистика (в убывающем порядке):
Коэффициент суммарной рождаемости по странам
США 2,05 Швейцария 1,42
Англия 1,85 Эстония 1,39
Дания 1,80 Австрия 1,38
Швеция 1,80 Венгрия 1,30
Бельгия 1,65 Испания 1,20
Канада 1,53 Германия 1,20
Польша 1,50 Италия 1,12
В Германии, Испании и Италии, которые замыкают таблицу, положение критическое.
Согласно данным Федеральной службы статистики ФРГ, у каждой пятой немки в возрасте до 44 лет никогда не было детей. Сейчас население Германии – 82 миллиона.
Демографы предсказывают: если эта тенденция сохранится, население Германии через 50 лет уменьшится на 17 миллионов человек.
Депопуляция происходит и за пределами Европы: коэффициент суммарной рождаемости в Новой Зеландии – 1.96; в Австралии – 1.76; в Японии – 1.29; в Южной Корее – 1.24.
В США показатель рождаемости – 2.05 – приближается к уровню воспроизводства.
Но более высокая рождаемость среди чёрного и цветного населения может привести к тому, что в 2042 году белые станут нацменьшинством. Как писал ныне покойный Сэмюэль Хантингтон в книге «Кто мы?» (Who Are WE ?): «Когда из Майами уйдет последний американец, надо будет спустить американский флаг».
О России. На Западе предсказывают: Россия вымирает. В 1993 году на территории государства проживало 148,6 миллиона человек, а по данным Федеральной службы государственной статистики на 1 августа 2009 года – 142 миллиона. За 15 лет население сократилось на 6,6 миллиона человек (не считая миграционных процессов). Если эта тенденция сохранится, к 2050 году в России останется 108 миллионов человек.
Население России сокращается катастрофически не только в силу низкой рождаемости (1,3), но и в силу социальных проблем, которые одолевают страну. Это «шоковая терапия», которая выкосила десятки тысяч человек, не приспособленных к капитализму; алкоголизм (президент Медведев объявил алкоголизм «национальным бедствием»); СПИД (370 тыс. зарегистрированных случаев в 2006 году); производственные травмы и многое другое.
Демографы различают: «продолжительность жизни» и «продолжительность здоровой жизни». В России – поразительный контраст: продолжительность жизни женщин – 73,9 года, а продолжительность жизни мужчин – 59 лет.
Причины
Рассмотрим причины, которые приводят к сокращению рождаемости в промышленно- развитых странах. Количество детей в семье – проблема личная, но её решение зависит от многих социально-экономических факторов.
Общий принцип можно сформулировать так: чем выше материальный и культурный уровень общества, тем ниже рождаемость.
Руководитель Центра демографии и экологии человека, доктор экономических наук
Анатолий Вишневский в лекции «Демографические альтернативы для России» поставил вопрос: чем объясняется снижение рождаемости в развитых странах? И отвечает: «Если бы вы спросили молодую женщину на улице Москвы, Лондона, Парижа, Токио, почему она не хочет детей, она бы ответила, что причина в том, что у неё маленькая квартира, не хватает зарплаты, трудно совмещать работу с семейными обязанностями и так далее. Но демографы не слишком верят таким ответам, потому что знают: снижение рождаемости идет рука об руку с улучшением жилищных условий и ростом зарплаты. Чем богаче становится страна, тем ниже в ней рождаемость» (выделено мной).
Молодая женщина (и мужчина), для того чтобы добиться материального благополучия, должна окончить колледж, выплатить ссуду, найти работу, которая позволит снять квартиру... А пока есть общепризнанный общественный институт boyfrien
и girlfriend. О детях речи нет. Ведь содержание и обучение ребенка – самая большая расходная часть семейного бюджета.
Но вот сбылась «американская мечта»: супружеская пара достигла материального благополучия. Состоятельное общество, как мы уже убедились, не располагает к деторождению. Много соблазнительного для интересной жизни молодой супружеской пары; больше возможностей для успешной карьеры женщины. При этом растущее число разводов создает неуверенность в прочности брака.
