Живопись и прикладное искусство
VII-VI вв. до н.э. – создание оригинальной черной керамики из прокопченной глины «буккеронеро». Полированным и украшенным лепными фигурками животных или птицЮ рельефными изображениями или рисунками сосудам придавали сходство с дорогими изделиями из бронзы, серебра или золота.
При создании ювелирных изделий использовали технику зерни (мелкие золотые или серебряные шарики напаиваются в ювелирных изделиях для украшения орнамента), золотые браслеты украшали ажурной филигранью (ювелирное изделие из тонкой проволоки драгоценных металлов), делали ожерелья из янтаря.
Росписи гробниц VI-V вв. до н.э. выполнены в технике фрески. Живопись на стенах располагается поясами. Вверху – декоративные фигуры зверей; средний – широкой пояс с изображением умершего на веселом многолюдном пиру. Цоколь обозначался рядом продольных разноцветных полос.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА
Период республики
Памятники художественной культуры Древней Италии, сохранившиеся от эпохи IV—I вв. до н. э. Эпохе Римской республики предшествует т. н. царский период (ок. 754 — ок. 509 г. до н. э.). Предание называет семерых царей, последовательно правивших в Риме, от Ромула до Тарквиния Гордого. По всей вероятности, последние три царя (Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый) были представителями этрусской династии, что дает основание предполагать период этрусского господства в Риме. С культурой Этрурии были связаны, судя по сохранившимся образцам, и памятники римского искусства.
Период Римской республики начинается с изгнания из древнего города этрусских правителей из рода Тарквиниев (конец VI в. до н. э.). Прерогативы царской власти были разделены между двумя избиравшимися ежегодно должностными лицами — преторами или (позже) консулами. Социальное устройство Древнего Рима — нобилитет, сложившийся из патрициев и богатых плебеев, с одной стороны, и неполноправного плебса, с другой, — предусматривало постоянные внутренние конфронтации, связанные с требованиями политических прав и земли для всего римского народа. Сохранение власти консулата в этой ситуации опиралось на жесткую дисциплину и поддержку мощной армии. Завоевательные походы римлян, в результате которых были покорены Этрурия и Карфаген, а затем Греция и государства Восточного Средиземноморья, сделали Римскую республику сильнейшим государством в Европе. Ведущая роль в управлении государством принадлежала сенату; все государственные должности были коллегиальными, выборными и неоплачиваемыми. Формально высшим органом власти считалось народное собрание. Однако с течением времени процесс расслоения римского общества резко усилился, и прежние идеалы республиканского (т. е. фактически полисного) устройства перестали быть действенными. Борьба за власть, внутренние междоусобицы, а также восстания как в римских провинциях, стремившихся к самостоятельности, так и внутри державы обернулись к I в. до н. э. целой серией гражданских войн, которые завершились антисенатским союзом трех крупнейших военных и политических деятелей во главе с Цезарем (т. н. Первый триумвират). В ходе дальнейших завоевательных войн состоялось падение республики и провозглашение Римской империи под неограниченной властью Цезаря. Установление империи произошло спустя приблизительно двадцать лет, после окончательного устранения республиканцев, завоевания Египта и закрепления за Октавианом титула Августа и права верховной власти (27 г. до н. э.).
Становление римской культуры происходило под влиянием по меньшей мере двух величайших культурных традиций Древнего мира — греков и этрусков. Для истории изобразительного искусства и архитектуры особую значимость имело формирование древнеримских, религиозных представлений, а также та роль, что была отведена искусствам в целостной картине духовной жизни римлян.
Обычай строить храмы был заимствован римлянами у этрусков; до этого римские божества и духи почитались в рощах и на горах, где устанавливались алтари. По некоторым свидетельствам, у этрусков была заимствована и мифология героико-эпическогохарактера, в том числе о подвигах легендарного предка римлян — Энея. Мифология Древнего Рима в дальнейшем была связана не с космологическими преданиями, а с героико-эпическими повествованиями и практическими ритуалами. По мере сближения с греческим миром в римский пантеон стали включаться и греческие боги (Эскулап, Аполлон и др.). Римские божества отождествлялись с греческими, изображались по греческим канонам. Под влиянием греческой традиции возникали культы добродетелей, возвращались праздники сатурналии, дионисийские мистерии. В конце II в. до н. э. определенную популярность получили в Древнем Риме божества Египта, с которыми римляне познакомились в эллинистических странах. Однако в поисках универсальной религии, никогда не прекращавшихся в истории Рима, создать принципиально новое учение суждено было не италийцам. Пройдя длительный период преследований, к концу истории империи главной системой верований стало христианство. Римляне заимствовали у этрусков не только религиозные представления раннего периода, но и сословное деление, строительную технику, военную организацию, театральные зрелища и гладиаторские бои. Преобладание этрусской культуры сохранялось вплоть до начала II в. до н. э., т. е. на протяжении почти всей истории Римской республики.
Завоевание Греции имело колоссальное значение для становления и развития собственной культуры римлян. Беспощадные завоеватели высоко ценили художественный гений греков, вплоть до того, что во II в. до н. э. греческий язык стал языком высшего общества.
