Основные методы изучения больших групп
К числу основных методов изучения психологии членов большой группы относится метод изучения системы взаимоотношений индивида и общества. Характерно, что подобные взаимоотношения изучаются не только в России, но и в США. Подобные исследования очень трудно назвать чисто социально-психологическими, в них присутствует значительная доля социологии и маркетинговых исследований. Собственно говоря, в США очень часто заказчиками подобных разработок являются крупные производительные и торговые фирмы. Результаты отечественных научных поисков неоднородны. В исследовании проведенном под научным руководством академика К. Абульхановой-Славской, говорится о четырех вариантах подобного взаимодействия. В исследовании А. Демидова – о пяти вариантах. Наши американские коллеги также говорят о четырех типах взаимоотношения индивида и общества, но, в отличие от российских специалистов, внутри каждого типа вводят подтипы. Общее число подтипов равно девяти.
Далее следует вспомнить методы, связанные с лингвистикой. О чем идет речь?
Во-первых, фонетический состав речи помогает ученым изучать такие большие группы как этносы. Фонетика отражает в себе характеристики того ландшафта, где этнос сложился. В горах, например, воздух разрежен. Поэтому словарь горных этносов состоит из коротких однозначных слов. Снег, например, в зависимости от состояния, может называться 42 словами! Русский этнос сложился в лесостепи междуречья Оки и Волги. Русский язык, поэтому, насыщен шипящими, состоит из длинных многозначных слов.
Во-вторых, речь идет о письменной основе языка. Установлено, что этносы, имеющие буквенную письменность, более открыты к нововведениям, социальным инновациям, у них легче достигается всеобщая грамотность, легче готовить носителей знаний. Эти этносы скорее рационально смотрят на мир. А вот у этносов, имеющих письменность на основе иероглифов, напротив, социальные изменения вводятся с трудом, грамотность ограничена, больше тайных (оккультных) обществ. Рационального в таких сообществах много меньше.
В-третьих, считается, что у этносов со строгой последовательностью слов во фразе более организованный национальный характер, они более организованы и обладают внутренней самодисциплиной. Например, англичанин имеет право сказать только один вариант фразы, описывающей его действие: «I go to the cinema». У русского вариантов много больше. «Я пошел в кино», и «В кино я пошел», и «Пошел я в кино». Смысловая нагрузка фраз меняется, но неорганизованность и необязательность русского остается. Язык действительно отражает психологию большой группы.
Можно говорить и о таком методе изучения психологии членов большой группы как анализ циркулирующих в этой группе мифов. Дело в том, что, в норме, миф сплачивает группу, наделяет смыслом само ее существование, в конце концов, просто повышает производительность труда у членов группы. Кроме того, хорошо составленный миф повышает имидж данной группы в глазах членов других групп. Поэтому в практике крупных фирм Запада, США, Японии давно применяется такой прием как составление корпоративного мифа. И, действительно, одно дело сказать, что Иванов, Петров и Сидоров решили обогатиться и начали поставлять на российский рынок шведские пилы. Другое дело рассказать историю о том, что школьники Иванов, Петров и Сидоров пошли в 8-м классе в поход на Карельский перешеек и заблудились. Ночь была холодной, они промерзли, пытались свалить старым топором сухую березу, но у них ничего не вышло. А теперь, повзрослев, они вспомнили о рыбаках, туристах, охотниках, решили им помочь и стали поставлять на российский рынок шведские пилы.
Иногда применяется и анализ религиозных представлений членов большой группы. В религиозных представлениях заключено отношение человека не только к миру физическому, но и к миру социальному. Например, если православие, равно как ислам и католицизм считают накопление богатств в земной жизни помехой для жизни загробной, то это сказывается на поведении членов данных больших групп. Не случайно, пока не появился протестантизм, считающий богатство знаком избранности субъекта Богом, никакого капитализма и рынка на Западе не было и быть не могло. Только протестанты и иудеи признают возможность ростовщичества и это зримо заметно на поведении членов данных групп. Мало кто знает, что наиболее богатыми купцами в дореволюционное время были старообрядцы: Морозовы, Рябушинские.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 876;