Действие уголовного закона во времени и пространстве.
Уголовный закон с момента его принятия действует на определенной категории и распространяется на определенный круг лиц. Таким образом, уголовный закон действует в пространстве и во времени.
Действие уголовного закона в пространстве традиционно основывается на принципах территориальности и гражданства.
Территориальный принцип (ст. 11 УК РФ) означает, что лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему кодексу, кроме того, конкретизируется применение этого принципа в отношении преступлений, совершенных на континентальном шельфе или в исключительной экономической (двухсотмильной) зоне Российской Федерации, а так же преступлений, совершенных на приписанном к порту Российской Федерации воздушном или морском (речном) судне, находящемся в водном или воздушном пространстве вне пределов страны. При этом особо выделено, что совершение преступления на военном корабле или воздушном судне Российской Федерации, независимо от места их нахождения (международное пространство, территория иностранных государств), влечет ответственность по российскому уголовному законодательству.
В свое время Таганцев Н.С. принцип территориальности разъяснял следующим образом: «Закон, как выражение авторитетной государственной воли, действует, говоря общим образом, в пределах государства, где властвует эта воля, повелевающая и грозящая даже уголовными карами за неисполнение её велений. Но так как в современном цивилизованном мире государства не живут изолированно, а многообразно соприкасаются с другими столь же самостоятельными государственными единицами, то естественно, что такое соприкосновение вполне возможно и при применении законов вообще, а в частности, законов уголовных. Поэтому необходимо, во-первых определить пространство или пределы действия уголовного закона и во-вторых, установить основания для разрешения столкновений, которые могут возникнуть между законами отдельных государств».
Так как пространственное действие уголовного закона определяется территорией, необходимо выяснить, что понимается под данным термином.
На сегодняшний день понятие государственной территорией нормативно отрегулировано законом Российской Федерации от 1 апреля 1993г. «О государственной границе Российской Федерации».
Под территорией Российской Федерации понимаются находящиеся в пределах её государственных границ: суша, т.е. сухопутная территория, водная территория, воздушное пространство, недра, континентальный шельф. Кроме того, уголовный закон действует также на невоенных кораблях и в самолетах Российской Федерации в открытом море и в воздушном пространстве над ним, на военных кораблях и самолетах Российской Федерации в открытом море и в воздушном пространстве над ним, на военных кораблях и самолетах Российской Федерации, где бы они не находились.
Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный придел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Под водной территорией понимаются внутренние воды, территориальные прибрежные воды или территориальное море шириной в 12 морских миль, а также части пограничных рек и озер.
В понятие воздушное пространство входит все воздушное пространство над сухопутной и водной территорией Российской Федерации, в том числе и над территориальными водами.
Недра – это пространство под поверхностью сухопутной и водной территории, ограниченной государственной границей Российской Федерации. Каких-либо ограничений глубины недр, являющихся территорией нашего государства не существует.
К территории Российской Федерации относится также и континентальный шельф – поверхность и недра морского дна за территориальными водами до глубины 200 метров и глубже, пока глубина покрывающих морское дно вод позволяет вести разработку естественных богатств этих районов.
В ч. 4 ст.11 имеется исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права, т.е. в данном случае речь идет об экстерриториальности, т.е. неподсудности местному суду по уголовным делам. Данным правом, в соответствии с нормами международного права, пользуются: 1) глава иностранного государства, находящийся с официальным визитом в данном государстве по его приглашению (монарх, президент, глава законодательного собрания и т.д.); 2) дипломатические представители иностранных государств (послы, посланники, полномочные министры, поверенные в делах и т.д.), а также атташе, советники, секретари посольств, дипломатические курьеры, все лица официально аккредитованные при соответствующем правительстве (дипломатический состав правительства), также члены их семей (жена, несовершеннолетние дети). Неофициальные сотрудники дипломатических представительств (вспомогательный персонал) хотя бы они и являлись иностранцами и приехали вместе с дипломатическими представителями (шофер, повар, и т.д.) правом экстерриториальности не пользуются.