С конца III в. до н. э. римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства. Общественные здания, храмы и площади Рима наполнились прекрасными творениями греческих мастеров. Среди них были произведения Фидия, Поликлета, Мирона, Скопаса, Праксителя, Лисиппа. Римские аристократы платили большие суммы за греческие произведения искусства. В первой половине I в. до н а греческая культура была полностью освоена Римом и стала основой высшего расцвета римской литературы и искусства. Знание искусства и умение судить о нем считались в Риме признаками образованности и высокой культуры. Рост частных коллекций вызвал большой спрос на греческие статуи, и с I в. до н. э. скульпторы-греки, переселившиеся в Рим, стали изготавливать огромное количество мраморных копий с наиболее прославленных памятников эллинской скульптуры. Многие из них, сохранившись до нашего времени, позволяют составить представление об утраченных греческих оригиналах.
Искусство Рима представляет собой последний, завершающий этап в развитии античной художественной культуры. Для римлянина в большей степени, чем для грека, искусство являлось средством разумной организации жизни. По этой причине творческий дух римской культуры периода республики наиболее ярко выразился в архитектуре. Одно из наиболее значимых сооружений — монументальная гробница Цецилии Метеллы, построенная в I в. до н. э. Цилиндрическая по форме, она установлена на квадратном каменном основании, сторона которого равняется 23 м. Форма гробницы, некогда увенчанной конусообразной башней, обладает определенными чертами сходства с могильными курганами этрусков.
Римские храмы этого времени во многом используют опыт этрусской и греческой архитектуры. Этрусские черты впоследствии стали характерной особенностью римской храмовой архитектуры. От этрусских зданий были унаследованы трехчастная форма целлы, подиум, выделение главного фасада портиком и лестницей (храм Юпитера Капитолийского, IV в. до н. а). В период Пунических войн (борьба с Карфагеном) и поздней республики (III — первые три четверти I в. до н. э.) специфически римская строгость стиля сочетается с изысканностью, навеянной искусством Великой Греции и захваченных римлянами восточносредиземноморских городов. Примером может служить храм, посвященный Судьбе — Фортуне Вирилис, возведенный на берегу реки Тибр. Он был построен на т. н. Бычьем Форуме (поскольку ансамбль форума в древности обязательно включал в себя торговую площадь). Неподалеку от святилища Фортуны Вирилис находится круглый храм, посвященый Геркулесу (по другим версиям — богине домашнего очага Весте). Круглый храм окружен стройными коринфскими колоннами и в эпоху республики, вероятно, имел плоское или куполообразное перекрытие (в настоящее время он покрыт конусообразной крышей). Коринфский ордер, использованный здесь, в дальнейшем стал излюбленным в римском зодчестве.
Расцвет архитектуры Древнего Рима и необходимость творческого и продуктивного переосмысления зодческих традиций многих народов, в первую очередь греков, привели в I в. до к а к необычайному расцвету теории архитектуры.
В жилой архитектуре Рима развивается тип дома с атриумом. Во II в. до н. э. центром композиции жилой усадьбы становится перистиль — основной структурный элемент греческого зодчества, знаменовавший связь дома с естественной природой и ставший особенно популярным в годы стремительного роста больших городов. Эта же тенденция сближения самой идеи жилища с ландшафтом нашла отражение в композиции римской виллы, нередко живописно расположенной вне пределов города. Типу аристократического жилища с его комфортом и великолепием противостоит рядовая застройка городских кварталов инсулами. На протяжении II — начала I в. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских сооружений: базилики, термы, амфитеатры, римский тип театра; различные инженерные постройки (арочные мосты, акведуки).
Необычайно яркой гранью римского искусства стало искусство скульптурного портрета. Своеобразие этого жанра особенно ярко выступает при сравнении римских портретов с произведениями греческих мастеров. Они генетически связаны с этрусской пластикой и отличаются подчеркнутой конструктивностью и суровостью образного строя. Наряду с официальной портретной скульптурой, служившей для украшения городов, создавались портреты по частным заказам. Они устанавливались в домах или на гробницах.
В период Республики появились также рельефы на исторические сюжеты, где бытовое правдоподобие, граничившее с обыденностью, сочеталось с элементами мифологизации. В позднереспубликанской скульптуре развилось эллинизирующее направление; приобрело широкий размах копирование греческих статуй. Вероятно, влиянием эллинистического искусства объясняется большая популярность такого бытового мотива, как «Мальчик, вытаскивающий занозу». Эта эллинистическая статуэтка стала объектом многочисленных подражаний в римской скульптуре.
Важной областью художественной культуры периода Республики была монументально-декоративная живопись. Ее историческое развитие, сочетающее реалистическую выразительность и нарочитую орнаментальность, ярче всего представлено фресками, сохранившимися в домах Помпеев и Геркуланума.
