Маргинальные группы
Отдельной темой в изучении психологии больших групп является проблема маргинальных групп. Впервые в социальной психологии ее поднимает чикагский исследователь Р. Парк в работе «Город» (с соавторами), опубликованной в 1926 году. Парк первым предложил делить маргиналов на национальных и социальных. Считал, что маргинальные группы всегда в своем существовании деградируют до уровня примитивных сообществ. Одновременно, по Парку, маргиналы – люди творческие, хотя сегодня это утверждение встречается с известной долей настороженности. Заявленная учеными Чикагского университета проблема долго обсуждалась и по-разному интерпретировалась. Сегодня считается, что маргинал – это индивид, ориентирующийся на систему ценностей двух больших групп, но обладающий низким уровнем компетентности в обеих системах ценностей. В работах Парка описаны психологические черты маргинала. Он наделял таких индивидов такими особенностями. Во-первых, серъезные сомнения в своей личной ценности. Во-вторых, неопределенность связей с другими. В-третьих, постоянная боязнь быть отвергнутым. В-четвертых, тенденция избегать неопределенных ситуаций, чтобы не быть отвергнутым. В-пятых, болезненная застенчивость в присутствии других людей. В-шестых, одиночество. В-седьмых, чрезмерная мечтательность. В-восьмых, излишнее беспокойство о будущем. В-девятых, боязнь любых рискованных предприятий. В-десятых, неспособность наслаждаться. В-одиннадцатых, уверенность в том, что все окружающие несправедливо с ним обходятся. Сегодня считается, что выделенные Парком черты присущи далеко не всем маргиналам, а только тем из них, которые стремятся занять высокие социальные позиции. Последователь чикагской школы Э. Стоунквист больше работал с этническими маргиналами. В соих трудах он описал три стадии формирования маргинальности.
1. Подготовительная стадия. Обычно она охватывает период детства. Человек еще не осознает, что национальный или расовый конфликт затрагивает его жизнь.
2. Фаза становления маргинальности. Это этап кризиса. Межгрупповой конфликт отныне переживается как личная проблема. Начинают развиваться характерные черты личности. Обычно переход к этой фазе связан с расширением социальных контактов.
3. Фаза адаптации. Человек пытается приспособиться к ситуации. Существует три основных способа разрешения имеющихся противоречий. Во-первых, ассимиляция, когда индивид мирно растворяется в доминирующем этносе. Во-вторых, национализм, когда маргинал присваивает себе функцию основного защитника ценностей одной из этнических групп. В-третьих, посредничество. Последний вариант более характерен для США. Ведь мулат, одновременно, не является совсем белым для черных, и не совсем черным для белых. При получении соответствующего юридического и психологического образования мулат может успешно выполнять функцию посредника.
Отечественные исследователи тоже внесли свой вклад в изучение проблемы маргинальности. Во многом это связано со спецификой СССР, где 40% браков были межэтническими – самый высокий показатель в мире. При этом распадали такие семьи крайне редко, всего 2% разводов – самый низкий показатель в мире. Кроме того, в бывшем Советском Союзе было много и социальных маргиналов. Две мировые войны, гражданская война, комсомольские стройки, репрессии – все это привело к значительному социальному смешению. Исследованиями академика Ю. Бромлея установлено, что состояние маргинальности окончательно изживается только к третьему – четвертому поколению. К этому моменту индивиду приходится делать окончательный выбор в пользу одной из больших групп. Работами казахского ученого А. Мулдашевой, начатыми еще в СССР, но завершенными после его распада, установлено, что многие лидеры националистических движений на территории бывшего Советского Союза были этническими маргиналами по своему статусу. Кроме того, она предложила отделять объективную этническую маргинальность у людей смешанного происхождения, от этнопсихологической двойственности. В последнем случае индивид может иметь «чистое этническое происхождение», но в своем культурном выборе ориентироваться на ценности чужой культуры. Мулдашева подтвердила вывод Парка о высоком значении индивидуального отношения к факту своей маргинальности. Те члены больших групп, которые озабочены своим «нечистым» статусом, склонны усложнять и мир физический, и мир социальный. Они же тяготеют к творческим профессиям. Маргиналы равнодушные к проблеме своего происхождения и статуса имеют меньше стрессов и выбирают «простые» профессии. В целом, конечно, нельзя сказать, что все проблемы маргиналов, особенно в России, исследованы до конца. Думается, тут еще много чего можно найти.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 861;