Общественно-политический строй государства Шан
(Инь)
1. Общие положения.
2. Общественный строй.
3. Государственный строй.
4. Падение государства Шан (Инь).
1. В истории Древнего Китая можно выделить четыре пе-риода,каждый из которых связан с царствованием определеннойдинастии:
- царство Шан (Инь) - сXVIIIв.до н.э.доXIIв.до н.э.;
- царство Чжоу - с XIIв.до н.э.до221г.до н.э.;
- царство Цинь - с221г.до н.э.до207г.до н.э.;
- царство Хань - с206г.до н.э.до220г.н.э.
Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.
2. В царствование династии Шан, в более позднее время на-званной Инь, общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государ-ства. Иньский господствующий класс составили жреческая знать,
светская аристократия и аристократия подчиненных племен.
Социальное положение светской аристократии определялось зе-мельными владениями, наличием рабов, близостью к царю, зани-маемой должностью. В соответствии с этим присваивались титу-лы, дававшие определенные привилегии.
Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории: обще-ственное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посы-лался царю.
Частные поля, которые находились в индивидуальном поль-зовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.
В частной собственности были рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи,ни имущества.
Основными источниками рабства были:
• захват пленных на войне;
• продажа в рабство за долги;
• обращение в рабство за некоторые преступления;
• получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. 3. В государстве Шан (Инь) государственный строй на
раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии.
В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - вану. Старейшины из племенных вождей становятся едино-личными правителями. Среди подданных укрепляется представле-ние о них как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле бо-жественных сил.
Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вож-дем, высшим судьей и первосвященником был царь. Он же воз-главлял государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности – профессиональные чиновники: писцы, сборщики на-логов, судьи и т.п.
В Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории:
- высшие гражданские чиновники; - военные чиновники; - советники, прорицатели.
4. В XII в. до н.э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние противоречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью инь-ских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства.
В 1076 г. до н.э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1833;