Структура токсикологии.
Медицинская токсикология представлена следующими основными направлениями.
Профилактическая токсикология – изучает токсичность новых химических веществ, устанавливает критерии их вредности, обосновывает и разрабатывает ПДК ядов, нормативно‑правовые акты, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и профессиональной работоспособности населения в условиях химических воздействий; осуществляет контроль за их соблюдением.
Клиническая токсикология – занимается совершенствованием методов диагностики и лечения интоксикаций.
Экспериментальная токсикология – изучает закономерности взаимодействия токсикантов с организмом (зависимости: «доза токсиканта – эффект», «строение токсиканта – эффект», «условия взаимодействия – эффект»); разрабатывает новые средства диагностики, профилактики и лечения различных форм токсического процесса.
С учетом условий наиболее вероятного воздействия токсических веществ на организм человека в медицинской токсикологии выделяют:
• промышленную токсикологию;
• сельскохозяйственную токсикологию;
• коммунальную токсикологию;
• военную токсикологию;
• и другие (авиационная, космическая и т. д.).
С 22 апреля 1915 г. началась эпоха современных средств массового уничтожения: в этот день войсками Германии был применен газообразный хлор. В ходе военных действий на фронтах первой мировой войны (1914–1918гг.) было применено около 130 тыс. тонн высокотоксичных ядов примерно 40 наименований. В итоге 1,3 млн. человек получили поражения, из них более 100 тыс. погибли. Важно отметить, что, создав химическое оружие, воюющие страны оказались практически неподготовленными к защите от него и к оказанию помощи пораженным.
Это послужило поводом для быстрого формирования нового направления военной медицины – санитарно‑химической защиты. Началась масштабная, хорошо организованная многоплановая по содержанию научная работа, в горниле которой сформировалось новое направление ‑ военная токсикология как раздел общей токсикологии.
У истоков становления и развития военной токсикологии в СССР стояли специалисты различного профиля: организаторы здравоохранения Б. К. Леонардов, позже Б. С. Синтюрин, клиницист Н. Н. Савицкий, гигиенисты В. А. Виноградов‑Волжинский и И. П. Ласточкин, патологоанатом С. С. Вайль, фармакологи С. В. Аничков, М. Д. Машковский, А. И. Черкес, ветеринар Н. А. Сошественский. В этот период была дана подробная токсикологическая характеристика ОВ, применявшихся в годы первой мировой войны, сформулированы основные принципы медицинской защиты от химического оружия.
В годы второй мировой войны химическое оружие применяли в крайне ограниченных масштабах. Тем не менее работы по созданию новых образцов ОВ не прекращались. В фашистской Германии, а позже и в других странах были созданы чрезвычайно токсичные боевые фосфорорганические отравляющие вещества (ФОВ), что вновь стимулировало военно‑токсикологические исследования.
Неоценимый вклад в развитие военной токсикологии в СССР после Великой Отечественной войны внесли Ю. В. Другов, С. Н. Голиков, Н. В. Саватеев, С. Д. Заугольников, Г. А. Сафронов и многие другие. По проблеме медицинской защиты от химического оружия (в условиях секретности) работали большие коллективы высококвалифицированных ученых крупных научно – исследовательских центров страны (Института токсикологии МЗ СССР, Военно‑медицинской академии, НИИ военной медицины, Киевского НИИ фармакологии и токсикологии, военных кафедр институтов, лабораторий различных научно‑исследовательских учреждений). На базе проведенных исследований сложилась современная система организации санитарно‑химической защиты войск от химического оружия.
В 1925г. на международной конференции в Женеве был подписан протокол о запрещении применения отравляющих веществ (СССР присоединился к протоколу в 1927г., США, Япония и ряд других стран от ратификации протокола отказались). Женевский протокол был принят с оговоркой, позволяющей использование ОВ для ответного удара, если подписавшая это соглашение страна станет объектом химического нападения. Следовательно, этот протокол является соглашением, запрещающим лишь одностороннее применение на войне ОВ.
По инициативе СССР в 1969г. на XXIV сессии Генеральной ассамблеи ООН было внесено предложение о запрещении разработки, производства и накопления химического и бактериологического (биологического) оружия. ООН вынесла по этому предложению положительную резолюцию. И, только, в 1993г. была принята Парижская конвенция «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия». Конвенцию подписали более 150 государств. В соответствии с принятыми документами в ближайшие 10 лет предполагается уничтожить все запасы химического оружия на планете.
