Состояние нетрадиционных религиозных организаций в Республике Беларусь.
В настоящее время в РБ принят пакет документов, позволяющих в соответствии с международными нормами права более эффективно регулировать деятельность религиозных конфессий, защищать религиозные традиции народа от деструктивного воздействия НРО, гарантируя при этом каждому человеку свободу как религиозных, так и атеистических убеждений. В числе таких документов – Закон РБ «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 1992 г. (в новой редакции от 31.10.2002 г. «О свободе совести и религиозных организациях»), в котором закреплен порядок взаимоотношений школы и религиозных организаций (ст. 9). Однако это не решает принципиально названную проблему.
По данным Аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей в Беларуси помимо традиционных для нее православных, католиков, мусульман и иудеев, на легальном положении находятся также кришнаиты, мормоны, бахаи, лютеране, Свидетели Иеговы, старообрядцы, а также ряд других протестантских конфессий и молодых религий. По факту же культовых организаций в стране насчитывается куда больше. Из них десятки функционируют под видом общественных, просветительских, лечебно-оздоровительных, спортивных объединений или различных школ, центров, курсов. Наряду с НРО, имеющими официальную регистрацию (бахаи, кришнаиты и др.), появились деструктивные НРО, не прошедшие процедуру обязательной регистрации в государственных органах (экспертный совет при Государственном комитете по делам религий и национальностей Республики Беларусь).
В Беларуси нет такого понятия, как "запрещение религии". Поэтому термины "секта" или "новое религиозное движение" не являются по сути криминальными. Однако, когда на почве предмета поклонения начинаются проблемы – будь то причинение вреда здоровью, присвоение имущества или какие-то иные нарушения прав и свобод людей – в этом случае следует привлекать к ответу незарегистрированную организацию, однако без законодательной основы это сделать очень сложно. Если люди легализируют свой статус, это значит, что они готовы отвечать за то, что они делают. И в этом случае рычагов воздействия на них у государства больше, чем тогда, когда они находятся “в подполье”.
Центров, которые занимаются изучением сект в Беларуси всего несколько. Большинство сект свою деятельность не афиширует, что значительно затрудняет работу исследователей. Согласно данным отдела по вопросам новых религиозных движений Минской епархии Белорусского экзархата, в нашей стране документально зафиксирована деятельность около 120 сект и культов с сильно развитой организационной структурой и институтом постоянного членства, около 340 так называемых клиентурных культов, со слабо развитой организационной структурой и институтом временного членства, и около 360 "аудиторных" культов, представляющих собой некое оккультно-мистическое учение без института членства, пропагандируемое с помощью СМИ, публичных лекций или выступлений. Руководитель отдела, доктор теологии Венского университета, Владимир Мартинович, заявляет, что эти цифры не отражают точного количества сект и культов в стране, реально их может быть больше, а может быть и меньше, поскольку факт распада секты установить еще сложнее, чем ее существования. Например, два года назад жители Минска находили в своих почтовых ящиках рекламные брошюрки иеговистов-ильинцев, хотя ранее считалась, что это движение исчезло еще более столетия назад.
В то же время даже точная цифра количества сект ничего не скажет об их силе и влиянии на общество. Для получения этой информации необходимо знать значительно больше параметров, в том числе численность их последователей и какие социальные группы в них входят.
Тревожным признаком несостоятельности борьбы с сектами в Беларуси его является "молчание газет" по вопросам сектантства, полагают эксперты. Если сравнить число статей о сектах, которые вышли, например, десять лет назад, с тем количеством, что мы имеем сейчас, то можно увидеть, что число публикаций “против” тогда было в десятки раз больше. Свою толику в замалчивание проблемы, по мнению специалистов, вносит излишняя политкорректность редакций, когда о сектах перестают писать, чтобы просто кого-нибудь не обидеть.
Также есть еще один фактор, который здесь оказывает влияние – это давление Запада. Например, в Америке и в Европе печатается огромное количество материалов о сектах, анализирующих секты, критикующих секты... Но когда там видят критику сект в других странах, то часто воспринимают ее в соответствии с политикой двойных стандартов, выставляя это как нарушение прав граждан на вероисповедание.
Есть еще один негативный момент. Некоторые секты пользуются покровительством чиновников, что и позволяет им вести себя довольно смело и уверенно, считает Екатерина Агеенкова, кандидат психологических наук, член экспертного совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей. Как эксперту ей приходилось чувствовать на себе давление со стороны секты, когда она участвовала в судебном разбирательстве случая "магии на крови" (злоумышленники с помощью манипулятивных техник довели пожилую женщину до самоубийства). После него истец был вынужден покинуть страну. С психологическим прессингом столкнулись многие члены экспертного совета, в результате чего они предпочли приступать к экспертизе только тогда, когда поступает соответствующий запрос от госструктур, которые смогут защитить их в случае возможной опасности.
