Образовательные модели поликультурного образования.
Четвертый этап развития индивидуальной межкультурной чувствительности соответствует моделям толерантного образования и культурного плюрализма. Модель толерантного образования призвана развивать уважение к представителям групп меньшинств и межгруппового принятия, поскольку интолерантность является причиной многих образовательных проблем национальных меньшинств. При этом культуры групп меньшинств признаются равнозначными и равноценными с культурой группы большинства на уровне учебного материала и внутришкольного сосуществования. Признаются потребности национальных меньшинств в собственных технических средствах коммуникации и ведения переговоров (письменный язык, средства распространения информации, создание ассоциаций, представление своих прав в суде, участие в политических обсуждениях и др.), для того чтобы иметь возможность заявить о себе как о культурной группе и противостоять процессам ассимиляции. В результате возрастает уважение к представителям групп меньшинств через развитие чувства единства и терпимости среди учащихся, преодолеваются предрассудки относительно разных культур и интолерантное поведение по отношению к представителям групп меньшинств. Также повышаются самосознание и самооценка учащихся из групп меньшинств через принятие их культурных особенностей педагогами и другими учащимися. Толерантностное образование развивает уважение и чувство достоинства у учащихся, вооружив их знаниями, способностями и отношениями, необходимыми в современном многокультурном мире, однако при ее реализации возможно увеличение роли стереотипов. Возможная ограниченность модели толерантного образования может состоять в том, что она не делает глубокого анализа социальных, экономических и политических структур, которые порождают и поддерживают классовую, этническую и половую дискриминацию.
Образовательная модель культурного плюрализма поддерживает развитие всех и каждой культур там, где находятся эти культурные группы. Утверждение равнозначности культур переходит в убеждение, что каждая культура может обеспечить свое существование только при условии поддержания своих отличных и специфических черт. Речь идет об ответной реакции на унифицирующий ассимилятивный подход, который смешивает понятия образовательного равенства и культурной однородности. В соответствии с моделью культурного плюрализма школа должна развивать этническую идентичность и принадлежность учащихся; школьные программы должны строиться с учетом специфического культурного содержания и различных стилей учения, принятых в той или иной этнической группе. Специальные этнические курсы, особые национальные классы или отдельные школы должны закреплять у учащихся этническую идентичность, развивать этническое самосознание и чувство собственной этнокультурной ценности через образовательную практику, в том числе на родных языках. Развитие родного языка школьника - представителя национального меньшинства благотворно влияет на формирование его личной идентичности, самоуважения и уверенности в себе. Хороший уровень владения родным языком значительно влияет на успешность овладения вторым языком. Преподавание родного языка в школе приобретает все большее значение как для интеллектуального развития личности, поддержания социальных связей на родине, так и для достижения успеха в поиске работы в таких секторах рынка труда, в которых наблюдается рост спроса на знание мало распространенных языков.
Данные модели могут быть отнесены к поликультурному образованию по типу культурного признания, однако они не могут в полной мере обеспечить формирование у учащихся образов культуры и самого себя как результата творческого межкультурного взаимообогащения, так как не сопрягают разные культурные традиции в образовании в содержании, методах и организационных формах образования. Несмотря на то что эти модели формируют активную жизненную позицию обучающихся и влияют на развитие их критического мышления, они, однако, представляют мозаику культуры без понимания межкультурных взаимосвязей и вкладов каждой культуры в систему общечеловеческих ценностей и культурно-историческое наследие.
Западные ученые указывают на вероятное влияние таких моделей на формирование этнического изолирования. Например, в Нидерландах много спорили о школах по изучению Корана, которые вместо укрепления межнациональных отношений привели к большему разделению между различными группами, представленными в обществе.
Пятый этап развития индивидуальной межкультурной чувствительности соответствует образовательной модели многокультурных знаний, когда в учебной деятельности представляются культуры различных этнических или религиозных групп, к которым принадлежат разные ученики, и каждый осваивает определенное количество знаний в рамках различающихся в разных культурах способов восприятия, оценок, верований и деятельности.
Человек учится пользоваться разными культурными знаниями в зависимости от ситуации. Это требует тесного взаимодействия между представителями разных культур внутри школы. Все учащиеся - и представители культурного большинства, и меньшинств - учатся понимать, приспосабливаться и действовать соответствующим образом в рамках разных культур, осваивают знания о взаимодействующих культурах, овладевают несколькими языками и формируют положительное отношение к культурному разнообразию - все те качества, которые позволят им принимать участие в зависимости от ситуации как в культуре этнического большинства, так и в исходной культуре-первоисточнике.
В данной модели происходит сопряжение разных культур и в содержании образования, и в педагогических методах, приемах, организационных формах. Ни одна этническая или религиозная культура не выступает эталоном для оценки других, при этом много внимания уделяется установлению межкультурных взаимосвязей и вкладов каждой в систему общечеловеческих ценностей и культурно-историческое наследие.
