Регулирование правовых отношений по Законам Ману

 

1. Общие положения.

2. Право собственности.

3. Обязательства.


 


4. Брачно-семейные отношения.

5. Уголовное право.

6. Судебный процесс.

 

1. Законы Мануявляются так называемой дхармашастрой-сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индий-цев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих обществен-ные отношения, в Древней Индии не было.

 

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержа-щиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содер-жание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

 

2. В соответствии с Законами Ману существуют следующие

способы возникновения права собственности:

• наследование;

• получение в виде дара или находка;

• покупка;

• завоевание;

• ростовщичество;

• исполнение работы;

• получение милостыни;

• давность владения (10 лет).

 

При этом для некоторых варн были характерны «свои » спо-собы приобретения имущества. Например, завоевание – для кшат-риев, исполнение работ – для вайшиев, милостыня же была харак-терна, как ни странно, для брахманов.

 

Приобретать вещь можно было только у собственника. За-прещалось доказывать право собственности ссылкой на добросо-вестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнару-живалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собствен-нику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значитель-ное внимание охране частной собственности, в первую очередь, собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значи-тельное.


 


3. В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения.В основном в Законах говорится об обязательствах издоговоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

 

• договор займа;

• договор найма рабочей силы;

• договор аренды земли;

• договор купли-продажи; .

• договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон уста-навливает нерушимость и преемственность долговых обяза-тельств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью си-лы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

 

Вследствие применения труда свободных наемных работни-ков (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание дого-вору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависелиот работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а винов-ному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял ра-боту, он мог получить жалованье.

 

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индииввиду проникновения в общину процесса имущественной диффе-ренциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

 

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Манудолжен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог вы-ступать только собственник вещи. Закон устанавливал определен-ные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу . Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

 

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такогообязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.


 


4. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она стано-вилась его собственностью.

 

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены по-читать своего мужа как бога, даже если он «лишен добродетели». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в дет-стве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она под-вергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

 

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случа-ях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

 

Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хо-тя все имущество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завеща-нию, только наследование по закону: имущество после смерти ро-дителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у стар-шего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

5. Законам Ману известны следующие понятия уголовного

 

права:

• формы вины;

• рецидив;

• соучастие;

• тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следую-щих понятий:

 

• принцип талиона;

• ордалии (суд богов);

• принцип ответственности общины за преступление, совер-шенное на ее территории, если преступник неизвестен. Виды пре-ступлений,называемых Законами Ману:


 


• государственные преступления;

 

• преступления против собственности;

• преступления против личности;

• преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам ца-ря, поломка городской стены, открытие врагам городских ворот.

 

Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кра-

 

жу, давая ее градации , как тайное похищение имущества, от гра-бежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совер-шена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

 

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману от-

 

носили и убийство, и телесные повреждения.

Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных да-ров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

 

Преступлениями, посягающими на семейные отношения,

 

Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщи-ны. Существовало множество видов наказаний, в том числе:

• смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание соба-ками и др.);

• для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

 

• членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук,

 

ног);

• штрафы;

• изгнание;

• тюремное заключение.

6. Различия в ведении процессов по уголовным и граждан-

 

ским деламне было,а сам процесс носилсостязательный харак-тер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемна-дцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужо-го, нарушение соглашения.


 


Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источни-ком доказательств. Ценность показаний соответствовала принад-лежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.

 

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств приме-нялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т.п.

 

 

  Система Законов Ману
   
Раздел 1 Учение о происхождении Вселенной, человеческого
  общества, веры, обоснование господствующего поло-
  жения брахманов.
Раздел 2 В основном правила жизни человека в период учени-
  чества.
Разделы 3 – 5 В основном правила повседневной жизни в свете ре-
  лигиозно-нравственных предписаний. Рекомендации
  для вступающих в брак и формы бракосочетания.
Раздел 6 В основном религиозно-нравственные правила жизни
  отшельников.
Раздел 7 О божественном происхождении царской власти.
  Правила должного управления государством.
Раздел 8 В основном о судопроизводстве, об обязательствен-
  ном праве, праве собственности, уголовном праве.
Раздел 9 В основном о семейно-правовых отношениях и насле-
  довании.
Раздел 10 В основном о потомстве от браков между представи-
  телями разных варн. Условия приобретения собствен-
  ности.
Раздел 11 В основном о покаянии во искупление совершенных
  грехов.
Раздел 12 В основном описание посмертных воздаяний за дур-
  ные дела в земной жизни.

 









Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 4378;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.