Вот что писал знаменитый Джон Голбрайт в книге «Общество изобилия» («The Affluent Society» - «книга века» - сороковое юбилейное издание вышло в 1998 году):
«Всякое производство направлено на удовлетворение потребностей, но с появлением общества изобилия мы пришли из мира, где рост производства означал больше пищи для
голодных, больше одежды для защиты от холода и больше жилищ для бездомных, в мир,
где обилие товаров означает необузданное желание иметь элегантные автомашины, более экзотические продукты, более эротическую одежду, более изысканные развлечения действительно, современный набор чувственных, возвышенных и ментальных желаний».
Мы с вами понимаем: в этот набор «чувственных, возвышенных и ментальных желаний» дети не входят.
Почти во всех странах законодательно установлены ограничения на аборты, но полного запрета нигде нет, да это и невозможно. По данным ООН в мире ежегодно совершается от 36 до 53 миллионов регистрируемых и нерегистрируемых абортов.
В России на каждую тысячу новорождённых приходится 1022 аборта. По количеству абортов Россия давно и прочно «впереди планеты всей».
В США в среднем 1, 3 миллиона абортов в год – более 3000 в день.
А еще контрацепция – противозачаточные средства – самое общедоступное средство от деторождения.
Общепринятым явлением современной жизни является гомосексуализм и лесбиянство. Достаточно полных статистических данных по этому вопросу нет.
Считается, что самая большая гомосексуальная община в Новой Зеландии – 800 тысяч (при населении 4 млн.), в Норвегии – 600 тысяч (при населении 4.6 млн.), в Англии и Франции – 36 и 25 тысяч соответственно (в обеих странах население по 61 млн.), в США – 12 миллионов (напомню, что население 300 млн. человек)
Население стареет
Во всех странах, которые достигли высокого уровня благосостояния, население стареет. Старение населения вызвано двумя факторами: низкой рождаемостью (депопуляцией) и увеличением продолжительности жизни.
Люди живут дольше благодаря успехам медицины, более полноценному питанию, здоровому отдыху, широкой сети спортивно-оздоровительных мероприятий.
Это и рост благосостояния страны, оздоровление среды обитания, развитие сферы услуг, удобства, к которым мы все привыкли, – целый комплекс социальных и экономических сдвигов.
Вот 10 стран с самой большой продолжительностью жизни (в убывающем порядке):
Продолжительность жизни, лет, по странам
Страна Общая Мужчины Женщины
Япония 82,6 79,0 86,1
Австралия 81,2 78,9 83,6
Испания 80.9 77,7 84,2
Израиль 80,7 78,5 82,8
Франция 80,7 77,1 84,1
Канада 80,7 78,3 82,9
Италия 80,5 77,5 83,5
Англия 79,4 77,2 81,6
Германия 79,4 76,5 82,1
США 78,1 75,0 81,2
Как видим, женщины живут дольше, чем мужчины. Это объяснимо. Мужчины погибают на войне и во внутренних конфликтах, чаще погибают в дорожно-транспортных происшествиях, промышленных авариях и от производственных травм. Мужчины заняты на работах, связанных с физическим трудом, и чаще умирают от сердечно-сосудистых заболеваний. А еще алкоголь и курение.
За всю историю человечества, не считая последние 100 лет, пожилые люди (65 лет и старше) никогда не составляли более 2-3 процентов. Приведу данные ООН (выборочно) процент людей старше 65 лет в 1950 году, 2000 году и прогноз на 2050 год:
Процент людей старше 65 лет
1959 2000 2050
В мире 5,2 6,9 19,3
Европа 8,2 14,7 29,2
США 8,3 12,3 21,1
Германия 9,7 16,4 31,0
Италия 8,3 18,1 35,9
Швеция 10,3 17,4 30,4
Таким образом, к середине столетия в возрасте 65 лет и старше в мире будет каждый пятый, а в западных странах – каждый третий.
Один из каждых десяти будет старше 80 лет. Людей, чей возраст перевалил за сто, в 1950 году насчитывалось несколько тысяч, а сегодня количество столетних составляет 340 тысяч человек.
Человечество приближается к библейским 120 годам. Некоторые считают: чем меньше будет трудоспособных, тем выше будет спрос на рынке труда, выше заработная плата, больше льгот. Это не так. Великое достижение медицины – люди живут дольше – оборачивается катастрофой.
