Основные подходы к определению понятия «права».
I. Во всех языках мира сравнительно поздно появилось слово «право», а в некоторых оно отсутствует до сих пор. Еще в XI-XII вв. известные памятники права, которые представляли собой запись обычаев, назывались словом «правда» (Русская Правда и др.). В китайском и японском языках не было слова, адекватному русскому слову «право», английскому – «law» и «right», немецкому –«Recht», поэтому в переводе на китайский или японский язык используются весьма условные эквиваленты. Например, в японской юридической литературе используются искусственно созданный термин «кэнри», образованный из двух слов «власть» и «польза».
Одним из способов определения права является формальный подход, при котором право определяется по источникам. Такими источниками могут быть государство, государственная власть или общество. Соответственно, выделяются две разновидности определений права. К первой разновидности относятся определения, согласно которым право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством. Поэтому нет права там, где нет государства. Ко второй группе относятся определения, согласно которым право – продукт общества. Право возникло раньше государства и существует в негосударственных социальных общностях в форме обычаев, традиций, религиозных предписаний и т.д.
Государственное правопонимание получило широкое распространение в романо-германских странах. Оно особенно популярно среди юристов-практиков. Объясняется это тем, что основной формой выражения права в странах континентальной Европы служат законы и другие нормативные акты, исходящие от государства. Все, что не основано на законе, не является правом. Обычаи и другие социальные нормы рассматриваются в качестве юридических, если они санкционированы государством. Для юристов-практиков, как и для большинства населения, право ассоциируется, прежде всего, с законодательством.
Вторым способом определения правя являетсяопределение права по содержанию на первый взгляд кажется самым простым и точным. Однако на самом деле содержание права столь изменчиво и разнообразно в разных правовых системах, что трудно установить, что является его содержанием. Точное определение права по содержанию возможно лишь при условии одинаковости и общности содержания всех юридических норм, т.е. если бы все они исходили из какого-то общего начала: свободы, справедливости, разграничения интересов, пользы и т.д.
Общим в праве при любой его интерпретации является лишь то, что оно представляет собой определенное разграничение, распределение сочетание прав и обязанностей. Связь между субъективными правами и обязанностями называется правоотношением.
По способу обеспечения исполнения. Право обеспечивается принудительной силой государства. То есть право это предписание, которое необходимо исполнять.
II.У истоков теологической теориистояли Аврелий Августин (Блаженный), Фома Аквинский Клавдий Салмазий, Жозеф де Местр. В настоящее время ее развили современные идеологи католической церкви Маристен, Мерсье; идеологи исламской религии и др.
Теологическая теория (божественная) восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно-политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма. Центральной идеей божественных взглядов является утверждение, что право происходит от Бога, создано Богом для регулирования поведения людей. Оно дается человеку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связанны с идеологией мировых религиозных воззрений: иудаизмом, христианством, буддизмом, исламом.
На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога».
Примерно в XII – XIII вв. появляется и развивается учение учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития права аналогичен процессу сотворения богом мира. Исследуя сущность права, Ф.Аквинский рассматривает сложнейшие философские вопросы: о свободе воли при создании законов, цели их принятия, возможностях и пределах познания человеческого разума, праве издания законов, соотношении божественных, естественных и человеческих законов, необходимости опубликования законов и др. Анализируя названные проблемы, он создает довольно сложную иерархическую систему права, выделяя при этом следующие виды законов:
божественный закон,
вечный закон,
естественный закон,
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 900;