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ
11 мая 330 года столицей Великой Римской империи был официально провозглашен город Константинополь - новый город, построенный на берегу Мраморного моря на месте старой греческой колонии Византий, город императора Константина, первого в истории монарха-христианина. Так была основана Вторая Римская империя. Здесь христианство впервые стало официальной (хотя и не единственной) религией. Видимо с этой точки и следует вести отсчет эпохе средневековья, т.к. история средних веков в Европе - это не только история развития феодальных отношений и переселения народов, но также история становления, процветания и постепенной утраты влияния христианской церкви.
Краткий экскурс
В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в Константинополь столицу империи.В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную.В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров. Восточной, Византийской империи, суждено было существовать до середины 15 века. Сами византийцы называли себя ромеями, свое государство - ромейской державой, а Константинополь - «Новым Римом». Со времен основания до второй половины 12 века это было могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы. Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, - включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км, население - 30-35 млн. жителей. Ее императоры пытались выступать в роли верховных сюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийского императорского двора ходили легенды. Византия с момента своего рождения была «страной городов» (с почти поголовно грамотным населением) и великой морской и торговой державой. Ее купцы проникали в самые отдаленные уголки известного тогда мира: в Индию, Китай, на Цейлон, в Эфиопию, Британию, Скандинавию. Византийский золотой солид играл роль международной валюты. Национальный состав империи отличался большой пестротой, но начиная с 7 века большую часть населения составляли греки. С тех пор византийский император стал называться по-гречески - «басилевсом». В 9-10 веках, после завоевания Болгарии и подчинения сербов и хорватов, Византия стала, по существу, греко-славянским государством. На основе религиозной общности вокруг Византии сложилась обширная «зона ортодоксии (православия)», включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии.
До 7 века официальным языком империи была латынь, однако существовала литература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. В 866 году «солунские братья» Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрели славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси. Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и строго централизованное управление.
По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией, учение о которой окончательно сложилось именно в здесь. Вся полнота власти находилась в руках императора (басилевса). Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д. Власть его считалась божественной и была практически не ограниченной, однако, она не была юридически наследственной. Результатом этого были постоянные смуты и войны за власть, кончавшиеся созданием очередной династии (простой воин, даже из варваров, или крестьянин, благодаря ловкости и личным способностям нередко мог занять высокий пост в государстве или даже стать императором. История Византии полна таких примеров).
В Византии сложилась особая система взаимоотношения светской и церковной властей, называемая цезарепапизмом (Императоры, по существу, управляли Церковью, становясь «папами». Церковь же стала лишь придатком и инструментом светской власти). Особенно окрепла власть императоров в печально знаменитый период «иконоборчества», когда духовенство было полностью подчинено императорской власти, лишено многих привилегий, богатства церкви и монастырей были частично конфискованы. Что касается культурной жизни, итогом «иконоборчества» стала полная канонизация духовного искусства.
В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. уже с VI века Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в «палладиум наук и искусств». За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.
Процесс художественного развития Византии не был прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Было несколько периодов, более или менее благополучных, отмеченных особым расцветом искусства:
1. Время императора Юстиниана I (527-565) - «золотой век Византии»
2. Византийские «ренессансы»:
· Правление македонской династии (середина IX - конец XI века) - «македонский ренессанс».
· Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) - «комниновский ренессанс».
· Поздняя Византия (с 1260 г.) - «палеологовский ренессанс».
Византия пережила нашествие крестоносцев (1204 г., IV крестовый поход), но с образованием и укреплением на ее границах Османской империи ее конец стал неизбежен. Запад обещал помощь только при условии перехода в католичество (Ферраро-Флорентийская уния, с негодованием отвергнутая народом). В апреле 1453 г. Константинополь был окружен огромной турецкой армией и через два месяца взят штурмом. Последний император - Константин XI Палеолог - погиб на крепостной стене с оружием в руках. С тех пор Константинополь именуется Стамбулом.
Падение Византии стало огромным ударом по православному (да и христианскому в целом) миру. Отвлекаясь от политики и экономики, христианские богословы видели главную причину ее гибели в том падении нравов и в том лицемерии в вопросах религии, которые процветали в Византии в последние века ее существования. Так, Владимир Соловьев писал: «После многих отсрочек и долгой борьбы с материальным разложением Восточная империя, давно умершая нравственно, была наконец, как раз перед возрождением Запада, снесена с исторического поприща. ... Гордясь своим правоверием и благочестием, они не хотели понять той простой и самоочевидной истины, что действительное правоверие и благочестие требуют, чтобы мы сколько-нибудь сообразовали свою жизнь с тем, во что верим и что почитаем, - они не хотели понять, что действительное преимущество принадлежит христианскому царству перед другими, лишь поскольку оно устрояется и управляется в духе Христовом. ... Оказавшись безнадежно неспособною к своему высокому назначению - быть христианским царством, - Византия теряла внутреннюю причину своего существования. Ибо текущие, обычные задачи государственного управления могли, и даже гораздо лучше, быть исполнены правительством турецкого султана, которое, будучи свободно от внутреннего противоречия, было честнее и крепче и притом не вмешивалось в религиозную область христианства, не сочиняло сомнительных догматов и зловредных ересей, а также не защищало православия посредством повального избиения еретиков и торжественного сожигания ересиархов на кострах».
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1609;