Занимаясь своей работой, специалисты-сектоведы очень часто словно ступают «по тонкому льду». Деятельность сект лежит в области так называемых серых зон правового регулирования. Понятие "манипули-рование сознанием" юридически не определено, поэтому доказать злой умысел в судебных делах против них в каждом отдельном случае очень сложно, а порой даже невозможно. Финансовые схемы сект и культов могут быть построены так хитро, что при конфликтной ситуации в милиции или прокуратуре порой иногда отказывают в возбуждении уголовного дела на основании "отсутствия состава преступления". Сами же религиозные движения могут существовать под какой угодно «личиной!. Получив отказ в регистрации от уполномоченного по делам религий и национальностей, они регистрируются в качестве общественной или коммерческой организации, убирая при этом из своего устава все упоминания о духовной деятельности. Секты могут маскироваться под самые разные виды деятельности, начиная от реабилитационных центров помощи наркоманам и алкоголикам, заканчивая индивидуальными предпринимателями, которые оказывают определенные услуги.
В Беларуси пострадавшему от секты некуда обратиться. К примеру, в Германии функционирует более 120 антисектантских центров, в которых пострадавший может получить квалифицированную помощь словом и делом. Таких институтов в Беларуси сейчас практически нет – считают эксперты. Интересно, что общество в принципе всегда позитивно реагирует на появление новых религиозных движений. И только когда появляются пострадавшие, начинается осмысление сути НРО. Для того и должны быть созданы соответствующие общественные институты, поскольку Аппарат уполномоченного по делам религий и национальностей в нашей республике целенаправленной антисектантской работой не занимается. Он отвечает лишь за регистрацию религиозных объединений и контролем их деятельности в рамках законодательства. Отдел по вопросам новых религиозных движений Минской епархии специализируется только на сборе и анализе данных о деятельности сект в Беларуси. Поэтому Владимир Мартинович (руководитель отдела) пострадавшим от сект рекомендует обращаться в средства массовой информации, в правозащитные группы, в государственные органы, регулирующие деятельность религиозных организаций. Чем больше будет подобных обращений, тем больше шансов, что представители власти услышат голос простого населения и начнут что-то изменять в этой области. «До 99% всех случаев людей пострадавших от сект не становятся известными широкой публике. В результате, складывается впечатление, что в этой области в стране все спокойно. Но это не так» – заявляют эксперты.
В Беларуси, как и других странах, чаще всего в секты попадают люди с отсутствующими или сильно сниженными способностями к критическому мышлению и всестороннему осмыслению жизненных ситуаций; с отсутствующими или сильно сниженными способностями к самостоятельному принятию решений и недостатком умения или готовности нести ответственность за свои поступки. Также вербовке способствует отсутствие религиозной веры или чисто формальная принадлежность к традиционной религии. Тем, кто не хотел бы попасться на уловки сектантов, эксперты рекомендуют развивать в себе критическое мышление, самостоятельность, внутреннюю свободу и помнить о своих корнях".
Однако есть и другая группа риска: люди идейные, которым не хватает смысла жизни и которые ищут деятельность, соответствующую их масштабу личности. В сектах они "находят себя" и становятся активными пропагандистами. Их очень тяжело «вытащить» из секты и работать с ними психологам труднее всего.
Также, членами сект у нас часто становятся пожилые люди. Связано это в первую очередь с тем, что в Беларуси довольно слабо развита система клубов и кружков по интересам для пожилых, поэтому старики идут общаться между собой туда, где для этого созданы все условия. Что касается молодежи, то по наблюдениям экспертов, среди них наибольшей популярностью пользуются неоязыческие движения. По данным, полученным в результате анкетного опроса, около 10% парней-студентов г. Минска так или иначе интересуются неоязычеством.
В целом, выбор религии – это личное дело каждого и каждый человек вправе выбирать ту веру, которая ему по душе. В то же время, возможность свободной критики всех без исключения институтов общества – один из гарантов сохранения демократического, открытого общества. В демократическом обществе критикуется все: традиционные религии, коммерческие структуры, общественные объединения, политические партии, существующий государственный строй, и, конечно же, секты и культы. В условиях открытого общества невозможно существование целого сектора, который являлся бы неприкосновенным для любой оценки и критики вне зависимости оттого, что в нем происходит, как он развивается и в каких отношениях он находится с окружающим миром. Стремление сект запретить любую критику в отношении себя отражает их желание сделать себя неприкосновенными в сравнении со всеми остальными институтами общества, создать государство в государстве и тем самым обеспечить себе идеальные условия для распространения своего влияния на это же общество. Однако критическое отношение к сектам в белорусском обществе пока не сформировано.
В середине ноября нашу страну посетил ведущий специалист Германии по оккультизму, черной магии и саентологии Ингольф Кристиансен. Во время лекции, которую он читал в одном из минских вузов, у него спросили: "А не станут ли публикации в СМИ рекламой для оккультизма?" Немецкий эксперт ответил, что поскольку интернет и так позволяет современному человеку сколь угодно глубоко изучать любые стороны различных оккультных практик, конструктивное освещение проблемы в прессе лишь поможет людям увидеть ситуацию с объективной стороны.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 860;