Сущность социально-культурных технологий
Необходимость введения данного раздела в учебное пособие диктуется потребностью разработки общей терминологии для изучения этого сложного и многопланового процесса и выработки концептуальных подходов к самой проблеме использования технологий в сфере образования, культуры и досуга.
В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.
Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.
Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обучения и развития способностей оперирования информацией
с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.
Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
В учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.
По | нашему мнению, технология - это средства, формы и |
методь | социально-культурной деятельности, которые исполъ- |
зуются | в учебном процессе, и с помощью которых достигаются |
планируемые результаты обучения и воспитания. |
Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:
• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
• микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.
В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, MB. Кларина [3], В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова [4], Г.К. Се-левко, ВВ. Юдина и ряд других.
Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:
1) по уровню применения;
2) по философской основе;
3) по ведущему фактору психического развития;
4) по ориентации на личностные структуры;
5) по характеру содержания и структуры;
6) по типу организации и управления познавательной деятельностью [6].
Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире» [1].
Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях:
1) научном,когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;
2) процессуально-описательном,где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенном- в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.
Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технщщщях^ разрабатываемых в сфере культуры и досуга.
Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные(по Т.Г.Киселевой и Ю.Д. Кра-сильникову):
1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.
Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:
• концептуальность. т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
• системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;
• управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
• эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
• и еще важный элемент технологии - это воспроизводи-мость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение термину «технология» применительно к социально-культурной сфере.
2. Какие виды технологий вам известны?
3. Назовите технологии, применяемые в сфере культуры и досуга.
4. Что вы знаете о «педагогических технологиях» и в каких уровнях они могут существовать?
5. Что включает в себя структура технологии?
Список рекомендуемой литературы
1. Жарков АД. Технология культурно-досугов ой деятельности. Учеб. пособ. М., 1998.
2. Киселева ТТ., Красипьников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., МГУК, 1995.
3. Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989.
4. Питюков ВМ. Основы педагогической технологии. М., 1997.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие. М: Народное образование, 1998.
1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности
При изучении технологий социально-культурной деятельности очень важно правильно разбираться в тех процессах, которые происходят в нашем обществе, и их влиянии на развитие сферы культуры и досуга.
Современная российская социокультурная ситуация характеризуется многосложностью и противоречивостью, т.к., с одной стороны, мы видим положительные перемены в ее развитии, которые заключаются в активизации социально-культурного творчества различных групп населения, расширении жанрово-видового состава художественной деятельности, создании общественных организаций и движений, любительских объединений и клубов по интересам, направленных на развитие культурно-образовательного пространства. Сегодня мы видим особенно пристальное внимание к русской народной культуре, что объясняется утратой части национальных традиций в обществе, жившем по идеологическим установкам, которые внедрялись в быт и сознание масс через искусственное создание новых традиций, обрядов и праздников.
С другой стороны, снижается уровень духовности общества, наблюдается расслоение населения в образе и стиле жизни, чрезвычайно усложняется процесс социально-культурной адаптации молодежи, нарастают негативные тенденции в функционировании образовательных и досуговых институтов.
Таким образом, глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряженностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении образования и культуры в жизни общества.
Но, тем не менее, процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблеме развития социально-культурной сферы и организации досуга людей всех возрастов.
Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и досуга уделяется оптимизации социально-педагогической и психологической помощи различным группам населения и созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий социально-культурной деятельности.
В связи с этим рассмотрим основные группы социально-культурных технологий и дадим краткую характеристику современных технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных институтов (рис. 1.)
Рис. 1. Основные группы социально-культурных технологий
Можно говорить об обучающих и воспитательных технологиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности.
Рис. 2. Виды технологий.
Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «формируются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе» [3] и далее «...известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии использования хозрасчетных механизмов в культурно-досуговых центрах. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне республик, области, края, района, города» [3, с. 101-102].
Примером внедрения педагогических технологий в процесс образования, может служить п'манно-личностная технология
2]
академика Ш.А. Амонашвили, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни».
Целевые ориентации его технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке человека путем раскрытия его личностных качеств и познавательных способностей. Принцип активности ребенка в процессе обучения и организации свободного времени был и остается одним из самых основных. Поэтому существует довольно большое количество педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности детей, подростков и молодежи.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Ха-занкина, К.В. Маховой, Б.П. Никитина и другие.
Функциональные технологии(рис. 3) подразделяются на:
• технологию информационно-познавательной и просветительной деятельности;
• технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений;
• технологию организации отдыха и развлечения.