Экстерриториальность распространяется на все виды преступлений. Освобождение от уголовной юрисдикции исключает возможность привлечения дипломатического представителя к уголовной ответственности в стране пребывания « в порядке международной вежливости», это право, обычно представляется также в странах, которые он проезжает, следуя к месту работы или обратно», а также в странах, где он находится по своим личным делам. Экстерриториальность не означает, что уголовная ответственность за совершенное преступление отпадает, она должна иметь место, но только перед своим судом и по своим законам.
Принцип гражданства закреплен в ч. 1 ст. 12 Уголовного кодекса РФ и выражается в том, что граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК РФ, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.
Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующейся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по уголовному законодательству РФ, если иное не предусмотрено международным договором.
УК РФ 1996 года впервые закрепил реальный и универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве.
Под реальным принципом понимается государственное распространение закона на преступление, совершенное за границей этого государства, если оно посягает на его интересы или интересы граждан.
Реальный принцип был известен дореволюционному российскому уголовному законодательству и уголовному кодексу РСФСР 1922года. В ныне действующем Уголовном кодексе данный принцип закреплен в ч. 3 ст. 12 УК РФ: иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне территории Российской Федерации подлежат уголовной ответственности по настоящему кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Универсальный принцип заключается в том, что если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершили преступление вне пределов Российской Федерации, то они отвечают по настоящему кодексу в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК).
Универсальный принцип может конкурировать с институтом выдачи преступников (экстрадицией), под которым понимается передача лиц, совершивших преступление государству, на территории которого они совершили преступление.
Институт экстрадиции является комплексным и регламентируется на основе внутреннего не уголовного и международного права. Например, в соответствии с международно-правовыми традициями выдача не допускается, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином того государства, к кому обращено требование. Поэтому в ст. 61 Конституции РФ установлено правило не выдачи российских граждан другому государству. В связи с этим в ч. 1 ст. 13 УК РФ зафиксировано правило невыдачи граждан РФ, совершивших преступление вне пределов РФ и находящихся на территории иностранного государства.
В ч. 2 ст. 63 Конституции, а также в ч. 2 ст. 13 УК закреплена обычная практика выдачи по требованию иностранного государства граждан этого государства или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на территории нашей страны. Исключение из этого правила установлено в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ, в соответствии с которой не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а так же за деяния не признанные в РФ преступлением.
Таким образом,действие уголовного закона в пространстве основано на следующих принципах: территориальный, гражданский, универсальный и реальный, закрепленных в ст. ст. 11, 12 УК РФ.
Действие Уголовного закона во времени определяется началом и прекращением его действия.
Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действующим во время совершения этого деяния. Следовательно, прежде чем применить норму уголовного закона, необходимо выяснить, действовал ли данный уголовный закон во время совершения преступления. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (ч. 2 ст. 9 УК). Время совершения преступления зависит также от характера совершенного преступления, его специфики. В зависимости от протяженности во времени, преступления делятся на продолжаемые и длящиеся.
Временем совершения длящегося преступления следует считать момент пресечения или прекращения преступного состояния, связанного с длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом, а продолжаемого преступления – момент пресечения преступного акта или в момент окончания последнего из них самим виновным. Преступление, совершенное в соучастии считается оконченным с момента выполнения исполнителем объективной стороны деяния.
Действующим считается закон, вступивший в силу и не утративший её. Порядок опубликования и вступления в силу законов Российской Федерации определён Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», принятым Государственной Думой 25 мая 1994 года. Согласно этому закону на территории Российской Федерации применяются только те Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия Федерального закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Официальному опубликованию федеральный закон подлежит в течении семи дней после дня его подписания Президентом Российской Федерации.
Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».
Вступает в законную силу Федеральный закон одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления его в силу.
Например, в Федеральных законах РФ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13 июня 1996года и «О внесении изменений дополнений в Федеральный закон «О введении в действие уголовного кодекса Российской Федерации» от 27 декабря 1996 года закреплены следующие положения: «Ввести в действие Уголовный кодекс Российской Федерации с 1 января 1997 года, за исключение положений, для которых Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие». Затем в ст. 4 раскрывается содержание данного ограничения: «Положения настоящего Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводится в действие Федеральным Законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года».
