Художественное ремесло 5-8 вв.

Изобразительное начало мало развито, зато орнаментально-декоративные формы отличались необычайным богатством. Изделия художественных ремёсел из металла, украшены вставками цветных камней, стекла, эмали – «полихромный стиль».

Примеры: фибулы – род застежки для платья, вотивные короны – обруч, усыпанный драгоценными камнями (подносились в дар церквам и подвешивались на аркадах), пряжки, украшенное оружие, утварь, а со времени принятия христианства – предметы церковного культа: чаши, кресты, оклады церковных книг. Высокое техническое мастерство!

Находки – в кладах и погребениях от Черного моря до Британских островов. Драгоценные украшения связаны с древней магией и, одновременно – знаки отличия королей и вождей (по ним – о могуществе и богатстве).

Сначала (обычаи язычников) их клали в захоронения, потом – с приходом христианства стали приносить в дар храмам. Затем – использовались в оформлении богослужения.

Особенно характеры для полихромного стиля изделия из золота или золочёной меди с гранатами или рубиново-красным стеклом (остготские фибулы из Чезены – Северная Италия, вестготские фибулы из Эстремадуры, фибулы из Гварразары близ Толедо, Северная Испания). Иллюстрация – фибулы из Эстремадуры, 6 в.

В состав клада в Гварразаре также вошли и вотивные короны короля Рецесвинта – 7 в.

Франки (Сев. Германия) достигли высокого мастерства в изготовлении оружия, богато украшенного (из погребений королей Хильдерика, Арнегунды, Дагоберта. Мастерская королевского казначея и руководителя монетного двора епископа Элигия (впоследствии причислен к лику святых и объявлен покровителем мастеров золотых дел). Изделия Элигия украшались эмалью, драгоценными камнями (крест алтаря монастыря Сен-Дени – известный по изображению на картине нидерландского художника 15 века «Месса святого Жиля» - Нац. Галерея в Лондоне).

Лишь на северной окраине Европы – в Скандинавии не получили развитие предметы полихромного стиля. Здесь – деревянная резьба. Грубоватые, часто устрашающие оскаленные маски зверей – для отпугивания духов. Резьба покрывала предметы, корабли викингов и дома. В орнаментике домов – ленты-звери, сложно переплетающиеся друг с другом. Пример резьбы – предметы из погребения в Осеберге (возможно королева Осе, ум. Ок. 850 г.) В погребении – телега, сани, утварь, ткани.

Также в Скандинавии высокого уровеня – изделия из металла. Шлемы с изображениями на сюжеты скандинавских саг, богато орнаментированные ножны, рукояти мечей – викинги! И пластинки-бляшки для украшения одежды.

Пример: бронзовые бляшки из Торслунда, Швеции, 7 в.

Преобладание орнаментально-декоративных форм остается в Скандинавии вплоть до конца первого тысячелетия. Только в конце 10 века с приходом христианства начинается распространение новых форм и сюжетов.

Живопись.

До нас дошла почти исключительно в книжной миниатюре.

Монастыри – центры изготовления книг, хранения и собирания библиотек. При монастырях в крупных аббатствах – скриптории (там переписывались и украшались книги, требуемые для церковных служб и для обучения: евангелия, поучения отцов церкви, хроники, грамматики). Книги изготовляли из пергамена – тончайшим образом выделанной специальным способом обработанной телячьей кожи. Обтягивали деревянные крышки книг кожей, украшали иногда (особенно роскошные) золотыми или серебряными окладами с вставленными в них драгоценными камнями и рельефами из слоновой кости.

Иллюстраций повествовательного характера в них не было. Орнамент! Характер орнамента – от местных традиций.

В 8 веке во Франции времени Меровингов особенно характерны рукописные книги со стилизованными изображениями животных и птиц в медальонах. А также –«инициалы» «изоморфического типа», остов которых образуют стилизованные рыбы, птицы, животные. Символика, вошедшая с христианством – крест, рыба (символ Христа), павлин (символ бессмертия), пеликан (символ жертвенности), олень, идущий к воде (христианин, жаждущий истины) и др.

Пример: «Гелазианский сакраментарий» (сер. 8 в.)

Другой характер – стилистика Англии и Ирландии. Характерно для их орнаментального стиля: абстрактность и линеарно-плоскостная трактовка форм (потом – и в изображении человека). В орнаментах – слияние мотивов искусства древних кельтов, англов, саксов, коптов (христианский Египет), народов Передней Азии (все – миграция). Отсюда – богатство и разнообразие. Часто – спирали с раструбами (спирально-трубчатый орнамент), лестничный мотив, шахматный узор, зверино-ленточный орнамент (ленты со змеиными или звериными головами сплетаются в сложные композиции). Эта орнаментика – в монументальных придорожных каменных крестах и особенно – в книжной миниатюре. Инициалы в книгах - простые геометрические формы, в пределах них – сложнейший тонкий орнамент. В начале текста контуры первых букв часто окружены точками (Ирландия).

