Государство и право Древнего Египта
1. Государство Древнего Египта–одно из древнейших го-
сударств в мире. Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Севе-ро-восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выде-лению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э.
Во второй половине IV тысячелетия до н.э. в Древнем Егип-
те складываются первые государственные образования – номы.
Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около соро-ка. Они первоначально объединились в два самостоятельных госу-дарства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет. В царствах номы превратились в области, во главе которых стояли номархи.
К концу IV тысячелетия до н.э. цари Верхнего Египта завое-вали и объединили под своей властью весь Египет.
2. История Древнего Египта делится на следующие перио-
ды:
период Раннего царства (3100 - 2800 гг. до н.э.);
период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н.э.); период Среднего царства (около 2250 - 1700 гг. до н.э .); период Нового царства (около 1575 - 1087 гг. до н.э.).
В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его за-воевывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи.
3. Египетское государство в период Раннего царства пред-ставляло собой древний племенной союз.
Основную массу населения составляли свободные крестья-не-общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ведения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых использовали в крупных хозяйствах.
В период Древнего царстваразвитие хозяйства имело вы-сокий уровень. Социальное и имущественное расслоение населе-ния уже было четко определено.
Власть государства утверждалась в концентрации собствен-ности у отдельных лиц, начиная с фараона.
Крупная рабовладельческая знать обладала огромными зе-мельными владениями и стояла на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управ-лении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государстве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства уже существовал, рабов было еще мало.
Особое положение в египетском обществе заняли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что моно-польно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов. Хра-мовые хозяйства освобождались от налогов и отработок на госу-дарство. Фараон был не только верховным правителем, но и ве р-ховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разде-ляться.
Эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н.э.) характе-ризуют следующие важные черты общественных отношений:
- значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев;
- происходит расслоение сельских общин, приводя к образо-ванию мелких собственников - неджесов.
Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких , неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - разбогатевших представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами.
В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество.
Труд рабов не только широко использовался в домашнем хо-зяйстве, из их среды выходили ремесленники - каменотесы, пере-возчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др.
Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земле-дельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы.
Продолжается возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жре-чества, и происходит его освобождение от зависимости по отно-шению к центральной власти.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 438;