Конвенция, безусловно, является большим шагом вперед в направлении избавления человечества от угрозы массового истребления. Тем не менее, Конвенция пока не позволяет полностью исключить вероятность применения химического оружия. Оружие будет находиться в распоряжении некоторых государств‑участников еще в течение 10 – 15 лет после вступления Конвенции в силу, пока не будут уничтожены все его запасы. Кроме того, им могут обладать государства, не присоединившиеся к Конвенции.
Незапрещенными являются разработка и накопление оружия несмертельного действия – полицейские газы, вызывающие при определенных условиях смертельные поражения.
Конвенция, запрещая разработку, производство, накопление и применение ОВ, умалчивает о фитотоксикантах – средствах борьбы с растительностью. Вместе с тем хорошо известно, что такие вещества есть на вооружении в армиях некоторых стран. Они показали свою «эффективность» в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Достаточно вспомнить медицинские последствия применения широко известной «оранжевой смеси» во Вьетнаме (1961–1972 гг. пострадало от гербицидов 2 млн. человек, из которых более 250 тысяч погибло).
Основными причинами сохранения высокого уровня военно‑ химической опасности в настоящее время являются:
1. Достижения современной химии в области органического синтеза,
2. Беспрецедентный рост масштабов химического производства в мирных целях,
3. Огромное разнообразие созданных химических веществ, а также разрабатываемых новых синтетических веществ, многие из которых обладают высокой токсичностью.
Проблемы химической опасности мирного времени связаны с ростом вероятности аварий на химически опасных объектах, потенциальной опасностью применения отравляющих веществ с террористическими целями. Это является следствием «химизации» всех сфер человеческой деятельности. Так, в Европе ежегодно производится: мышьяка – 0,5 млрд. смертельных доз для человека; бария – 5 млрд.; фосгена, аммиака и синильной кислоты – 100 млрд.; хлора – 10 000 млрд. смертельных доз.
По мнению зарубежных экспертов, промышленно развитые страны в случае выхода из Конвенции способны, опираясь на возможности своей химической индустрии, восстановить необходимый военно‑химический потенциал всего за несколько месяцев, наработав нужное количество не только широко известных ОВ, но и новые токсиканты.
Поэтому химическое разоружение ни в одной стране мира пока не привело к сокращению работ в области противохимической защиты (ПХЗ). Так, все виды вооруженных сил США имеют программы совершенствования средств ПХЗ, учитывающие их специфику. Кадры военных специалистов, научный персонал и научные центры, лабораторная и полигонная базы, задействованные в военно‑химических программах, рассматриваются как национальные ресурсы, необходимые для обеспечения защиты Вооруженных сил и населения в случае химической угрозы.
Важнейшим элементом обеспечения химической безопасности армии является проведение медицинских мероприятий по сохранению жизни, здоровья и военно‑профессиональной работоспособности личного состава войск в условиях как профессиональных (в мирное время), так и поражающих (в военное время) факторов химической природы.
Военная токсикология изучает патологию, клинику, профилактику и лечение поражений отравляющими и другими ядовитыми веществами, применяющимися в условиях деятельности армии.
Предметом изучения военной токсикологии является токсичность веществ, способных при экстремальных ситуациях вызвать массовое поражение людей, а также токсические процессы, формирование которых у личного состава войск приводит к снижению их боеспособности.
Цель военной токсикологии заключается в совершенствовании системы медицинских мероприятий, средств и методов, обеспечивающих предупреждение или ослабление действия ОВ при экстремальных ситуациях, а также сохранение жизни, восстановление здоровья и боеспособности личного состава войск.
Задачи военной токсикологии:
1. Изучение токсичности ОВ, их механизма действия, патогенеза интоксикации, проявлений токсического процесса;
2. Совершенствование методов диагностики и лечения пораженных ОВ;
3. Создание медикаментозных и иных средств профилактики и оказания помощи пораженным ОВ;
4. Разработка нормативно‑правовых актов, направленных на обеспечение химической безопасности личного состава войск.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 876;