Метрические книги и исповедные ведомости
Метрические записи являются, если можно так выразится, классическим генеалогическим источником, но сразу надо оговорится, далеко не единственным.
Знание об истории метрической книги, ее устройстве и местах хранения необходимы Вам в генеалогических разысканиях.
В 1722 году Петр 1 постановил вести метрические книги в Российской империи. В 1838 году окончательно утвердился единый формуляр записей в метрических книгах. Законы относительно ведения метрических книг были изданы для католиков в 1826 году, мусульман -1828 и 1832, лютеран - 1832, для еврейских общин - 1835 году. С 1874 года была заведена гражданская регистрация для раскольников, с 1879 для баптистов, а с 1906 для остальных сектантов.
Метрические книги делятся на три части. Рождение, брак и смерть. Метрические книги велись в двух экземплярах, один оставался в церкви, другой отсылался в консисторию.
Консисторские экземпляры ныне хранятся в фондах Духовных консисторий областных (республиканских) архивов, "церковные" экземпляры - в фондах церквей областных или районных (городских) архивов. В ряде архивов все метрические книги были объединены в единые фонды. Во многих областях метрические книги конца 19, начала 20 века могут находиться в архивах ЗАГС. Если Вам известно название церкви, в которой была произведена метрическая запись, Вы можете уточнить, где хранятся метрические книги этой церкви в справочнике История русской православной церкви в документах региональных архивов России. Аннотированный справочник-указатель. М. 1993. и История русской православной церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Аннотированный справочник-указатель. М. 1995.
Изучению метрических книг посвящено много разных публикаций. См.: Д.Н.Антонов, И.А.Антонова. "Метрические книги России 18 - начала 20 века". М. 2006, а так же Д.Н.Антонов, И.А.Антонова "Метрические книги: время собирать камни" Отечественные архивы. 1996, № 4, с. 15-28; № 5, с. 26-39; Д.Н.Антонов, И.А.Антонова "Исторические описи метрических книг как исторический источник" Отечественные архивы. 1998, № 1, с. 27-35; Антонов Д.Н., Антонова И.А. Метирические книги России 18 - начала 20 в. М. 2006.
На основе записи в метрической книге выдавались метрические свидетельства (выписи).
Говоря о делопроизводстве в России, необходимо всегда принимать во внимание возможность утраты документов и вероятность их небрежного ведения. При отсутствии метрических книг или при сомнительности записей, содержащихся в них, за доказательство рождения принимались исповедальные росписи, родословные, городские обывательские книги, формулярные списки, ревизские сказки, свидетельские показания. При подтверждении факта брачного союза принимались во внимание обыскные книги, исповедные росписи и другие документы, и также свидетельские показания.
Все эти документы являются для нас так же важным источником генеалогической информации.
Первое постановление о ведении исповедной росписи (ведомости) относится к 1697 году, в 1737 году был издан указ определивший её окончательную форму. Ежегодно священник каждой православной церкви составлял исповедальные ведомости бывших на исповеди, ведомость не бывших на исповеди и ведомость на раскольников, если таковые были. Преимущественным временем исповеди был великий пост. Тем, кто не успел исповедаться в это время разрешалось сделать это в любое другое время. В формуляре исповедной росписи имеется порядковый номер дома или двора, число в них мужчин и женщин, фамилия, имя отчество супругов (если супруг умирал, то в отношении остальных показывалось "вдовство"), имена детей до года. Далее указывался возраст для каждого члена семьи.
Исповедальные росписи находятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, приходских церквей.
Метрические книги и исповедальные ведомости являются всесословным источником генеалогической информации т.к. в них записывались все, в данном случае православные, жители страны по единой для всех форме.
Необходимо ясно представлять, что русское общество имело строгое, почти кастовое, разделение на классы, переход из одного класса в другой был крайне сложен. Так как жизнь каждого класса сильно отличалась от жизни другого, и соответственно отличными были и документы регулирующие жизнь каждого класса. Хотя, конечно, общество нельзя герметично разделить на какие-либо группы и в документах, относящихся к одному сословию, может быть информация о представителях других сословий. Изучая представителей одного сословия, необходимо иметь представление и о всех других сословиях.
Дата добавления: 2016-01-11; просмотров: 1722;