Тема: Искусство Древнего Рима.

Лекция 1.

Развитие античной культуры тесно связано с историей и культурой Рима. Эллинистическая культура, возникшая в конце IV века до н.э. просуществовала недолго. С завоеванием во II – I вв. до н.э. эллинистических государств Римом центром античной культуры становится территория Италии.

Периодизация искусства Древнего Рима:

- искусство этрусков (VII-V вв. до н.э.)

- искусство периода Римской республики (IV-I вв. до н.э.)

- искусство периода Римской империи (I-IV вв. до н.э.)

В X-VIII вв. до н.э. – в Италию переселились племена этрусков (предположительно с берегов Малой Азии). В VII-VI вв. до н.э. этруски строят города, осушают болота и создают сети ирригационных сооружений. К VI в. до н.э. складывается союз двенадцати крупнейших городов Этрурии, заимствуется греческий алфавит и чеканка золотых монет.

IV-I вв. до н.э. Рим подчинил себе этрусские города, а затем весь Апеннинский полуостров. Римская культура этого периода заимствует у этрусков деление граждан но сословия, религиозные обычаи и представления, строительную технику, военную организацию и гладиаторские бои. К середине II века до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой. В архитектуре римляне добились выдающихся успехов. Ими были разработаны и внедрены в практику строительства новые конструктивные принципы: арочные перекрытия, своды, купола. Широкое применение бетона во II-I вв. до н.э. позволило создавать сводчатые конструкции, появляются новые типы сооружений: базилика, амфитеатр, цирк, термы, триумфальные арки. Соединение в римском искусстве этрусского, италийского и греческого начал приводит к эклектизму.

I-II вв. – период расцвета поэзии, философии и искусства. В правление Октавиана Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) римская культура переживает свой «золотой век». В этот период завершается синтез античной греческой и римской культуры. Расцвет поэзии: Вергилий, Гораций, Овидий. Тит Ливий создает труд в 142 книгах «История Рима от основания города».

С конца II века в Римской империи начинается кризис, который носит всеобъемлющий характер. Признаками и кризиса культуры являются снижение уровня грамотности населения, грубость нравов, пессимизм.

Поздний античный период – усиление борьбы разлагающейся античной традиции с нарождающимися принципами христианства. Христианство в первый период своего существования вызвало неприязнь. С середины III века христианство было запрещено и преследовалось в Римской империи. Но уже в первой половине IV века, христианство превращается в государственную религию, начинают строится христианские храмы.

В 395 году Римская империя распадается на Западную и Восточную. Восточная Римская империя просуществовала до XV века как Византийская империя. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 году.

ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ

Архитектура

Древнейший тип построек – круглые и овальные в плане хижины.

Сельские дома из глины или грубого камня имели прямоугольную форму. В крыше дома делалось отверстие для освещения, а под ним помещался бассейн, в который стекала дождевая вода.

Городские дома имели в центре – атриум - главное помещение, приемная, где находились изображения домашних богов и маски предков. Центр атриума занимал неглубокий мраморный бассейн, над которым в крыше было оставлено четырехугольное отверстие для освещения и стока дождевой воды. Вокруг атриума симметрично располагались другие помещения.

Гробницы на севере Этрурии представляют собой тумулусы – курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом (крытый коридор, ведущий в погребальную камеру под курганом, проход в склеп, вырезанный в скале или материковом грунте), сложенным из каменных блоков.

Гробницы на юге Этрурии, сохраняющие вид тумулуса, были сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница «Леопардов» и т.д.)

Многокамерные гробницы, укрытые под большим курганом и представляющие собой подобие прямоугольных домиков, образующих в совокупности своеобразный город мертвых. Эти гробницы стали прообразом воздвигнутого позднее в Риме Мавзолея Августа.

Впервые в архитектуре этруски начали возводить своды з клиновидных балок, создав т.о. купол в собственном смысле этого слова.

Храмовое строительство ведется в точном соответствии с этруской культовой концепцией тройственности богов. Все храмы, как правило, трехнефные.

Архитектура этрусского храма, в отличии от греческого периптера, имеет фронтальную композицию, при этом одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком, а с остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение храма – целла – делилось на части и было посвящено трем главным этрусским божествам.

Скульптура

Самые ранние памятники искусства Этрурии (VII-VI вв. до н.э.) – погребальные терракотовые урны с пеплом умершего со скульптурно выполненной крышкой в виде фигур воинов или портретным изображением головы умершего (погребальная урна из Кьюзи).

VI в. до н.э. – терракотовые саркофаги со скульптурными фигурами покойных на крышках. При всей обобщенности образов умерших, авторы пытаются передать и некоторые индивидуальные черты покойных (саркофаг из Черветери – представляет собой ложе длиной 1.73 м. На фигурных ножках, на котором возлежит супружеская чета).

Терракотовая статуя Аполлона из г. Вейи мастера Вулки. При несомненной близости к статуям греческой архаики, скульптура Аполлона менее скована, передано более энергичное движение и яркая эмоциональная окраска образа.

Прекрасным образцом этрусской скульптуры VI в. до н.э. является изящная голова статуи Гермеса из Вейи, оставшаяся от несохранившейся скульптурной многофигурной композиции спора Геракла с Аполлоном.

Колоссальные этрусские статуи воинов, сделанные из глины. Устрашающий облик воина, одетого в доспехи и готового немедленно вступить в схватку с противником, полон грубой силы и мощи.

К памятникам искусства Этрурии относится знаменитая в истории рима Капитолийская волчица, вскормившая Ромула и Рема. Правдива трактовка тела волчицы, создание единого образа хищного зверя делают свидетельствуют о том, что скульпторы Этрурии были прекрасными анималистами.

V в. до н.э. – бронзовая статуя химеры – чудовище в виде козы с львиной головой и змеиным хвостом.








Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 2773;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.