Современные информационно-просветительные технологии
Отечественные технологии образовательно-развивающего досуга наряду с традиционными подходами используют новые идеи.
Развивающаяся инфраструктура молодежного досуга (Центры досуга молодежи, Дома молодежи, хобби-центры, Центры технического и художественного творчества, учреждения внешкольного образования и воспитания) позволяет осуществлять образовательные и информационно-познавательные программы «Лидер», «Родина», «Валеология», «Юный патриот», «Мой досуг», «Помоги себе сам», «Познай себя» и др. Стали регулярно проводятся акции «Молодежь за здоровый образ жизни», «Молодежь и духовное наследие», «Культура и мы», форумы «Культура мира в восприятии детей», «Манифест мира и культуры» (по материалам V Всемирного конгресса клубов и ассоциаций ЮНЕСКО, прошедшего в Екатеринбурге летом 1999 года); экологические олимпиады, деловые игры; познавательные конкурсы «Отец и сын», «Мать и дочь», «Лучшая бабушка года», «Мушкетеры XX века», «рыцарские» турниры; конкурсы по профессиям. Все это, в свою очередь, рождает массу новых инициатив по месту жительства: общественные музеи, интеллектуальные клубы, «колледжи» политических наук. В программе такого «колледжа» (опыт г. Саратова):
• культура политической информации, обсуждение, комментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире;
• речевая коммуникация - культура речи, дебатирование, hckj'cctbo полемики, публичной речи, журналистские навыки;
• политменеджмент - развитие навыков управления, организаторской деятельности в политике;
• методика предвыборных технологий;
• овладение цивилизованными методиками политического маркетинга;
• подготовка молодежи к активной общественно-политической жизни, к грамотным общественным действиям: защита прав, участие в митингах, манифестациях, маршах протеста.
Это своеобразная модель распространенных у западной молодежи дискуссионных клубов, девиз которых - известный афоризм У. Черчиля: «Вы сколько угодно можете не заниматься политикой, рано или поздно она займется вами». В нашей истории есть богатый опыт общественно-политических клубов: от «Зеленой лампы» и «Арзамаса» эпохи декабристов и Пушкина до «Красной гвоздики» советских времен, «В поддержку реформ», «Перестройки» 90-х.
Актуальной в планах работы учреждений культуры стала рубрика «К 2000-летию Рождества Христова». Здесь также используются информационно-просветительские формы, где органично взаимодействуют религиозная и художественная культура, духовные искания. Чаще всего используются лекции, встречи со священнослужителями и богословами, верующими и атеистами; концерты духовной музыки, органные вечера, религиозный театр, фольклорный театр языческих мифов, фестиваль колокольного искусства, выставки иконной живописи, экскурсии в Центры духовной культуры, монастыри, древние соборы и другие религиозно-культовые учреждения.
Большое количество локальных групп включается в федеральные социально-культурные программы: «Всероссийский конкурс учреждений социально-культурной сферы», «55-летие Великой Победы», «Реставрация и охрана памятников старины», «Возрождение культурных традиций и ремесел», «Дети России».
Мы все активнее интегрируемся в международные социально-культурные проекты. В рамках Десятилетия Всемирной культуры (1988-1998 гг.) проводились самые различные мероприятия, в которых через международный союз работников культуры, туризма и спорта принимали участие россияне. Карнавал культур, фестиваль «Мир фольклора» (Канада), фестиваль русского искусства во Франции, Германии; культурно-благотворительные акции «Звезды мира - детям», «Инвалид в большом городе», «Эхо радиации»; молодежные форумы «Культурный герой XXI века», «2000 год - год Культуры». Принята новая программа ЮНЕСКО «Десятилетие коренных народов севера». В рамках ее масштабный культурно-образовательный проект «Перекрестки континентов: Аляска - Сибирь» (Смитсоновский институт США, музеи Аляски и Российского Дальнего Востока под патронажем Министерства культуры РФ), программы «Дети Севера», «Сохранение и возрождение культуры народов Приамурья и Крайнего Севера», фестиваль детского творчества «Вслед за солнцем»; межрегиональные, краевые, областные фестивали, конкурсы, смотры, конференции, брифинги, экспресс-информационное освещение и обеспечение массового участия всех социальных и этнических групп населения. В программы заложен большой формирующий потенциал, перспективность. Издаются буквари, словари, учебники на национальных языках народов Севера, детская литература, газеты, журналы; публикуются этнические произведения национальных писателей.
