МАЧУ‑ПИКЧУ: ЗАТЕРЯННЫЙ ГОРОД ИНКОВ
©Джон Гриффитс. Мачу‑Пикчу во всем своем великолепии
Вероятно, самым впечатляющим археологическим памятником Южной Америки и самым известным символом инкской культуры является Мачу‑Пикчу (Старый Пик). Город расположен в 7000 милях над уровнем моря в Андах, в субтропическом климате, на территории Перу. Он лежит в 300 милях южнее Лимы – столицы современного Перу, и в 170 милях северо‑западнее города Куско – центра инкской империи. В 1438–1533 гг. инкская империя охватывала огромные территории – не только современного Перу, но и Эквадора, Боливии, Чили, часть Аргентины и юго‑восточную оконечность Колумбии. Инки были последним коренным населением Анд с самобытной культурой и развитым обществом, проживавшим здесь до прихода европейцев.
До того как в 1911 г. руководитель перуанской экспедиции Йельского университета Хирам Бингхэм открыл миру Мачу‑Пикчу, о нем знали лишь несколько местных крестьян. Один из них, Мельхиор Артега, показал Бингхэму дорогу к памятнику. Поначалу американец думал, что он открыл город инков под названием Вилкабамба, о котором читал в испанских хрониках XVI в. как о городе в джунглях, в который инки бежали после неудачного восстания против испанцев. Группа исследователей во главе с Бингхэмом была поражена тем, как хорошо сохранился горный город, покинутый жителями 400 лет назад. Хирам Бингхэм первым назвал Мачу‑Пикчу «затерянным городом инков», так же он назвал свою первую книгу, ставшую мировым бестселлером. В апреле 1913 г. изучением затерянного города занялось национальное географическое общество.
Мачу‑Пикчу был построен в 1460–1470 гг. инкским правителем и основателем инкской империи Пачакути Инка Юпанки и существовал до оккупации испанцами Перу в 1532 г. Город являет собой поразительное достижение в области градостроительства и архитектуры и насчитывает около 200 зданий (среди них дома, дворцы, храмы, обсерватории и складские помещения). Комплекс занимает территорию площадью в половину квадратной мили и условно может быть разделен на три района – земледельческий, городской и религиозный. В земледельческой части расположено несколько террас и акведуков, для создания которых использовались естественные склоны, и функционировали они не только как платформы для культивации растений, но и как защищающие от эрозии стены. Здесь же вдоль узких аллей выстроены небольшие скромные жилища, в которых, вероятно, жили крестьяне. Городская часть комплекса отделена от земледельческой стеной, в южной части которой в скалах вырезано несколько ниш. Бингхэм назвал это место «тюрьмой», предположив, что в тех углублениях узников приковывали каменными кольцами, однако современное название – храм Кондора – более верное. Такое название постройка получила благодаря высеченному из гранита в самом низу секции андскому кондору. Неподалеку от храма можно увидеть ряд громоздких сооружений из рыжеватого камня. Это были «жилища ученых», в которых, по‑видимому, жили амаутас (высокопоставленные учителя). Здесь же находилась так называемая «зона принцесс».
©Джон Гриффитс, Стена в городе инков Мачу‑Пикчу
Религиозный район поражает воображение образцами восхитительной инкской архитектуры. В центре расположена Священная площадь – место проведения церемоний, а вокруг нее – самые важные постройки Мачу‑Пикчу. Храм Солнца – здание полукруглой формы, вырезанное в твердой скальной породе, с двумя окнами, одно из которых выходит на запад, а другое на север. Современные ученые предполагают, что сооружение выполняло функции солнечной обсерватории. Восточное окно позволяло вычислить время зимнего солнцестояния, для чего требовалось измерить тень, отбрасываемую камнем в центре помещения.
В Трехоконном храме, названном так благодаря трем большим трапециевидным окнам, выходящим на главную площадь, обнаружены вырезанные из камня фигурки, символизирующие три уровня андского мира: Ханаан Пача (высший мир, или небесный рай), Кай Пача (земной мир) и Уку Пача (внутренний мир, где живут боги). В религиозном районе выстроен и Священный храм – прекрасный образец инкской каменной кладки, представляющей собой большие отшлифованные каменные блоки, идеально прилегающие друг к другу; «дом жрецов» и загадочный склеп, известный под названием Интихуатана, или «коновязь Солнца». Это одно из удивительнейших сооружений Мачу‑Пикчу: гранитные колонны – возможно, гномон или стрелки солнечных часов возвышаются над огромным пирамидальным камнем‑столом. Ученые сходятся во мнении, что это солнечная обсерватория. В период каждого зимнего солнцестояния, во время праздника Инти Райми (или праздника Солнца), жрецы символически заключали бога в камень, чтобы солнце не исчезло совсем.
