Межгрупповое взаимодействие
Проблема взаимодействия членов больших групп давно обсуждается в социальной психологии. Хотя развернутый разговор об агрессии как социально-психологическом феномене нам предстоит еще в восьмой главе, некоторые вопросы мы рассмотрим сейчас. В 1973 году в Париже организация ЮНЕСКО провела представительный и фундаментально подготовленный семинар, посвященный межгрупповой агрессии. На нем обсуждался ряд вопросов.
Во-первых, было установлено, что оптимальный способ профилактики межгруппового противостояния был разработан в СССР А. Макаренко. Напомним основные положения его подхода. В колонии существовала система постоянных отрядов, построенных на строго иерархических принципах. По итогам еженедельного соревнования определялись иерархические статусы и самих отрядов. Колония находилась на самоокупаемости и для решения хозяйственных задач создавались «сводные отряды». Макаренко включал в эти временные объединения колонистов из разных отрядов и специально перемешивал сложившиеся иерархические статусы. Командиром сводного отряда назначался представитель низкостатустного отряда, часто, сам с низким статусом. В подчинение ему назначались члены более высоких по иерархии отрядов, иногда – их командиры. И Макаренко очень строго следил за соблюдением этих временных иерархий. Но, только во время работы. После возвращения в колонию все временные статусы отменялись. При всей простоте метода он расширяет социальный опыт, как руководителей, так и подчиненных. И те, и другие научаются видеть ситуацию со стороны.
Во-вторых, ученые пришли к выводу, что тяжелее всего переживается индивидом ситуация его дискриминации по признаку групповой принадлежности. Когда индивида подвергают наказанию за его действия или бездействие, личные качества, знания, это воспринимается субъектом с меньшей обидой. Агрессию индивида провоцируют случаи дискриминации по расовому или этническому признаку, по полу, по возрасту, по уровню доходов, по качеству образования.
В-третьих, межгрупповую агрессию провоцируют также случаи угроз членам ближайшей контактной группы индивида, а также членам той большой общности, к которой он себя относит.
Кроме материалов парижского семинара, следует вспомнить работы английского социального психолога Г. Тэжфела. В данном случае мы поговорим о ситуации взаимодействия групп-лидеров и групп-аутсайдеров. Что было установлено? Во-первых, сам факт социального аутсайдерства обостряют социальную сензитивность индивида. Он начинает лучше читать социальные отношения как внутри своей группы, так и внутри лидирующей группы. Во-вторых, доказано существование как групповых, так и индивидуальных реакций на социальное аутсайдерство. На индивидуальном уровне описаны следующие реакции.
1. Начинается поиск «козлов отпущения» внутри собственной группы. Работы российских социальных психологов доказывают, что именно такая реакция является преобладающей у членов отечественных групп.
2. Индивид пытается оставить группы физически, покинуть ее. Например, дискриминируемый по этническому признаку русский, живущий в Эстонии, попытается сменить страну проживания.
3. Индивид попытается размежеваться с группой членства психологически, найти более широкую социальную категорию, объединяющую обе группы. Тот же дискриминируемый эстонцами русский, может попытаться использовать в качестве ведущей не этническую принадлежность, а гражданство Эстонской республики.
4. Индивид может начать предпринимать действия, направленные на преодоление того состояния аутсайдерства, в котором находится его группа.
Что касается согласованных реакций членов большой социальной группы-аутсайдера, то они, как правило, бывают следующими.
1. Поиск другой социальной группы, которой можно присвоить еще более низкий статус. Основания для такого негативного оценивания чаще бывают надуманными, чем реальными. Например, в иерархии американского общества одну из низших позиций занимают представители негроидной расы, выходцы из Пуэрто-Рико. Однако именно среди них отмечается наиболее высокий уровень антисемитизма, неприязни к евреям.
2. Смена критериев оценки. Тот критерий, на основании которого присвоен низкий статус отбрасывается, и на первые позиции выходят те признаки, которые дают дискриминируемой группе основания для выравнивания статуса. В качестве примера можно вспомнить популярную среди «старых русских» фразу: «Мы бедные, но честные».
3. Рационализация. В этом случае низкий статус объясняется не теми причинами, которые выдвинуты официально. Напротив, ищутся другие признаки, которые говорят о злонамеренности группы-лидера, о попытке ее членов блокировать для группы-аутсайдера доступ к каким-либо жизненным ресурсам или благам. При этом считается, что выдвигаемая причина аутсайдерства – всего лишь фасад, призванный скрыть подлинную причину. В качестве последней часто называются плохо оцениваемые в обществе личностные черты. Например, падение качества жизни в СССР в конце 1980-х годов объяснялось не объективной причиной – резким падением цен на нефть, а использовалось для антикоммунистической пропаганды.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 610;