Государственное устройство Вавилонии
1. Государственный строй.
2. Судебное устройство.
3. Армия.
1. По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная,
исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.
Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкос-новенности прав городов. В Вавилонии существовало три так на-
зываемых «священных» города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур , Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, ко-торыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хо-зяйств.
Древневавилонские правители создали отлаженный меха-низм управления - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государст-ва. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы.
Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.
К высшим сановникам государства относились визирь, дво-рецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и ме-стные органы управления. Большими городами управляли намест-ники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправ-ления, осуществлявшие административную, финансовую и судеб-ную власть.
2. В вавилонском обществе до правления Хаммурапи веду-щее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали сове-ты храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состоя-ли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.
Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основ-ном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстан-цией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционнаяинстанция - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную во-локиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.
В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществ-лявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы.
3. В Вавилонии имелась регулярная армия.
Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии отобщинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.
В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нару-шавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат («илку») или отдававших это имущество внаем.
Законы Хаммурапи
1. Общие понятия.
2. Собственность.
3. Виды обязательств.
4. Брачно-семейные отношения.
5. Виды преступлений и наказаний.
6. Процесс.
1.Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.
Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рель-ефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - по-кровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сбор-ника состоит из трех частей:
• введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги пере-дали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабо-го», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
• 282 статьи законов;
• обширное заключение.
Источниками при составлении сборника послужили:
• обычное право;
• шумерские судебники;
• новое законодательство.
2. При царе Хаммурапи частная собственность на землю
достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:
• царские;
• храмовые;
• общинные;
• частные.
Царским и храмовым хозяйством управлял царь.
С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со сто-роны общины не существовало.
Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наем-ных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, под-чинялись особому правовому режиму.
3. Законодательству Хаммурапи известны договоры:
• аренды;
• имущественного найма;
• личного найма;
• займа;
• купли-продажи;
• хранения;
• товарищества;
• мены;
• поручения.
Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В За-конах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений,домашних животных,судов,повозок,рабов.
Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.
При помощи договора личного найма нанимали сельскохо-зяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответствен-ность за результаты труда. Особенностью законодательства Хам-мурапи в отношении договора займа (как денежного , так и нату-рального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:
• ограничение максимального срока отработки долга тремя
годами;
• ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;
• ответственность кредитора в случае смерти должника в ре-зультате дурного обращения с ним.
Договор купли-продажи также был очень распространен
ввиду существования частной собственности на движимое и не-движимое имущество. Купля-продажа регламентировалась сле-дующими положениями:
• продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;
• продавцом мог быть только собственник вещи;
• продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недей-ствительной.
4. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.
Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала неко-торой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, со-храняла право на принесенное ею приданое, имела право на раз-вод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь «побочную» жену.
Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.
Хотя закон и признает наследование по завещанию, преиму-
щественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:
• дети;
• усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усы-новление детей);
• внуки;
• дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их свои-
ми.
Отец не имел права лишить наследства сына, не совершив-шего преступления.
5. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, ко-торые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступле-ний:
• против личности;
• имущественные;
• против семьи.
К преступлениям против личности законы относят неосто-
рожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.
Среди имущественных преступлений законы называют кра-
жу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.
Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы счи-
тают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и крово-смешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основ-
ными видами наказаний являлись:
• смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопле-ние, посажение на кол;
• членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.;
• штрафы;
• изгнание.
При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом та-лиона» - «око за око, зуб за зуб», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.
Наказаниями за имущественные преступления были смерт-ная казнь, членовредительство или штраф , многократно превы-шающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа ви-новного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударив-шему отца.
6. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам
осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии – судебные испытания (например, испы-тание водой, регламентированное законодателем). Согласно нор-мам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1434;