Массовое общество как совокупность больших групп
Американский социальный психолог японского происхождения Т. Шибутани первым в психологии поставил вопрос о том, что совокупность больших групп в структурах современных государств образует так называемое «массовое общество». Последнее характеризуется рядом особенностей, отражающихся в психике индивидов.
1. Резко возрос контроль над материальной средой, но адекватного понимания сущности человека и особенностей его поведения до сих пор нет. Психология так и не научилась предсказывать поведение человека, в нашей науке существует множество теорий, часто противоречащих друг другу. Это провоцирует рост мистики, сектанства, оккультизма.
2. Общество в такой ситуации с надеждой смотрит на интеллигенцию, ожидая получить от нее ответы на животрепещущие вопросы. Но интелектуалы увлечены ненормальным, уродливым, подлым. До интересов большинства им нет никакого дела. В итоге разрыв между обществом и элитой только растет, превращая интелектуалов в объект преследования для обывателей.
3. Этот интерес интелектуалов к патологии приводит к нарастанию в обществе деструктивного потенциала.
4. В массовом обществе растет число безличных контактов, не нужных человеку, но увеличивающих нагрузку на психику. Например, житель Санкт-Петербурга, пользующийся метро, имеет в сутки около 4 тысяч таких безличных контактов.
5. Это изобилие безличных контактов, концентрация людей в городах приводит в высоким нагрузкам на психику человека. Далеко не все индивиды ее выдерживают. Считается, что в мегаполисе 3 – 4% населения имеют проблемы «большой психиатрии», 8 – 10% - «малой психиатрии», до 20% - акцентуации. Возможно, многие из них были бы здоровы, если бы жили в меньших по размеру населенных пунктах.
6. Современный работник, в том числе и представитель профессий «человек – человек», излишне специализирован. Рабочий выполняет 1 – 2 операции, учитель читает 2 -3 предмета, но никто не отвечает за конечный продукт. Работник становится стандартным винтиком в гигантской безличной машине.
7. В массовом обществе основой человеческих связей становятся деньги. Это травмирует и богатых и бедных. Исследования показывают, что богатым управленцам все труднее вступить в брак. В отношениях царит неискренность и рассчетливость. Люди начинают подходить друг к другу с осторожностью, полагая, что партнер стремится только осуществить свои эгоистические интересы. Спасаясь от этого, индивиды начинают полагаться на исключительно формальные социальные санкции.
8. Особую роль в массовом обществе играют средства массовой коммуникации. Люди воспринимают новости, персонифицируя себя с участниками описываемых событий; читая в газете историю, замещающе участвуют в описываемом сюжете. Актеров часто останавливают на улице, называют их по именам их героев и общаются с ними как со старыми друзьями. Фильмы отражают и усиливают принятые в жизни ценности. Постоянное соучастие в таких вымыслах подтверждает и кристаллизует склонности, которые в другом случае оставались бы смутными.
9. В массовом обществе сокращено влияние локальных групп как исключительных агентов социального влияния и контроля. Каждый человек может в известной мере обособиться от тех, с кем он состоит в непосредственном контакте, а то и вовсе их игнорировать.
10. В массовых обществах люди часто оказываются невольными участниками гигантских взаимодействий, где их личный выбор сведен к минимуму. Когда объявлена война, не имеет значения, считает ли гражданин дело своей страны справедливым: он должен выполнять свой долг. Даже в более спокойное время служащий крупной корпорации может считать, что ряд принятых в фирме процедур являются «идиотскими», но он обязан их исполнять.
11. В массовых обществах существует мода на все, начиная с одежды и заканчивая мировоззрением.
12. Массовые общества не могут существовать без жесткого социального контроля. Речь не идет о прямом грубом насилии, просто существуют самые разнообразные формы наблюдения за индивидами. Так, в Великобритании даже сельские проселочные дороги оборудованы видеокамерами. Современные IT-технологии имеют много преимуществ, но один недостаток очевиден – совершая любое действие: покупку, заказ книги, посещая врача или психотерапевта, человек всегда оставляет электронный след.
13. В массовом обществе аудитория, перед которой человек добивается статуса, все более и более обезличена. Многие не хотят, чтобы «люди» смеялись над ними. Но кто эти «люди»? Чаще всего – абсолютно посторонние лица. Человек освободился от контроля своей группы, но он по-прежнему считается с групповыми экспектациями.
14. Люди в массовых обществах все более и более становятся объектами манипуляций.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 475;