В ст. 10 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплено конституционное положение об обратной силе закона: «Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление имеет обратную силу, т.е распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет».
В теории под обратной силой закона понимается «такое его действие на правоотношение, при котором новый закон предполагается существовавшим в момент, когда правоотношение возникло». Кроме того, констатируется наличие двух типов действия законов во времени, т.е. обратное действие может иметь место в случаях исключительных: 1) если в законе или в ином нормативном акте содержится прямое указание об обратной силе его действия; 2) если он устраняет наказуемость деяния или смягчает наказание.
В силу того, что законодатель не определил понятие закона, смягчающего наказание, возникают споры, когда законодатель одновременно усиливает и смягчает наказание. Данная проблема рассматривается в работе Блум М.И. и Тиле А.А. «Обратная сила закона». Вот некоторые выводы по данному вопросу:
-новый закон должен быть признан смягчающим наказание, если он устанавливает менее тяжкий вид основного наказания;
-если он снижает низший или высший пределы наказания;
-если он, не изменяя пределов основных наказаний, отказывается от одного или нескольких дополнительных наказаний;
-если он устанавливает альтернативно менее строгие виды основного наказания.
Остановимся более подробно на вопросах о практическом применении обратной силы уголовного закона.
Установив принципиальное положение, что новый уголовный закон каким-либо образом ухудшающий положение лиц, ранее совершивших преступление, обратной силы не имеет, необходимо выяснить, как определить сроки лишения свободы при смягчении или ужесточении наказания. Например, старый уголовный закон предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет, в новый закон за это же преступление устанавливает санкцию в виде лишения свободы от 3 до 8 лет. Какой закон является более мягким? Предпочтительнее представляется позиция, согласно которой строгость законов следует сопоставить по высшему, а не по низшему пределу санкции, т.к. в необходимых случаях суд может назначить более мягкое преступление, чем предусмотрено за данное преступление.
Если новый уголовный закон создает новый состав преступления, в то время как ранее такие деяния под действие более общей нормы и влекли уголовную ответственность, необходимо сравнить санкции общей и специальной (новой) нормы. Если санкция за выделенное из общей нормы деяние мягче санкции закона, по которому квалифицировались аналогичные действия в прошлом, то новый закон имеет обратную силу, если же санкция специальной более строгая, такой закон обратной силы не имеет.
Прекращение действия или утрата уголовным законом силы – обозначает прекращение его обязательности. Уголовный закон сохраняет силу до того момента, пока сам законодатель не лишает его силы. Однако наше уголовное законодательство не установило специального порядка утраты законом силы, как это сделано в отношении опубликования законов и вступления их в силу.
В теории уголовного права нет единства по вопросу об основаниях утраты силы уголовного закона. В работе Блума М.И. и Тиле А.А. «Обратная сила закона» указывается на безусловное основание – отмена или замена новым, а также основания, которые так же называют другие теоретики уголовного права – истечение срока действия закона и прекращение особых условий и обстоятельств, вызвавших действие этого закона. Истечение срока действия уголовного не может быть признано самостоятельным основанием утраты им силы по той причине, что уголовные законы не издаются на определенный календарный срок.
Нельзя считать самостоятельным основанием утраты силы уголовного закона также прекращение особых условий и обстоятельств, вызвавших их принятие. В качестве примера такого прекращения действия уголовного закона обычно приводятся законы, в которых указывается, что они издаются во время войны (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941года «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения») и делается вывод, что с окончанием войны эти законы утрачивают силу.
Утрата силы уголовным законом в результате его полной или частичной отмены законодателем ни у кого сомнений не вызывает. Как правильно указывает Дурманов Н.Д., оформление отмены уголовного закона может происходить путем: а) издания специального акта об отмене закона; б) издание перечня законов, утрачивающих силу в связи с принятием нового закона, в) указания на отмену прежнего уголовного закона в заменяющем его новом законе. Утрата старым законом силы ввиду замены его новым не вызывает затруднений только в тех случаях, когда в новом законе содержится указание на отмену старых.
Таким образом,действие уголовного закона во времени определяется временем совершения общественно опасного деяния независимо от времени наступления последствий.
Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу.
Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 1367;