При изучении технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности следует рассмотреть такие понятия, как «информация» и «пропаганда», а также некоторые особенности влияния информационных процессов на динамику общественного развития.
Термин «информация» происходит от латинского слова infomatior и имеет несколько трактовок. Это «сообщение» или «изложение» чего-либо в письменной или устной форме; разъяснение, сообщение, осведомленность.
а современных условиях развития нашей страны, когда общество перешло на рыночные отношения, информационным процессам уделяется все большее внимание.
К основным факторам, способствующим совершенствованию системы информационного обеспечения, можно отнести социально-культурные, социально-экономические и технические, которые в полной мере обеспечивают процесс информации.
Академик В.М. Глушкова считает, что «информация в самом общем ее понимании представляет собой меру неоднократности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. Информацию несут в себе не только испещренные буквами листы книг или человеческая речь, но и солнечный свет, складка горного хребта, шум водопада, шелест листвы и т.д.» [4].
Особое значение в информационных процессах имеет информация о достижениях в области науки и техники, в результате чего возрастает роль научно-библиографической информации по отдельным отраслям научного знания, способной обеспечить изучение проблем государственного права, политики, экономики и т.д. Таким образом, возрастает значение библиотек.
Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной и пропагандистской работе учреждений социально-культурной сферы, на которые и возлагается задача информирования населения об изменениях и прогрессе в социальной сфере, способах государственного и общественного развития общества.
Работники учреждений социально-культурной сферы должны правильно выбирать необходимые формы культурно-досу-говой работы, чтобы в полной мере донести до аудитории точную оценку свершаемых событий и помогать на практике реали-зовывать насущные интересы людей.
Итак, современная информационно-просветительная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей.
Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности.
Рассматривая вопрос о развитии самодеятельного творчества, нельзя не говорить о возрождении общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечивают каждому краю свою самобытность и неповторимость.
Самодеятельное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм.
Исследования самодеятельного творчества и любительских объединений, проводимые в последнее время в различных регионах России, показали необходимость осуществления организационной перестройки системы руководства в развитии самодеятельных масс - главный момент возрождения художественно-
бытовых традиций. Важным при этом является перенесение акцентов с организационных и сугубо контролируемых функций на функции содействия и сотрудничества с любительским объединением и клубом по интересам, а также выявления «неорганизованных любителей». Другим существенным элементом перестройки организации самодеятельного досуга может явиться активное и комплексное использование всех типов любительских объединений за счет различных средств организации.
Технология рекреативно-оздоровительной деятельности ориентирована на оздоровление образа жизни людей и организацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
В настоящее время основное внимание работники учреждений социально-культурной сферы уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют:
• восстановлению эмоционального равновесия людей;
• возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний;
• акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.
К числу дифференцированных технологий (рис.4) можно отнести:
1) методику организации досуга детей и подростков;
2) методику молодежного досуга;
3) методику семейного досуга;
4) методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
На этих методиках мы более подробно остановимся в последующих главах нашего учебника.
1.4. Средства, формы и методы
социально-культурной деятельности
как основные составляющие технологического процесса
Рассматривая технологию социально-культурной деятельности, нельзя не остановиться на основных методах, формах и средствах, которые используются в практике работы учреждений культуры и досуга. Попытка проанализировать сущность терминов, так или иначе связанных с технологией социально-культурной деятельности, позволила сформулировать обозначаемые этими терминами понятия.
1.4.1. СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.
Постараемся представить схематично основные средства социально-культурной деятельности (рис. 5).
Как показывает рисунок, в арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и способы воздействия на человека. Как специалист широкого профиля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения. «Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала» [5].
Рис. 5. Основные средства социально-культурной деятельности
К числу основных средствсоциально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность. Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).
Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требованийи правил:
• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;
• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности» [3, с. 218].
1.4.2. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Попытки исследовать формы социально-культурной деятельности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций [1, 2, 3,5] свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно.
Так, например, академик А.Д. Жарков рассматривает формы как:
1) выражение содержания культурно-досуговой деятельности;
2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.);
3) способ организации культурно-досуговой деятельности [1, с. 218].
Он же отмечает, что «под формами-программами культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания» [1, с. 219], Вместе с тем, В.Е. Триодин определяет форму клубной работы как «способ организации педагогического процесса в клубе» [8, с. 134].
«В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой, индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей [2, с. 104].
Нет оснований для опровержения всех приведенных формулировок. Все они имеют право на существование. На наш взгляд, форма социально-культурной деятельности - это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель - донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.