В календаре общественных событий есть даты, во многом определяющие информационно-просветительскую деятельность в социально-культурной сфере. Это всемирные или международные Дни: Науки - 16 апреля, Знаний - 1 сентября, Борьбы с неграмотностью - 9 сентября, Театра - 27 марта, Земли - 22 апреля, Танца - 29 апреля, Семьи -15 мая, Музея - 18 мая, Славянской письменности - 25 мая, Культуры - 31 мая, Детства - 1 июня, Кино - 27 августа, Матери - 21 сентября, Пожилых людей -1 октября, Музыки - 2 октября, Молодежи - 10 ноября, Протеста против ядерного оружия - 6 августа, Студентов - 17 ноября, Некурения - 23 ноября, Инвалидов - 3 декабря, Прав человека -10 декабря. В их проведении учреждения культуры и просвеще-
ния взаимодействуют с ветеранскими, волонтерскими, детскими, молодежными организациями, фондами; социальными структурами, центрами социальных технологий, творческими союзами; привлекают меценатов, спонсоров.
Создаются досуговые центры, которые компетентны, прежде всего, в пропаганде искусства, литературы, организации творчества, используя индивидуальные, групповые, массовые формы информационно-просветительной деятельности. В художественное просвещение сегодня включаются миллионы людей, многие через культурно-просветительские общества: Всероссийское музыкальное (ему исполнилось 125 лет и год был насыщен разножанровыми музыкальными событиями); Всероссийское театральное общество; общество Рахманинова, Гете, Гейне, Рерихов и др. Большинство из них вышли за рамки локальных, стали международными. Возникают творческие союзы, гильдии, ассоциации. По их инициативе проходят такие разноплановые фестивали, как: Пасхальный, Рождественский, джазовый, духовного песнопения, колокольных звонов; классической, камерной, вокальной, хоровой, электронной музыки; «Театральная весна», студенческих театральных капустников, рекламных пародий, фолк-фестивали, рок-фестивали; правозащитный кинофестиваль; детского и юношеского литературного творчества, юных композиторов; авторской песни (Грушинскому фестивалю - 30 лет, один из самых популярных и массовых) и мн. др.
В последние годы фестивали являются не только праздником искусств. По опыту других стран стали проводиться тематические: фестивали Воды, фестивали Хлеба, фестивали Земли, фестивали Птиц. Организаторы лишний раз стремятся, используя оригинальную художественную форму, привлечь внимание к проблемам и достижениям, к вопросам и ответам, к статистике и прогнозам. В рамках многих фестивалей работают семинары, круглые столы, экспериментальные лаборатории, происходит обмен информацией, контакты, обучение. Актуализировалось соотношение традиционного и нового, национального и народного, светского и религиозного. Диалог на языке искусства всегда приемлем, толерантен, понятен.
Стали традиционны: Дни культуры (Швеции в Самаре, Японии в Саратове, Германии в Тамбове и т.п.), Праздники литературы.
поэзии. Вот как строился вечер памяти Е. Баратынского к 200-летию поэта в Тамбовской филармонии: слово о поэте. Выступление представителей общественности края. Информация ученых о новых открытиях в биографии и творчестве, о планах возведения историко-культурного комплекса в селе Мара. Выступление членов «Клуба друзей Е. Баратынского». Стихи, камерная музыка.
С 1996 года Россия принимает участие во Всемирных компьютерных играх в Калифорнийском «Компьютерленде». При поддержке экономического образовательного Центра РФ наши молодежные команды из разных уголков страны часто одерживают победы в разных номинациях. Юные спорщики активно участвуют в Международной программе «Дебаты».
