Энергетические ресурсы.
Дестабилизация мировой экономики в результате скачкообразного повышения цен на нефть - трижды за последние 20 лет- предвещает энергетический кризис, который неизбежно наступит в первой половине следующего века, если структура энергетики не будет коренным образом перестроена.
В прошлом человек использовал, главным образом, возобновимые энергетические ресурсы биомассы, воды н ветра.. Лишь в 19 в. уголь стал играть ведущую роль в энергетике стран, ставших на путь промышленного развития, и лишь во второй половине 20 в. на эту роль выдвинулась нефть. Так совершился переход на невозобновимые ресурсы, дающие сейчас около 75 °/о всей потребляемой энергии.
Подобный путь, противоречащий логике эволюционных процессов, не мог не оказаться тупиковым. То обстоятельство, что более половины мировых запасов нефти сосредоточено в политически самом нестабильном регионе мира, лишь усугубляет кризисную ситуацию.
В США при сохранении уровня добычи 1989 г1. разведанных запасов нефти хватит еще на 16 лет (запасов газа-на 60 лет). Однако с учетом ежегодного роста потребления нефти на 7% они будут исчерпаны через 11 лет (если половина потребления будет перекрыта за счет импорта, то через 16 лет). Примерно так же обстоит дело с европейскими и российскими запасами с тем отличием, что в последнем случае сроки зависят как от местного потребления, так и от экспорта. Ближневосточные запасы могут покрыть дефицит нефти в этих странах вплоть до 2030 г.
Месторождения нефти и газа приурочены, главным образом, к окраинным морям современных или существовавших в прошлом океанов. Большая часть разведанных запасов связана с окраинными морями мезозойского океана Тетис (месторождения Персидского залива, Прикаспийского региона, Мексиканского залива), открытия последних десятилетий-с периарктическим поясом, к которому относятся Западно-Сибирский бассейн, Северное море, бассейн северного склона Аляски и др. Здесь можно ожидать прироста запасов за счет дальнейших открытий примерно в 2,5 раза в ближайшие 10-15 лет. За тот же период население увеличится на 1 миллиард, общее потребление энергии-на 20-25%. Таким образом, прирост запасов нефти не сможет компенсировать роста потребления.
Компенсационное увеличение потребления угля приведет к дополнительному загрязнению среды, тогда как запасы природного газа недостаточны для замещения нефти в течение длительного времени и рассматриваются как «переходное» топливо. Атомная энергетика едва ли представляет жизнеспособную альтернативу из-за высокого риска для жизни и здоровья людей, связанного с неизбежными катастрофами и растущими радиоактивными отходами, к которым относятся и отработавшие свой срок АЭС. Чтобы АЭС сравнялись по вкладу с горючими ископаемыми, их число должно быть увеличено в четыре раза, что недопустимо с позиций риска . Понимание этого обстоятельства заставило большинство стран отказаться от строительства новых АЭС. Действующие реакторы большей частью выйдут из строя в течение ближайших 30 лет и едва ли будут заменены новыми.
Таким образом, реальную альтернативу горючим ископаемым составляют лишь возобновимые энергетические ресурсы тепла недр, солнечной радиации, ветра, морских приливов, рек, горячих источников и биомассы. Технологии использования солнечной энергии быстро развиваются. Фотоэлектрогенераторы уже находят широкое применение, а стоимость производимого ими киловатт-часа энергии сократилась в 50 раз по сравнению с 1973 г. Ожидается дальнейшее сокращение того же порядка к середине 90-х благодаря применению более эффективных полупроводников и других технологических новшеств. Термоэлектрические генераторы производят более дешевую энергию, но возможности их применения относительно ограничены. Тем не менее использование гелиоконцентраторов открывает перспективу получения большого количества энергии в аридных районах и ее экспорта в страны с умеренным климатом. В Дании и других странах европейского севера ветряные двигатели дают не менее 12% электроэнергии (как все АЭС бывшего СССР). В гидроэнергетике получают распространение бесплотинные ГЭС, не наносящие ущерба земельным и водным ресурсам.
Возможности использования тепла земных недр еще практически не раскрыты, хотя Калифорния, например, получает 7% энергии от гидротермальных источников. Ресурсы разогретых эндогенным теплом горных пород в двадцать раз превышают запасы горючих ископаемых. Технологии их использования еще не продвинулись дальше концептуальной стадии.
Несмотря на очевидные преимущества возобновимых энергетических ресурсов, перспективы их освоения до последнего времени оценивались не слишком высоко. Конкурентоспособность нефтяной и ядерной энергетики поддерживалась их тесной связью с военно-промышленным комплексом.
Изменение политической ситуации открыло возможность ускоренного развития децентрализованных автономных энергетических систем, использующих «нетрадиционные» энергоносители. С их распространением произойдут коренные изменения в экономике и образе жизни городского и сельского населения. Пока же инерция нефтяной экономики еще очень сильна. Реальная перестройка, вероятно, начнется с того момента, когда встречные процессы повышения цен на нефть и совершенствования технологий «нетрадиционной» энергетики уровняют стоимость киловатт-часа электроэнергии из того и другого источника.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 721;