Примеры: евангелия «Книга Дорроу», «Евангелие из Эхтернах». Выполнены пером, раскрашены акварелью.

В конце 6 и в 7 столетиях ирландские миссионеры основали на континенте ряд монастырей, которые стали рассадниками англо-ирландских форм декорирования рукописи. Сыграли немаловажную роль в дальнейшем развитии книжного искусства в Европе.

 

Скульптура.

С распадом Западноримской империи и переселением народов статуарная скульптура исчезает из западноевропейского искусства на несколько столетий.

Искусство (кроме изделий прикладного характера – предметов быта, художественно выполненных) служило тогда церкви, для которой скульптура монументальная ассоциировалась с языческими идолами. Кроме того, эта форма искусства была чужда художественным навыкам «варварских» народов, осевших в Европе.

Искусство рельефа в отличие от круглой (объемной) скульптуры сохраняется на протяжении всего рассматриваемого периода, но меняется. Рельеф теперь плоский. Он приобретает преимущественно орнаментальный характер. Элементы – переплетенные ленты, жгуты, виноградная лоза (от раннехристианского искусства), декоративные кресты, венки с монограммой Христа, птицы, клюющие виноград и пьющие из чаши (символика). Этими рельефами украшались стены архитектурных построек, кивории (сооружения над алтарями), передние стенки алтарных престолов (антепендиумы), саркофаги, надгробные стелы и др. Иногда встречаются изображения человека в рельефах, но они редки, условны и примитивны, хотя не лишены экспрессии.

Примеры надгробной скульптуры мы находим в искусстве лангобардов (сменили остготов в Северной Италии) – 7-8 вв. Центр – городок Чивидале провинции Фриуль, где в те времена находилась резиденция патриарха и герцога.

Пример: Рельеф алтаря герцога Ратхиса из церкви Сан-Мартино. «Поклонение волхвов» - фрагмент алтарного рельефа. Условность фигур, но торжественность!

Близкими стилистическими чертами характеризуется и скульптура государства франков во времена меровингской династии. В каменных надгробных плитах северо-восточной части государства используется мотив северной орнаментики с ленточным плетением, завершенным звериными головами. Пример: Стела с «Всадником» из Хорнхаузена (ок.700 г.)

Подобные же мотивы широко распространены в каменных крестах Ирландии, Англии и языческих стелах Скандинавии (видимо, кельтские поселения).

Пример: «Камень Горма» - первый христианский памятник Скандинавии (ок.983 г., нынешняя Дания). Здесь фигура Христа целиком вплетена в декоративную вязь орнамента.

ИСКУССТВО КАРОЛИНГСКОЙ ИМПЕРИИ (к.8-сер.9 вв.)

 

Последняя четверть 8 и середина 9 вв. – подъем искусства в странах Западной Европы, связанные с ростом политической мощи франков и созданием первой империи средневековья Карлом Великим. Огромная империя – на территории почти всей Западной Европы (кроме Британских островов и северо-западной Испании). Разношерстное, лишенное единства, непрочное государство. Искусство империи получило название каролингского и в целом это искусство господствующих кругов.

Идее величия государственной власти отвечало стремление к пышности и великолепию.

Культура – строительство, монументальная живопись, роскошные рукописи.

Период расцвета каролингского искусства длился неполное столетие. В результате распада империи Карла Великого наступает кризис, усилившийся с началом нашествий норманнов, венгров и сарацин.

Важные черты каролингского искусства:

- сознательное обращение к наследию поздней античности. Отсюда название – «Каролингское возрождение».

- Кроме того, большое значение имели и элементы меровингского искусства и ирландского.

- Оживленная торговля и политические отношения с Сирией на Востоке тоже повлияли на искусство Каролингов: формы, выработанные народами Востока, нравились своей необычностью.

 

Архитектура.

Обращение к наследию античности больше всего сказалось в архитектурных постройках центрического типа.

Пример: Придворная капелла (ныне – собор) Карла Великого в Аахене (ок. 800 года). По образцу церкви Сан Витале в Равенне. Октогон, перекрытый восьмигранным куполом и окруженный двухъярусным обходом. Правда, формы более тяжеловесны и просты, чем в Равенне. Суровый и величественный вид.