На рис. 6 представлены наиболее часто используемые в социально-культурных институтах формы организации досуга населения. Выбор форм, их разработка и проведение - дело нелегкое и очень ответственное, т.к. формы социально-культурной деятельности обладают определенной самостоятельностью и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию.
Формы социально-культурной деятельности |
Рис. 6. Классификация форм социально-культурной деятельности
Сегодня в организации досуга населения мы наблюдаем сложные и противоречивые явления. С одной стороны, посетители часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени.
Что же сегодня могут сделать учреждения социально-культурной сферы для того, чтобы привлечь к себе как можно больше посетителей?
• Во-первых, необходимо комплексное исследование направленности и структуры проведения свободного времени населения;
• во-вторых, должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России - это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи;
• в-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности. Учреждения социально-культурной сферы должны притягивать подростков и молодежь не меньше, чем уличная компания;
• в-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки;
• в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.
В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, которая должна базироваться на преемственности, сохранении и создании опыта предшествующих поколений. Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершенствуются методики по организации художественно-эстетического воспитания и образования. В школах происходит освоение культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных традиций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания.
В городах Тамбове, Липецке, Воронеже, Рязани успешно реализуются многие социально-культурные программы и проекта. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педагогические, экономические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации федеральной программы «Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова разработаны программы: «Возрождение», «Я для России», «Экология и дети», «Взрослые и дети», которые включают множество других познавательных и образовательных про-
ектов и программ. Достаточно назвать программы «Рост», «Познай себя и узнаешь мир людей», «Мир красотой спасется», «Милосердие и забота», которые вызвали интерес и нашли последователей в других регионах России.
Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.
1.4.3. Методы социально-культурной деятельности
Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности».
Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо».
Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым [5]. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности:
а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутиро-вание по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформатора; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении мас-
совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);
б) методы формирования сознания личности - убеждение
(доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным
фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или
заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие од
ним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример
(обращение к позитивному или негативному опыту других людей,
побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);
в) методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения - практическое задание, вовлечение в
деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требо
вание, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его
поддержка другими и т.д.;
г) методы стимулирования общественного поведения и куль-
турно-досуговой деятельности - моральное поощрение (награж
дение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение
(награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.),
общественное порицание.
Приведенная классификация методов (рис. 7) довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей.
Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее определение. Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченн ые результаты.
Изучение форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило нам прийти к следующим выводам:
1. Современная технология социально-культурной деятельности характеризуется большим разнообразием средств, форм и методов организации досуга.
2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня направлен на развитие региональной культурной политики и целенаправленную поддержку культурных инноваций.
3. Технологические инновации обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом, будучи воплощенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности, они способствуют не только развитию личности, но и противостоят девальвации культуры.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение формам социально-культурной деятельности. Аргументируйте свою позицию.
2. На конкретном примере из практики дайте оценку современным формам социально-культурной деятельности.
3. Что вы понимаете под средствами социально-культурной деятельности.
4. Дайте классификацию средств социально-культурной деятельности.
5. Назовите требования, предъявляемые к использованию средств социально-культурной деятельности в практике работы учреждений культуры и досуга.
6. Приведите общую классификацию методов социально-культурной деятельности.
7. Какие методы, на ваш взгляд, наиболее часто применяются в практике социально-культурной деятельности?
8. Дайте характеристику каждому методу социально-культурной деятельности.
Список рекомендуемой литературы
1.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998.
2. Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995.
3. Культурно-досуговая деятельность. Уч. пособие / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М: МГУК, 1998.
4. Мышление и кибернетика // Вопросы философии. 1963. № 1. С.36.
5. Новаторов В.Е. Словарь-справочник.
6. Образование и культура: традиции и новаторство. Материалы научн. конференции. СПб., 1998. С 50.
7. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалева. М.: МГКИ, 2000.
8. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1984. С.134.
Д.С. Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом:
• уровень 0 - информационная емкость отдельного человека 107бит;
• уровень 1 - устное общение внутри общины (деревни, племени), где количество циркулирующей информации приблизительно 109 бит;
• уровень 2 - письменная культура; мерой информированности Александрийская библиотека, имеющая 532000 свитков с объемом информации в 1017 бит;
• уровень 3 - индустриальное общество с информационными коммуникациями в 1020 бит;
• уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом в 1025 бит.
По мере развития и углубления познания окружающего мира становится очевидной необходимость не только профессионального, но и самодеятельного интеллектуального творчества, массового приобщения к информационной культуре.
«Технологическая революция», «цифровое будущее», «портативные кибертехнические устройства», «компьютерные программы», «виртуальные миры», и информатизация... - эти и другие понятия все больше входят в нашу реальность и дополняют привычные познания и представления о современном мире.