Наконец, шестой этап развития индивидуальной межкультурной чувствительности соответствует модели межкультурного образования, в которой основной акцент переносится на межкультурное взаимодействие. Культурная интеграция определяется как взаимозависимость между представителями различных культур, которые могут как противопоставлять, так и обмениваться правилами, ценностями, моделями поведения на правах равенства и участия. Для успешного межкультурного взаимодействия необходимо соблюдение некоторых исходных требований: открытое признание права на отличия различных культур и на взаимообмен между индивидумами, группами и учреждениями различных культур; создание общего языка и совместных правил, которые сделают этот обмен возможным; установление границ между общими и специфическими кодексами правил путем переговоров.
Модель межкультурного образования поддерживает развитие у учащихся вкуса и умений совместной работы по построению такого общества, в котором культурные различия рассматривались бы как общее богатство, а не фактор обособления. Реализация этой модели затрагивает всех учащихся, а не только представителей национальных меньшинств. Цели межкультурного образования таковы: признавать и принимать культурный плюрализм как социальную реальность; вносить вклад в построение общества равных прав и возможностей; участвовать в установлении гармоничных межнациональных и межэтнических отношений. Родной язык учащихся групп меньшинств рассматривается здесь в качестве опоры для учебных достижений на протяжении всего школьного обучения, помогает овладевать государственным языком; является стимулом развития, а отнюдь не тормозом. Модель межкультурного образования основывается на организации демократического управления и активного участия всех школьников в деятельности класса, школы; активном участии родителей в жизни школы и расширения доброжелательных отношений между различными этнически ми группами; активном включении школы в жизнь общества на уровне микрорайона, населенного пункта; положительном отношении к различным языкам и культурам и признании необходимости их присутствия и культивирования в школе; признании личного права каждого ученика на получение качественного дифференцированного образования, в котором особое внимание обращeнo на формирование не столько этнической, сколько личностной идентичности; активного общения и взаимодействия между всеми учащимися.
В этой модели основной акцент делается на межкультурном взаимодействии в содержании и методах образования, а организационные формы ориентированы на кооперацию учащихся, педагогов и родителей в учебно-воспитательном процессе и в управлении образовательными учреждениями. Пятая и шестая модели являются поликультурным образованием культурообогащающего типа, при которой естественной социальной нормой и непреходящей личностной ценностью выступает культурное многообразие, одним из основных критериев оценки педагогической работы становится межкультурная компетентность учащихся. По меткому выражению Аугустино Портера эти модели имеют «характер коперниковской революции», так как кардинально смещают педагогическую позицию: «...быть «другим» и «странным» перестало отмечаться как опасность или риск в терминах девиантного поведения или болезни, но как возможность для личного и социального роста. Встреча с «другим», с человеком отличающегося культурного происхождения стала восприниматься как возможность взаимодействия в мире ценностей, правил и поведенческих стандартов.
Таким образом, модели образования 1 и II типов, по сути, являются ассимилятивными, так как культурное разнообразие явно или подспудно воспринимается как проблема, которая угрожает стабильности, социальной интеграции и единству общества.
Модели образования III и IV типов исходят из того, что культурное разнообразие является неизбежностью, которую необходимо учитывать и приспосабливаться к ней.
Модели образования V и VI типов опираются на то, что культурное разнообразие является важнейшим ресурсом развития личнocти каждого ученика и ресурсом построения сообщества.
Понимание того, какую модель образования на самом деле реализует образовательное учреждение, позволит гораздо качественнее определять цели и направления его развития, закладывать их в программы развития образовательных учреждений. Введение в критерии оценки качества образования межкультурной чувствительности учащихся как одной из ключевых позволит реально повысить это качество.
Обобщая особенности моделей, реализующих поликультурное образование, позволяет дать новое, уточненное определение: поликультурное образование - это образование, которое так сопрягает в своих целях, содержании, методах и организационных формах две и более культурные традиции, чтобы приводить его субъектов к присвоению явлений культурного многообразия как общественной нормы и личностной ценности, а образов культуры и человека как результатов творческого межкультурного взаимообогащения (поликультурное мировоззрение). В поликультурном образовании ни одна этническая культура не выступает эталоном для оценки других, так как равноценна; разные культуры признаны как культурно-историческое наследие человечества и взаимосвязаны. Каждый учащийся осуществляет культурное самоопределение в мире этносов, государственно-территориальных образований, человечества, при этом у каждого формируется межкультурная компетентность - готовность и способность вступать в переговоры с представителями всех культур современного общества, приходить к взаимообогащающим решениям. Адекватность образовательных моделей современному многокультурному миру определяется мерой подготовки учащихся к продуктивной жизнедеятельности в этом быстро изменяющемся мире.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 4134;