А двухэтажное небольшое здание монастырских ворот (778-784 гг.) с небольшим тройным проездом внизу и только одним залом наверху, что сохранилось на территории бывшего монастыря в Лорше, сочетает классические позднеантичные черты с архитектурными элементами, унаследованными от построек франков предыдущего периода. От классики – разделенные мощными колоннами арки нижнего этажа, а также пилястры верхнего яруса (правда, щипцовые завершения над пилястрами – пережиток деревянной архитектуры). От предыдущей – франкской архитектуры периода Меровингов – разноцветная кладка стен.

Каролингский период подготовил тип романской базилики с двумя трансептами, удлинённым хором и башнями, примыкающими к хору, и возвышающимися над средокрестием. Пример: монастырь Сен-Рикье (нач. 9 века, ныне Сев. Франция), зарисовка.

 

Живопись.

Монументальная. Из источников – росписи в технике фрески и мозаики были частью убранства церкви, монастырских помещений и дворцов. Уцелело очень мало. Часто в них проявлялись черты воздействия раннего христианского искусства Востока – оригинальность форм, интенсивность колорита. Обилие золота и яркое синее небо – в мозаике апсиды церкви в Жерминьи де Пре (806 г.).

Фрески с житием св. Стефана в Оксерре. Естественность пропорций фигур, движений, живописная манера с преобладанием коричневых тонов на голубовато-сером фоне – реминисценции поздней античности.

В то же время присутствуют и взволнованность и драматизация – характерные черты формирующегося искусства средневековья.

Теми же чертами обладают росписи (на библейские и евангельские сюжеты) швейцарской церкви в Мюнстере (к. 9 в.) Сохранился почти полностью весь ансамбль росписей, позволяет представить убранство каролингского храма в целом.

 

Книжная миниатюра.

Книги Каролингов – в основном религиозного содержания. Декоративная пышность. В технике гуаши с применением золота, а нередко и сплошной окраской пергамена пурпуром. Особенно богаты книги для королей и императоров или подносившиеся ими монастырям. Для каролингских рукописей характерны помещавшиеся в начале евангелий «таблицы канонов» (в таблицах канонов указаны параллели четырех евангельских текстов – от Мафея, Марка, Иоанна, Луки). «Таблицы оформлены, как правило, в виде портиков и аркад.

Миниатюры представляют фигуры евангелистов. Позднее – к концу периода – композиции сложные.

Во времена Карла Великого (к.8-нач.9 вв.) центр изготовления роскошных книг – Аахен. В оформлении одной мастерской – элементы меровингской и англо-ирландской орнаментики. А в другой мастерской – сильное влияние позднеантичной живописи: спокойные фигуры на фоне пейзажа, передача воздуха, глубины пространства, естественность поз, правильные пропорции, мягкая живописная техника.

Пример: «Евангелие Карла Великого» (нач.9 в.)

При преемниках Карла Великого такие центры изготовления книг – в Реймсе. Графика становится более напряженной, беспокойной, линии вибрирующими. В результате – черты экстатической возбужденности, еще более подчеркнутые широко раскрытыми глазами, развевающимися волосами, беспокойными движениями рук.

В той же экспрессивной манере выполнена «Утрехтская псалтирь» из Реймской мастерской (Утрехт, Библиотека университета). Иллюстрации – в графической манере пером и чернилами. Сцены сражений, охота, пиры – своеобразная интерпретация текста библейских псалмов. Интерес к окружающему миру – в реальности архитектуры, изображении сельских работ, остро схваченных фигур животных. Эскизность рисунка, нервность линии – динамичность и взволнованность.

Мастерская Тура – большие, обильно иллюстрированные книги священного писания, нередко снабженные изображениями монархов. Пример: «Библия Эбона» (сер. 9 в.)

 

Скульптура.

Подъем искусства не захватывает в каролингский период монументальную скульптуру.

Зато мелкая пластика - ! Рельефы из слоновой кости - ! мастерство. – для окладов книг, пиксиды (цилиндрические сосуда для хранения облаток, реликвий, благовоний), гребни. Они обладают теми же чертами, что и живопись: подражание поздней античности, с одной стороны, и усиление беспокойства и динамики – с другой.

Пример: оклад «Псалтири Карла Лысого» (ок.860-870 гг.) – Давид, кающийся перед укоряющим его пророком Натаном.

Высокое качество изделий из серебра. Каролингские серебряники делали и произведения статуарной пластики.

Пример: фигура святой Веры в церкви Сент-Фуа в Конке (ок.985г.) Напряженность позы, непомерно большая голова, крупные черты, широко раскрытые глаза из эмали – экспрессия, напряженная динамика. Фигура осыпана драгоценными камнями.

Судя по единичным дошедшим до нас произведениям, высокого уровня достигла техника литья из бронзы.

Пример: знаменитая конная статуэтка, традиционно считающаяся изображением Карла Великого (ок.860-870 гг.)

 








Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1276;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.