Главной особенностью Мачу‑Пикчу, которая привлекает бесчисленное количество посетителей, являются добротные здания с массивными каменными стенами, выполненными без мертели [Мертель – известковый раствор, применяемый для связывания в кладке и для заполнения швов.]. При их строительстве не использовались ни колеса, ни тягловые животные. Большая часть многоугольных камней кладки сооружений подгонялись древними зодчими друг к другу с такой точностью, что в швы невозможно просунуть даже тончайшее лезвие ножа. В этом сейсмоопасном регионе инкская технология обеспечивала устойчивость конструкций, но способ транспортировки и установки таких огромных камней остается загадкой. В ряде альтернативных теорий утверждается, что строительство зданий в Мачу‑Пикчу производилось или с применением лазерных технологий, или представителями исчезнувших древних цивилизаций, или пришельцами. Но ответить на вопрос: как же были воздвигнуты сооружения Мачу‑Пикчу? – практически невозможно, поскольку документальных данных почти не сохранилось. Исследование показало, что у инков существовала группа профессиональных архитекторов для проектирования и организации строительства комплексов зданий, как в Мачу‑Пикчу. Изучая инкскую архитектуру, важно отметить высокий профессионализм ее создателей – здания очень гармонично «вписаны» в природную среду, поэтому для строительства использовались скалы, из них же вырезались скульптуры, а для воды в камне высекали каналы. Хотя точно неизвестно, как инки передвигали огромные каменные блоки, большинство исследователей считают, что делали они это силами плененных здоровых мужчин из других племен, которые скатывали глыбы при помощи более мелких камней сферической формы. Большая часть зданий и стен этого города построены из гранитных блоков, которые, вероятно, обтесывались бронзовыми и каменными инструментами, а затем полировались песком.
©Джон Гриффитс. Интихуатана («коновязь Солнца») – предполагаемая солнечная обсерватория инков
Назначение, которое выполнял Мачу‑Пикчу – предмет обширных дискуссий. Был ли это густонаселенный процветающий инкский город? Возможно, нет. Согласно произведенным подсчетам одновременно в окрестностях Мачу‑Пикчу проживало не более 1000 человек. Немногочисленность населения и изолированность этого места свидетельствуют о том, что Мачу‑Пикчу был не обычным городом. В результате раскопок, проведенных в XX в. Хирамом Бингхэмом, было обнаружено 135 мумий, 109 из которых женские. Преобладание женских захоронений позволило Бингхэму сделать заключение, что объект был прибежищем ахльякуна дев Солнца – самых красивых девушек, собранных со всей империи. Однако анализ скелетов показал, что они в равных долях принадлежали мужчинам и женщинам, а значит, комплекс мог быть церемониальным городом, выполнявшим функции королевского поместья, убежища для верующих или святилища для королевской семьи, жрецов и жриц.
Причина внезапного опустения Мачу‑Пикчу остается загадкой. Во времена Конкисты испанцы не проявили интереса к городу, и тот забыли. Теорий, касающихся необъяснимого опустения, великое множество: город охватила засуха или разрушительный пожар, а возможно, инки оставили город под натиском испанцев. Наиболее жизнеспособной является версия о завезенной из Европы еще до испанской Конкисты в Перу оспе, которая вскоре приобрела масштабы эпидемии и распространилась по всей стране. К 1527 г. половина населения стала жертвой болезни, правительство пало, и началась гражданская война. Нарушенный общественный порядок и резкое сокращение количества населения, вероятно, и объясняет почти мгновенное опустение города.
Сегодня этот восхитительный комплекс храмов, исполинских стен, полей и террас, расположенных на горной вершине, – историческая национальная святыня – находится под защитой правительства Перу. С 1983 г. ЮНЕСКО признало его объектом всемирного наследия. Это больше не затерянный город инков, теперь он привлекает около 500 000 туристов в год и является самой популярной достопримечательностью в Перу. Хотя правительство страны утверждает, что большой наплыв туристов, бродящих по городу, ему не вредит, ЮНЕСКО опасается возможных разрушений, связанных с масштабами туризма, и в 1998 г. занесла Мачу‑Пакчу в список объектов всемирного наследия, которым грозит опасность. Не так давно из‑за Мачу‑Пикчу возник скандал. Во время съемок рекламы пива в сентябре 2000 г. в Интихуатане, где инкские жрецы и жрицы когда‑то поклонялись Солнцу, полутонный кран упал, выломав солидный кусок солнечных часов. Национальный институт культуры возбудил уголовное дело против промышленной компании Гутаво Манрике. В 2005 г., когда у Мачу‑Пикчу появился двойник в лице иорданского города Петры, Перу начало кампанию за возвращение тысяч реликвий, вывезенных 90 лет назад Хирамом Бингхэмом.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 935;