Основные направления информационно-просветительной деятельности.
Содержание социально-культурной деятельности является и формой интеграции основных направлений информационно-просветительной деятельности. При этом следует отметить: как на содержание социально-культурной деятельности, так и на направления информационно-просветительной деятельности оказывают влияние социокультурная ситуация в обществе и происходящие процессы.
Политическое просвещение является одним из основных и приоритетных в деятельности учреждений культуры и досуга, и оно направлено на активное привлечение населения страны к государственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих закономерностей внешней и внутренней политики государства.
Основными задачами историко-культурного направления является привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой.
Экономическое просвещение ставит своей задачей развитие у населения гибкого экономического мышления в сфере производственных и внепроизводственных отношений.
Особенностями нравственного просвещения являются поиск методов ненасильственного развития личности и возвращение человека к идеалам добра, справедливости и милосердия.
Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования
художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям.
Ведущую роль в работе многих учреждений культурно-досуговой деятельности играет экологическое просвещение и воспитание. Вместе с тем следует отметить, что существует большое разнообразие других видов просвещения, среди которых можно отметить педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое и многие другие.
2.2. Социальная информация и ее свойства
Культура выступает как гуманизирующая основа, как совокупность всех наследственных информации, способов их организации и сохранения. Социальная память, как хранилище традиций, нуждается в постоянном информационном питании. Многовековой опыт в системе современной культуры имеет три способа существования и развития: аутентичный, репродуктивный, адаптированный. Социальная память нашего народа наполнена негативной информацией. Сама культура России - это культура страдания: - многовековое наследие кровавых столкновений, войн, революций, голода, дефицита, дискомфорта. Сегодняшняя жизнь в режиме реформ также не наполнена розовым оптимизмом и утешительными фактами: 2 млн. беспризорных, 1,5 млн. детей от 7 до 18 лет нигде не обучающихся, сократившееся до 145 млн. население и многое другое.
Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения. Доверие к источнику информации определяет эффективность воспитательного воздействия. Люди, выступающие в роли коммуникаторов, модераторов информации, должны владеть методами изложения материала, внушения, диалога, примера. Безусловно, главным инструментом обмена информацией и живого общения являются вербальные средства: речь, язык. Даже в коммерческих «фирменных» досуговых структурах, возникающих на гребне моды, массового спроса, располагающих новейшими средствами воздействия, часто опорным информационным материалом яв-
ляются лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми, воспоминания современников, чтение стихов, исполнение песен, * ритуалов памяти и другие акции, аккумулирующие в себе те или иные важные факты, сведения, знания.
Безграничны возможности средств искусства в информационно-просветительской работе с населением. Примером органичной художественной пропаганды, технологии социальной информации можно назвать: Всероссийский телеконкурс патриотической песни «Виктория», кинофорум славянских и православных фильмов «Золотой Витязь», правозащитный кинофестиваль «Сталкер» и др. Таким образом, выделим особенности социально-культурной информации:
• актуальность, злободневность, своевременность;
• возможность использования самых разнообразных средств воздействия; таких, как - живое слово, печатные, наглядные, художественные, электронные, синтетические средства;
• возможность и потребность выносить на общественное мнение проблемы частного (локального) и общего (глобального) значения.
Так, распространенная в европейских городах социокультурная программа «Воскресенье - пешком» получила всенародную поддержку и решает несколько задач:
1) разрядить экологическую и психическую напряженность от переизбытка автомобильной техники;
2) частично снять проблемы гиподинамии, приучив жителей города ходить пешком, больше двигаться физически;
3) провести разнообразные акции гражданской, правовой, политической культуры, зрелищные мероприятия, не отменяя специально движение транспорта.
Все это сопровождается информационно-просветительной, культурно-воспитательной работой, публикацией и комментариями научных данных, прогнозов, предостережений и т.п.
Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникационный процесс.
Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего поколения; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества - к саморазвитию и прогрессу» [ 18, с. 93].
Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура. Возникнув много веков назад, традиционная культура стала своеобразной системой жизнеобеспечения, т.к. пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и выполняет как утилитарные, так и эстетические функции. К тому же традиционная культура - это один из основных элементов социальной памяти.
При этом следует отметить, что система передачи социать-ной информации осуществляется по принципам:
• преемственности,т.е. естественного включения ребенка в общественную и личную жизнь;
• целостности,т.е. через разнообразные виды деятельности, начиная от общения и отдыха и заканчивая трудом;
• комплексности, т.е. когда одни и те же сведения, нормы иценности передаются с помощью разнообразных форм народного творчества. Это сказки, обряды, фольклорные произведения, декоративно-прикладное творчество.
По свидетельству Л.В. Полагутиной, «традиционная культура, как коммуникационное явление, обеспечивает духовную связь между поколениями, организует взаимодействие систем «природа-социум-человек». Следовательно, изначально являясь , активным «участником» информационного процесса, традиционная культура выполняет функцию генетического механизма, хранящего информацию об истории, этапах формирования, условиях жизни и деятельности, этнического потенциала; при этом обладает высокой устойчивостью [16, с.73].