В мировом рекреационно-досуговом опыте одним из важнейших направлений социально-культурной деятельности населения является прикладная педагогика досуга, в которой наиболее полно реализуется образовательный и воспитательный потенциал свободного времени.
По определению Аристотеля, свободное время - это «высокий досуг», ибо в нем проявляется «самоценность» гражданина и, прежде всего, развивается разум - высшая способность в человеке. Древнегреческий философ точно увидел и отразил в своей «Метафизике» специфику человека в сфере свободного времени. Если в государственной, социально-политической, профессионально-трудовой деятельности поведение человека детерминировано определенными обстоятельствами, субординацией или другими факторами, корректирующими позицию лично-
сти, то в условиях свободного времяпрепровождения он остается самим собой, ориентируется на свои интересы и потребности, в меру своих способностей реализует себя как индивидуальность.
Культурно-информационные ценности могут усваиваться как стихийно, на основе саморазвития личности, так и целенаправленно - с помощью специалистов, способных квалифицированно передавать эти ценности другим людям. Поэтому всегда базовыми понятиями культуры были образование, воспитание и социальная адаптация личности. Понимая, что чем человек просвещеннее, тем он полезнее Отечеству, русская интеллигенция XVIII-XX веков внесла достойный вклад в развитие российской культуры. В этот период времени формировались педагогические концепции, теория самообразования, подвижнически осуществлялась практическая просветигельская деятельность, внешкольная работа. В становлении современных культурно-нравственных, духовных исканий сыграли роль взгляды деятелей «ученой дружины» Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Татищева, а также социальные идеи московских прогрессистов А. Курбатова, И. Филиппова, С. Яворского, прогрессивные взгляды А. Радищева, М. Ломоносова, Н. Новикова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского, Н. Пирогова, В. Соловьева, Н. Бердяева, А. Сахарова и многих других.
Научная, техническая, творческая интеллигенция на основе добровольной самоорганизации, при поддержке меценатов всегда осуществляла пропаганду знаний, искусства, передовых идей, тем самым создавая предпосылки для современной системы непрерывного образования и воспитания, для информационно-просветительской деятельности. В прошлом веке возникли и были популярны такие традиционные формы, как народные чтения, народные университеты, воскресные школы, лектории, дискуссии, встречи в салонах и гостиных, активный обмен культурной информацией.
Сегодня социальная ценность досуга возрастает, и для того чтобы человек любого возраста и общественного положения осознанно предпочитал конструктивные, социально оправданные занятия, в свободное время необходимо:
• последовательно обучать его навыкам самоорганизации досуга,
• создавать условия для овладения новейшими информационно-просветительскими технологиями на уровне поиска, обработки и трансляции информации;
• включать в интерактивные формы потребления знаний, развития навыков.
В настоящее время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются:
• возрастание значения информации как стратегического ресурса развития;
• разнообразие релаксаторских технологий (релаксация -расслабление, освобождение тела, психики от ненужного напряжения; снятие стресса);
• увеличение информационной емкости всех сфер человеческой деятельности, расширение информационных услуг;
• широкое использование информационных технологий.
Однако информационная перенасыщенность, борьба за средства массовой информации, явление пиара, порой откровенное лоббирование политической, экономической, правовой информации затрудняют общественное восприятие, «раскачивают» общественное мнение, обостряют ощущение нестабильности, рождает социальный пессимизм. Во многих странах принято устраивать «политические каникулы» в электронных СМИ на летний период, насыщая эфир теплыми, лирическими, веселыми, мажорными сюжетами. Психика людей должна отдыхать, заряжаться положительной энергией. На наших телеэкранах - переизбыток «охоты на человеческую жизнь», «черной» информации. Поэтому вся социальная работа, - а именно к ней относится и социально-культурная деятельность, - должна быть направлена на анимацию общественного настроения, на формирование позитивного мышления и конструктивного действия. Неслучайно многие досуговые технологии включают в открытую информационную систему, с помощью которой обеспечивается свободный доступ к информации через музеи, библиотеки, Дома науки и техники и т.п.
Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне.
В связи с этим расширяются диапазон информационного процесса, номенклатура информационных услуг, появляются экспресс-университеты, статистические службы, каникулярные школы, консультационно-справочные бюро, общественные приемные специалистов. Проводятся информационные встречи с руководителями акционерных компаний и представителями мэрии, районной, областной администрации, организуются деловые и творческие отчеты, конференции, дискуссии, создаются и дискуссионные клубы.
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 3364;