Население стареет, и это тяжелым бременем ложится на трудоспособных. Сегодня каждый работающий, образно говоря, содержит двух пенсионеров, в 2050 году он будет содержать 5-6 нетрудоспособных.
В ближайшие три десятилетия расходы промышленно-развитых стран на пенсионное обеспечение и социальные льготы возрастут в 2-3 раза. Правительство окажется перед выбором: либо повышать налоги, либо урезать льготы, или и то, и другое.
В семье будет меньше внуков, чем бабушек и дедушек. Пожилые дети должны будут заботиться о престарелых родителях.
5. Что делать?
Правительства решают проблему депопуляции прагматически: надо обеспечить
женщине материальные стимулы и социальные льготы для деторождения.
В ФРГ правительство оплачивает работающей женщине двухмесячный отпуск до и
после родов, выдает 3000 марок на новорождённого и субсидии (скидку) на ясли и
детский сад.
Во Франции, Италии и Польше – денежные выплаты при рождении ребенка и
ежемесячное пособие многодетным матерям.
В Австралии – 4000 долларов на новорождённого и полная оплата яслей и детского
сада, если женщина работает.
В Японии – 4000 долларов при рождении ребёнка и 460 долларов в год в течение
десяти лет.
В России в мае 2006 года в «Обращении к нации» премьер-министр Путин огласил
«Программу стимулирования роста населения до 2020 года». Положение в России, как мы видели, критическое, и программа самая щедрая: длительные оплачиваемые отпуска до и после родов; денежные гранты матери на второго и третьего ребёнка; субсидии на ясли и детский сад; льготы на медицинское обслуживание и, что особенно привлекательно, перспективы улучшения жилищных условий и доплата многодетной работающей женщине к пенсии.
Министерство экономического развития прогнозирует: к 2025 году население страны стабилизируется на уровне 142-145 миллионов человек, и начнется планомерный рост. Средняя продолжительность жизни достигнет 75 лет. Россия приблизится к порогу воспроизводства.
Что можно сказать по этому поводу?
Все эти поощрительные меры временные, и результаты кратковременные.
Сразу после их введения женщина, которая собиралась рожать позднее, родит ребенка, как говорят, с «опережением графика» и на этом остановится. Демографы называют это «сдвигом календаря». Но на общее количество детей в семье «сдвиг календаря» не повлияет.
В богатых странах сложился порочный менталитет: родители должны нести ответственность за будущее своих детей: аборт – символ заботы о детях, многодетность – символ материнской безответственности. На многодетную мать смотрят как на пережиток прошлого, анахронизм. Такая же психология и в России. Там это называется «психологией однодетности». При такой психологии трудно ожидать положительных результатов любых правительственных программ.
Если депопуляция и старение населения необратимы, единственным способом решения проблемы является иммиграция.
Сторонники этой точки зрения отмечают: все страны в последние двадцать лет обеспечивают прирост населения за счет мигрантов.
Но активная иммиграция приводит к опасным этнокультурным сдвигам.
Если в европейскую страну или в США приедут профессионалы-латыши в трудоспособном возрасте, вряд ли кто-то будет к ним относиться как к иммигрантам, чужакам. Вскоре после приезда они без особых проблем вольются в массу коренных жителей. Но если приедет семья из Туниса или Марокко с шестью детьми? Они будут обречены на низкооплачиваемую работу и сегрегацию, и понадобится не одно поколение на их ассимиляцию, и ассимилируются ли они вообще? В этих условиях «плавильный котел» не работает. Приезжий, оставшийся «другим», не только сохраняет свою культуру, но и постоянное двустороннее общение со страной исхода – с внешней политической силой, с враждебной идеологией. Убедительный пример – исламизация Европы. Хантингтон в книге «Кто мы?», которую я цитировал выше, пишет: «Как адаптировать массу африканцев, арабов, турок, албанцев и прочих в европейских обществах и латино в Соединенных Штатах, азиатов в Японии, Австралии и Канаде? Это не только огромные дополнительные расходы правительства на социальные программы, меньше рабочих мест, ниже оплата и меньше льгот для коренного населения, но и социальная поляризация, этнокультурная несовместимость, эрозия самого понятия национальной идентичности».
