Определение понятия искусства
Общепринятое понятие искусства на сегодняшний день – это вторая (искусственная) природа человека (отсюда – «искусство»), мир искусства - как бы дублирует природный мир, но при этом создает свой особый человеческий мир, содержащий и отражающий человеческие ценности и социальную сущность человека. объяснения причин возникновения искусства нет. Те произведения, которые дошли до наших дней (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости), появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве.
Специфика культурологического анализа искусства — в выяснении его социокультурных смыслов, в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры.
Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари (1511-1574), итальянского живописца и архитектора, создавшего первый труд в этой области «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В XVIII веке складывается теория искусств (немецкий просветитель И. Винкельман) и художественная критика (французский философ-энциклопедист, писатель Д. Дидро). Немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке ввел термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» — низшей теории познания. Однако первые эстетические мысли об искусстве, о том, что такое красота, мы находим и в древнейших восточных трактатах «Веды», «Авеста», и у античных философов, и в религиозных средневековых сочинениях. Для немецкого философа И. Канта эстетика — это «наука о чувственности вообще». Другое понимание эстетики как философии искусства в наиболее яркой форме представлено в немецкой классической философии Г. Г. Гегелем. В контексте этой эпохи (в понимании эстетического как чувственного, а чувственно в свою очередь начиная с Возрождения связывалось с чувственным наслаждением) к традиционным функциям искусства перечисленным М.С.Коганом[1] (обучение и изучение, накопление и передача опыта, воспитание, образование (образо-давание) и психовоздействие), добавляется еще и функция получения удовольствия от созерцания произведений искусства, наслаждения.
В XX веке проблемами искусства занимаются также социология и психология. В психологии искусства исследуется психология художественного творчества и психология восприятия искусства. В социологии искусства изучаются закономерности взаимодействия искусства и общества, их отражение в художественном творчестве и исполнительстве.
Ранее существовали следующие теории:
– искусство — продукт человеческого гения (Г. Бокль);
– искусство — ипостась развития объективного надматериального духа (Ж. Маритэн, идет от Гегеля);
– искусство — явление Божественного откровения и в этом качестве дано Богом, чтобы показать красоту Божьего смысла мира (Н. Лосский);
– искусство — попросту выражение бессознательных инстинктов, свойственных человеческой биологической природе (З. Фрейд).
Перечисление концепций, которые так различно, и даже противоположно понимают природу искусства, можно продолжать. Но всем этим теориям присуща одна особенность: искусство рассматривается как своеобразный оторванный от реальности мир, существование которого прямо не зависит от той действительности, в которой человек живет[2]. Этот подход в корне не верен. Искусство – так же средство познания и отражения мира, как и другие средства познания мира, данные человеку (наука и религия).
В последнее время появилась тенденция связывать происхождение искусства с игровой деятельностью (идет от философской герменевтики. Г. Гадамер, который рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка). Эта тенденция возникла в связи с современным отказом от всякой телеологии, следовательно не имея высшей цели своего существования и высшего смысла, человеку остается только «играть» - то есть по определению игры «иметь целью своей деятельности саму эту деятельность (делать чтобы делать)». Герменевтика и вся философия постмодернизма характеризует современную ситуацию методологического и идеологического плюрализма, и кризисность эпохи техногенной цивилизации. И художники и мыслители ищут новые пути к преодолению кризиса и выходу на новый план гармоничного развития.
В целом искусство рассматривается с двух сторон:
1. Один подход связан со временем и местом появления этой деятельности (художественной), результаты которой имеют самостоятельную художественную ценность — эстетическое образное отображение своего понимания высшего порядка, гармонии, проявляющейся в тех законах композиции, которые находит и реализует художник в своем творчестве. Искусство – это способ познания бытия, его композиционных закономерностей.
2. Второй подход — философско-эстетический подход, он связан с пониманием сущности искусства, его связи с процессом становления отношения человека к миру. Согласно этому подходу искусство отображает этапы становления мира человека, этапы движения культуры.
Шедевры человеческого гения — это отражения глубинных тенденций, происходящих внутри общества. Собственно, авторы нетленных произведений, как люди особой духовной конституции, натуры чувствительные, не могут равнодушно наблюдать внутренние процессы, происходящие в обществе — и выплескивают эмоциональный отзвук в своих творениях. Искусство является лишь непредвзятым зеркалом реальности, отражающим все детали и явления с поразительной остротой. История развития искусства отображает историю развития человечества.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1471;