Общественный строй Древней Индии
1. Образование варн.
2. Сельская община.
3. Рабство в Древней Индии.
1. Разложение первобытнообщинного строя и развитие об-щественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не рав-ные по своему общественному положению, правам и обязанно-стям.
С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно сущест-вующим порядком и освящено религией. В соответствии с Зако-нами Ману существовали следующие варны:
• брахманы - члены жреческих родов;
• кшатрии - военная аристократия;
• вайшьи (вайшии)-свободные полноправные общинники;
• шудры - низшая варна,неравноправные члены общества.Образ жизни каждой варны был сформулирован в специаль-
ных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление и военное командование. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремес-лом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.
С течением времени сословия становились все более замк-нутыми. Этому способствовали:
• строгая эндогамность - заключение браков между предста-вителями одной варны;
• определенная, наследственно закрепленная профессия;
• поклонение одним богам.
Переход из одной варны в другую строго запрещался. Огра-ничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось раз-ное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением сво-бодных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по зна-чению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.
2. Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, по-скольку объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.
В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции – свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значе-ние приобретали главы деревни.
Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превра-щаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имуще-ственного разделения:
• верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работни-
ков;
• общинники, которые сами работали на своих участках;
• разорившиеся общинники, которые лишались земли и ору-дий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Деревенские ремесленники также занимали различное положение:
• ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собственные мастерские;
• ремесленники, которые нанимались на работу за опреде-ленную плату.
3. Рабство Древней Индииотличается своейнеразвито-
стью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжаютсохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы – дасы, могли иметь семьи, собственность, право на наследо-вание, право собственности на получаемые дары. Свободный, ста-новясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых свя-зей.
Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутст-вует отчетливое противопоставление свободных и рабов, посколь-ку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны за-слоняли собой классы. Тем не менее, Законы Ману указывают сле-дующие разряды рабов:
• захваченные под знаменем (военнопленные);
• рабы за содержание;
• рабы, рожденные в доме хозяина;
• купленные;
• подаренные;
• доставшиеся по наследству;
• рабы в силу наказания.
Характерной чертой древнеиндийского рабства было нали-чие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 2074;