Рождаемость в Японии чуть выше порога воспроизводства (2,29), а по продолжительности жизни страна возглавляет таблицу – 82,6 лет.
Япония исторически иммигрантов не принимает: «Япония для японцев». Из 128 миллионов человек 99 процентов – японцы и один процент – корейцы. Правительство предприняло попытку решить проблему острой нехватки рабочих рук «по-японски». В 1980 году Министерство труда объявило программу: 300 тысяч иен на трудоспособного и 200 тысяч иен на каждого члена семьи, пожелавшей вернуться на родину из японской диаспоры. С тех пор откликнулись 300 тысяч человек. Приехавшие в 80-е и 90-е годы уже приближаются к 60 годам.
Детальный анализ проблемы, который здесь представлен, подводит к выводу: демографические проблемы вне контроля человека и не во власти правительства.
Демографические процессы обусловлены развитием современной цивилизации.
3.Ресурсный кризис.
Темпы роста мирового валового продукта до сих пор, вопреки Мальтусу, не отставали от населения, составляя в течение последнего десятилетия около 2,5% в год (около 20 триллионов долларов в 1990 г. по сравнению с 15,5 триллионов в 1980 г.). Однако уровень доходов сотен миллионов людей остается ниже прожиточного минимума и уже в ближайшем будущем можно ожидать сокращения прироста валового продукта в связи с возникающими (и тесно взаимосвязанными) экологическими и экономическими проблемами.
Земельные ресурсы.
В 1971-1986 гг. площадь земель под зерновыми увеличивалась на 0.51 °/о в год. За тот же период около 60 млн. га пашни было занято растущими городами. Прирост за счет малоплодородных земель практически бесперспективен. Сведение тропических лесов позволяет фермерам использовать освободившиеся земли в течение двух-трех лет, после чего их забрасывают из-за истощения почвы. Примерло в такие же сроки утрачивается продуктивность легко эродируемых земель, поэтому в США и других развитых странах их возвращают природе. В СССР расширение пашни за счет легко эродируемых земель завершилось утратой 10% сельскохозяйственных угодий после 1978 г. В мировом масштабе за последние два десятилетия потери составляют около 6 млн. га в год.
В то же время возможности интенсивного развития также, по-видимому, приближаются к своему пределу. Об этом свидетельствует общая тенденция к сокращению использования удобрении и пестицидов, наметившаяся в конце 70-х. Причина заключается не только в многократно возросшем загрязнении всех компонентов среды, утрате плодородия почв и ущербе здоровью людей. Эти последствия химизации сельского хозяйства частично преодолимы с помощью новых технологий. Однако новые технологии эффективны при комплексном внедрении высокопродуктивных сортов (пород) и специально предназначенных для них удобрений, пестицидов, агротехнических приемов (кормов, гормональных препаратов). Они удорожают сельскохозяйственное производство, обеспечивая монополию крупных производителей, вытесняющих традиционные фермы - «Зеленая революция» привела кразорению 20% семейных ферм, что означает отток сельского населения в города со всеми негативными последствиями (см. выше), утрату индивидуального разнообразия навыков и приемов ведения хозяйства и соответственно способности адаптироваться к изменениям природных и социальных условий. Кроме того, целые регионы, в которых новые технологии по тем или иным причинам не находят применения, оказываются неконкурентоспособными.
В целом рост производства зерна на душу населения за два последних десятилетия не превышал 1 % в год, т. е. примерно вдвое отставал от роста населения, создавая угрозу голодного будущего. Новые тенденции в развитии сельскохозяйственного производства заключаются в разработке «альтернативных технологий»-биологических методов повышения продуктивности почвы и борьбы с вредителями с учетом естественной цикличности природных процессов и традиционным севооборотом, а также «точных технологий»-информационных систем, обеспечивающих мониторинг и регуляцию всех параметров агросистемы. Сочетание «альтернативных» и «точных» технологий даст возможность уменьшить экологический ущерб без существенного сокращения производства.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 1072;