Этносы как большие группы
Как мы уже указывали ранее, этносы как большие группы начались рассматриваться в системе психологического знания задолго до того, как появилась социальная психология. Не смотря на столь давний срок обсуждения проблемы, один из сущностных ее вопросов до конца так и не решен: на основании какого критерия мы выделяем этнос. Большинство ученых склоняются к социально-психологическому критерию, считая, что индивид вправе сам выбирать свою этническую принадлежность. В большинстве случаев речь идет, прежде всего, о культуре и ее основном элементе – языке. Хотя есть и подходы, привязывающие этническую принадлежность к типу питания, к общей истории, к уровню образования.
Вместе с тем, ряд ученых обоснованно указывают на существование биологических факторов, оказывающих свое несомненное влияние на психологический склад членов этноса. Например, у представителей белой расы быстрее созревают участки мозга, отвечающие за интеллектуальную активность, а у негроидов – за моторную активность. Этим объясняются успехи негроидов в легкой атлетике, баскетболе, боксе.
У жителей Юго-Восточной Азии в детстве не наблюдается комплекс оживления, что сказывается на протекании процесса социализации. В конце концов, давно признан факт преобладания носителей тех или иных групп крови среди членов этнических групп. В ряде стран, например, в Японии, привязка психологического портрета индивида к его группе крови считается настолько очевидной, что используется даже при найме персонала.
Наконец, существует и вариант, пытающийся объединить два предыдущих критерия. В этом случае считается, что этническая принадлежность хотя и задается биологически, но окончательный выбор этноса осуществляется в процессе социализации – этнизации в течение первых 13 – 15 лет жизни. Также следует уточнить, что сторонники биологического предопределения этнической принадлежности так и не решили до конца: кто же из родителей отвечает за этот признак. Л.Н. Гумилев, например, считал, что этническая принадлежность задается матерью ребенка, но уточняется и развивается в процессе взаимодействия с ближайшим окружением ребенка. При этом основу этнической принадлежности Гумилев видел в «ритме этнического поля», задающем чувство этнической общности на основе стереотипа «свой – чужой». Взгляды этого выдающегося ученого интересны, полемичны, а его ответы на острые вопросы современности подчас раздражали обывателей во власти, в науке, и в жизни
Что касается ряда частных вопросов, связанных с проблематикой психологии члена этносов, то часть мы уже обсудили ранее и будем еще вспоминать. Кроме того, ныне действующая программа подготовки специалистов в области психологии предусматривает изучение курса «Этнопсихология», непосредственно сосредоточенного на указанной проблематике.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 615;