Диспут- это очень привлекательная форма в информационно-познавательной работе с молодежью. Диспут чаще всего используется для выявления, развития и закрепления информационно-познавательных интересов и потребностей, в которых можно выделить три этапа:
1. Выявление ситуативного интереса и формирование положительного отношения к полученной информации (стадия любознательности). Ведущие методы: внушения, поощрения, косвенного и параллельного воздействия. Формы: обзоры, доклады, панорама событий, (культурная, спортивная панорама), комментарии, вопросно-ответные формы, тесты, «микрофон в зале», встречи с интересным собеседником.
2. Дальнейшее развитие (стимулирование) интереса к информации, ее закрепление и углубление (стадия творчества). Дифференциация интересов. Преобладающие методы: убеждения, одобрения, примера, авторитета. Метод перспективных линий. Формы: пресс-конференции, круглые столы, дискуссии, форумы, ток-шоу, конкурсно-познавательные программы, ассамблеи.
3. Закрепление осознанного стремления к систематическому получению знаний в процессе самообразования и самостоятельно-творческой познавательной деятельности (собственно познавательный интерес). Формы закрепления, проявления - участие в образовательно-просветительских и организационных видах деятельности - Советах, детских парламентах, объединениях, ассоциациях, обществах.
В самом общем виде всю информационно-просвети-тельскую работу учреждений социально-культурной сферы можно разделить на три вида: устную, наглядную и художественно-публицистическую.
Устный вид информадионно-просветительской деятельности основан на выступлении ведущего, лектора. Это все формы вербального общения
Наглядная информационно-просветительская деятельность в основном опирается на визуальную информацию, а художественно-публицистический вид информирования является синтезом публицистики и искусства.
Говоря о видах информационно-просветительской деятельности, нельзя не остановиться на многообразии культурно-досуговых форм и методов воздействия на аудиторию.
В.Я. Суртаев в зависимости от способа осмысления и подачи социальной информации условно разделяет клубные формы на четыре группы:
1) рационально-познавательные (лекции, беседы, встречи за «круглым столом»);
2) эмоционально-зрелищные (спектакли, концерты, театрализованные представления);
3) познавательно-поведенческие (участие в работе инициативных любительских и общественно-политических клубов);
4) комплексные (праздники и обряды, дискотеки, многообразные виды тематических вечеров) [23, с.60].
При этом он отмечает, что важным основанием для классификации просветительных мероприятий является степень участия в них масс.
Чаще всего формы информационно-просветительской деятельности разделяют на три вида: монологические, в которых преобладает речь ведущего или лектора (популярная лекция, публичная речь, экспресс-информация, брифинг, консультационно-справочная работа); диалогические формы, в которых происходит взаимодействие информатора или ведущего и аудитории. К ним относятся", встречи с интересными людьми вечер вопросов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей; комплексные формы, которые входят в работу лекториев, университетов. Среди них различные месячники (культуры, искусства, памяти, согласия и т.д.); чтения (литературные педагогические, тематические циклы).
Следует отметить, что при организации и проведении разнообразных форм информационно-просветительской деятельности необходимо включать аудиторию учреждений культуры и досуга в творческий процесс посредством участия в кружках, клубах по интересам, диспутах и т.д. Таким образом, аудитория клуба сама становится активным субъектом информационно-просветительской деятельности.
Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог как эффективное средство взаимопонимания, развития гласности, открытости, демократии, партнерского отношения людей в сфере свободного времени. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, отказ от догматизма. Диалог и диалоговые программы (лекции-диалоги, круглые столы, ток-шоу) выступают в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Учреждения культуры и досуга переходят сегодня на более интенсивное использование новых носителей информации, видеотехники, компьютерной техники. Массовое культурологическое просвещение подразумевает и актуальное сегодня медиаобразование - подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры.
На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые:
• социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, пожилых людей;
• обучение релаксаторским технологиям; от простейших до комплексных;
• последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга;
• мультикультура в сфере досуга как новая модель организации социального поведения;
• освоение новых технологий в социально-культурной сфере. Например, технология проката кассового фильма, который использует Н. Михалков: сам автор вкладывает деньги, диктует условия, но и собирает «урожай».