Культура как результат представляет собой совокупность основных норм, ценностей, идей и традиций, а также знаковых систем, которые характерны для социальной общности. Поэтому социальная информация, как и культура, не только создает традиции, нормы, ценности, но и осваивает их, сохраняет и превра-
щает во внутренние качества личности. Остановимся на свойствах социальной информации:
• первое, обязательное условие - это наличие у информации содержательной, смысловой структуры, наличие ценностных свойств;
• во-вторых, социальная информация должна быть относительно независима как от плана содержания, так и плана выражения;
• в-третьих, информация имеет только такое свойство, как кумулятивность (накопление, концентрация, способность к уплотнению);
• четвертое свойство информации - это дискретность, т.е. прерывность потоко-информации.
Все эти свойства учитываются при создании информационно-поисковых систем и организации информационного обеспечения. Скажем, технология «дайджест» - массовое издание с адаптированными или сокращенными текстами, материалами. Или: технология социально-культурных паспортов социума позволяет более эффективно осуществлять социально-культурное проектирование и прогнозирование, выстраивать практическую социально-культурную деятельность населения и решать такие задачи, как: информационное обеспечение культурного развития; пропаганда культурной политики; издание специальной литературы и периодической печати, выпуск теле-, радиоканалов и программ.
В 30-е годы «Великого кризиса» американцы сохранили интеллектуальные ресурсы страны и создали «Фабрику грез» для поддержания духа людей. Голливуд моделировал и пропагандировал красивую жизнь, нормальные человеческие отношения, положительного героя, закладывая в социальную память новый архитип современника как некую планку, стимул для совершенствования. Вспомним античные идеалы; храбрых героев этноса, средневековых рыцарей, религиозных аскетов, просвещенных романтиков, пламенных революционеров. В этих социальных типажах кумулятивно отражалась социальная информация о времени и о себе.
Таким образом, социальная информация всегда должна быть объективной, достоверной, актуальной и наиболее полной, передаваемой способами адекватными содержанию, адресату, целям и задачам, общественного развития.
2.3. Средства массовой информации и учреждения досуга
СМИ - вполне самостоятельная социокультурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объединяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, общественного сознания и поведения. Исторически сложились следующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:
1) практика живых газет 20-30-х годов, когда нехватка периодики восполнялась ее сценическим «прочтением» в клубах и избах-читальнях;
2) коллективное прослушивание радиопередач, позже -просмотр ТВ программ с последующим обменом мнениями, «оргвыводами» идеологов, проводившиеся в клубных холлах, библиотеках, красных уголках;
3) тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ:
• конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»;
• театрализованные информационно-развлекательные программы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»,
• интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».
В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли:
• традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;
• фестивали: «Радуга», «Виктория»;
• праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»;
• клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань заходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;
• встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», «VIP», «Персона грата», «ЖЗЛ»;
• всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых - клубный диспут, распространенный в зарубежном досуге дискуссионный клуб;
4) практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в помощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;
5) освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досуга; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.
6) развитие новых форм досуга на основе современной информационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуальные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки...
7) создаваемые в системе общественного досуга мультимедийные центры (обучение всех желающих навыкам овладения современными информационными технологиями), медиаоб-разовательные программы (обучение рациональному пользованию информационными источниками); воспитание культуры потребления информации.
Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние информируют население о деятельности культурно-досуговых учреждений по организации содержательного досуга и дают рекламу ближайших массовых мероприятий.
В информационном процессе важна роль модератора-посредника культурно-информационного обмена в живом или эфирном общении. Например, очень популярна в Америке телеведущая и актриса Опре Уинфри. Эта 46-летняя темнокожая женщина имеет колоссальное влияние на общественное мнение всех Соединенных Штатов. Ее телешоу собирает более 150 млн. зрителей каждую неделю. Ее годовой доход - до 200 млн. долларов в год.
Многолетняя популярность теле- и радиопередач, из которых мы узнаем много интересного или полезного, связана с конкретными лицами: Ю. Сенкевич «Клуб путешествий», С. Капица «Очевидное - невероятное», Н. Дроздов «В мире животных», В. Татарский «История одного шедевра», «Встреча с песней», В. Ушканов «Персона Грата», В. Вульф «Серебряный шар», Ю. Скороходов «В поисках утраченного», В. Познер «Мы»,
«Времена», Л. Филатов «Чтобы помнили» и др. Эталоном организации и ведения тематической программы «От всей души» была В. Леонтьева. Такие вечера тиражировались в клубных учреждениях на местном материале. Манера речи, владение материалом, искусство диалога или публичной полемики - важный фактор в информационно-познавательных, просветительских программах. И, конечно, актуальность. Это обеспечивает спрос на программы типа: «Моя семья», «Ищу тебя», «Откровенно говоря», «Цивилизация».
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 2138;