Нормы взаимодействия
Межличностное взаимодействие индивидов в группе
Структурными единицами личности, позволяющими прослеживать, анализировать все виды деятельности человека, объяснять смену его внутренних психологических побуждений, являются нормы, ценности и ценностные ориентации. Ценности и нормы составляют единую нормативную систему, которая регулирует поведение людей и социальных групп в обществе. Ценностно - нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей.
Нормы взаимодействия
Социальные нормы – это один из многих классов норм, которые реализуются в человеческих взаимоотношениях, социальном взаимодействии. Они объективны, не персонифицированы, не зависят от мнения групп и индивидов. Это социальные эталоны, установления должного, с точки зрения поведения (приемлемого и запрещенного), которые выполняют функцию интеграции, упорядочивания жизни групп, индивидов, общества.
Социальные нормы – это правила поведения, которые включают оценку и долженствование. Главное в норме – ее предписывающий характер.
Все социальные нормы можно разделить на:
· универсальные, обязательные для всех членов общества (нравы, обычаи);
· внутригрупповые (ритуалы);
· личностные, индивидуальные. Личностные нормы, как правило, соотнесены с Я-концепцией.
Близкие классификации норм существуют и в западной социальной психологии. Так, в классификации норм по Р. Липтону выделяются три группы: универсальные, специфические, альтернативные нормы. В классификации Д.П. Морриса предложено разделять нормы на: абсолютные, условные, побуждающие и запрещающие.
Социальные нормы любых групп выражаются в соответствующих правилах и выступают: а) как средство ориентации поведения каждой личности в той или иной ситуации; б) как средство социального контроля над поведением личности со стороны данной общности людей.
Одной из ключевых проблем социальной психологии является проблема принятия групповых норм отдельным индивидом, членом группы. При этом существуют различия между парадигмами. В западноевропейском и в американском подходах основной упор делается на тех элементах в самом содержании групповых норм, которые позволяют индивиду их принять, сделать своими личными нормами. В отечественной парадигме основной упор делается на формальной стороне принятия, или отвержения, индивидом групповых норм. Наших социальных психологов больше интересует, как протекает этот процесс, как он словесно оформляется и поведенчески отражается.
Обычаи – это повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе. Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая – распространенность. Обычай определяется условиями общества в данный момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременный характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение.
Следующее понятие – это ритуалы. Ритуалы – это исторически сложившаяся, связанная с мистическими верованиями, стереотипная форма массового поведения, имеющая церемониальный характер. Ритуалы связаны с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной жизни этноса. Их сущность состоит в соблюдении внешней формы, в подчеркивании обязательности регламентирующих правил. Ритуалы выполняют многочисленные социально-психологические функции, оправдывающие и объясняющие их существование: укрепление сплоченности группы, трансляция опыта, социальных и трудовых навыков от поколения к поколению, социализации и, наконец, средство развлечения, отдыха, удовлетворения эстетических потребностей членов группы.
Под традицией понимают такие обычаи, которые, во-первых, сложились исторически в связи с данной культурой данного этноса; во-вторых, передаются из поколения в поколение; в-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа. Поскольку традиции имеют глубокие корни, их очень трудно изменить или преодолеть, если они несут негативные особенности и не соответствуют времени. Можно сказать, что традиции – это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Однако и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изменениями, влияющими на социальные шаблоны поведения. Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в интеграции общества. Многие социальные психологи и социологи выделяют функцию социальной интеграции традиций и обычаев. Большинство психологов видят главный психологический смысл традиций в социальной целесообразности. Далеко не все обычаи закрепились и модифицировались в традиции. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе.
Особой формой социального контроля является этикет. Этикет представляет собой установленный порядок поведения, форм обхождения или совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Поскольку этикет выступает как составная часть культуры общества, он становится условным ритуалом, который регламентирует нормы поведения в различных социальных кругах от очень строгой регламентации до относительно свободного поведения. Данной формы контроля стараются придерживаться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение этикетных правил, так же как и нарушение социальных норм, сопровождаются санкциями группы. Этикет можно рассматривать как чисто внешнюю, оторванную от нравственного содержания форму поведения, которая, с одной стороны, приобретает смысл благожелательного и уважительного отношения к людям, с другой – может вести к развитию неискренности и лицемерия.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 3577;