• создание эксклюзивных культурно-просветительских центров типа: «Высоцкий», «Маяковский», «Тарковский»; Центр мотоциклетной культуры, байкер-клубы; Центры национальной, этнической, фольклорной культуры и тому подобное;
• строительство мультиплексов - кинотеатров будущего.
Одним из ключевых понятий в информационно-просветительной деятельности является общественное мнениекак состояние массового сознания. Влияние на него, формирование объективных суждений, оценок, правил, норм - важная социально-культурная задача. Обеспечивающая ее в советский период идеологическая система ушла в прошлое, но многие методы не устарели: информирование, комментирование, разъяснение, обобщение, убеждение, положительный пример, конструктивный опыт. На формирование общественного мнения направлены сегодня конференции, пресс-конференции, презентации, аукционы идеи, интеллектуальные шоу, рекламная информация. Но здесь же возникают и новые проблемы: реклама становится искусством, в то же время происходит умирание искусства в рекламе. «Искусство становится всего лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жевательной резинки. Каждый день мы слышим избранные темы Баха, Бетховена как приложение к красноречивой рекламе масла, банковского оборудования, автомобилей, слабительных средств. Они становятся лишь спутниками более «солидных» развлечений: воздушная кукуруза, пиво,
свиная отбивная, съеденная в антракте концерта или на выставке. В результате божественные ценности искусства умирают и во мнении публики. Граница между истинным искусством и чистым развлечением стирается: стандарты истинного искусства исчезают и постепенно заменяются фальшивыми критериями псевдоискусства» [22].
В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.
Контрольные вопросы
1.Характерные признаки цивилизованного общества.
2. Понятие об информационной культуре и информационных процессах в обществе.
3. История и традиции просветительства в России.
4. Основные направления информационно-просветительской деятельности.
5. Информационное обеспечение сферы культуры и досуга.
6. Понятие о социальной информации.
7. Цели и задачи информационно-просветительской работы.
8. Формы и методы информационно-просветительской деятельности.
9. Традиционные методики информационно-просветительской деятельности.
10. Современные информационно-просветительские технологии.
Список рекомендуемой литературы
1.Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
2. БлюменауД.И. Информация и информационный сервис. СПб., 1999.
3. Вернадский В.И. Научная мысль как атанетное явление. М., 1986.
4. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. М., 1989.
5. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции общества. М., 1996.
6. Жарков АД. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие. М, 1998.
7. Жарков А.Д. Новые аспекты информационно-просветительской работы культурно-дреуговых учреждений. М, 1991.
8. Закон об информации, информатизации и защите информации // «Российская газета» от 22 февраля 1995 г.
9. Информация и информатизация в сфере народного творчества / Сост. Т.В. Зорина. М, 2001.
10. Киселева ТТ., Красшьников Ю.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. М., 1995.
11. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984.
12. Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. М., 1995.
13. Культура современного мира: опыт, решения проблемы. Науч.-ин-форм. сб. М., 1999-2000.
14. Лебедев А.В. Информационные технологии в контексте гуманитарного знания (материальная база сферы культуры): Науч. информ. сб. Вып. 1.М.,2000.
15. Медведева Е.А. Основы информационной культуры. Социс, 1994, №11.
16. Полагутина Л.В. Традиционная культура как канал передачи социальной информации. // Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья. Вып. 1. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998.
17. Проблемы информационной культуры: Сб. статей. М, 2000.
18. Проблемы социальной информации в сфере культуры и просвещения. Сб. науч. мат. СПб ГИК, 1992. Т. 135.
19. РакитовА.И. Философия компьютерной революции. М, 1991.
20. Социально-культурная деятельность в сфере досуга: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000.
21. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб, 1996.
22. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1991.
23. Суртаев В.Я. Агитационно-пропагандистская работа клубов: Учеб. пособие. М., 1993.
24. Чванова М.С., Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: Монография. Тамбов-Москва, 2000.
25. Чубарьян А.О. Культура мира и демократия. Учеб. пособие. М., 1998.
26. Хитаров Э.И. Использование средств массовой информации в культурно-просветительной работе. М., 1988.
27. Цивилизация и культура в историческом процессе. М., 1995.
Глава III
ТЕХНОЛОГИЯ
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 1102;