Происхождение человека.
Человек как предмет естествознания. С давних времен многие мыслители пытались понять природу человека. Ее исследовали еще представители различных школ античной философии. Современная наука рассматривает человека как сложную целостную систему, соединяющую в себе биологические и социальные компоненты. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, человек принадлежит природе, а с другой - социальному миру. А в целом он является предметом изучения различных наук. В нашем случае речь пойдет о человеке как предмете естествознания.
Первый вопрос, на который следует ответить в таком аспекте, заключается в том, как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека - существо не только биологическое, но и социальное, в создателя и носителя культуры.
Происхождение человека. Здесь важны как собственно генетическая природа происхождения человека, так и механизм его выживания во враждебной окружающей среде. На первый вопрос отвечает вытекающая из теории Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Эволюция же этих предков – приматов восходит к тому времени, когда внезапный упадок рептилий в конце мезозойской эры открыл перед ранними млекопитающими, которые в то время составляли немногочисленную группу, большие возможности для развития. Исходной группой для высших, или плацентарных, млекопитающих были насекомоядные — отряд, который в настоящее время представлен такими формами, как еж, землеройка и крот. К приматам относится большая часть тех млекопитающих, которые перешли к обитанию на деревьях и приобрели соответствующие адаптации. Сходство этих адаптаций у различных приматов обязано именно их древесному образу жизни.
К приматам относятся лемуры Мадагаскара, лори, современным местом обитания которых является тропическая Африка и Азия, долгопяты, единственный сохранившийся род которых населяет Индокитай, обезьяны Нового Света, обезьяны Старого Света, человекообразные обезьяны (в том числе гиббоны и три большие обезьяны — орангутан, шимпанзе и горилла) и человек (табл. 4.1).
Нужно сказать, что учение Дарвина как теория к настоящему времени весьма уязвимо. Главное - не только не наблюдается процесс перехода от обезьяны к человеку, не обнаруживаются и "промежуточные звенья" между ними. Правда, есть гипотеза, что в доисторические времена существовали разные ветви праобезьян, и та ветвь, которая характерна была силой особей, дала начало гиббонам и орангутангам, ловкие - будущие шимпанзе и макаки, а вот тем, которые выделялись не физическим качествами, а умом, путь был один - к человеку. Как можно понять, это предположение не вызывает протестов у наших современников. В последнее время появились свидетельства того, что отделение человека впервые произошло около 20 млн. лет назад в Восточной Африке в районах с повышенной радиацией, вызывающей, как известно, мутации. Под ее воздействием эволюция приобретающего соответствующие навыки человека ускорилась. Благоприятное воздействие умеренных доз радиации известно современной медицине.
Считается, что древнейшие люди появились около 1 млн. лет назад и прошли эволюцию от питекантропа к неандертальцам (появившимся около 200 тыс. лет назад) и далее к кроманьонцу - современному человеку, возникшему 40 - 50 тыс. лет назад.
Большая часть известных нам остатков гоминид обнаружена в слоях, которые относят к плейстоцену (до 5 млн лет назад). Формы, соответствующие началу этой эпохи, еще сохраняли много родственных черт с ископаемыми человекообразными обезьянами. Человек, анатомически сходный с современным, появился к концу этой геологической эпохи. Период времени, в течение которого происходила эволюция человека, охватывает примерно 2—3 миллиона лет. За это сравнительно короткое время на Земле произошли существенные изменения климата, почвы, флоры и фауны, оказавшие заметное влияние на популяции гоминид и их образ жизни.
Основное горообразование третичного периода закончилось примерно к концу плейстоцена, характеризовавшегося климатическими колебаниями, связанными, по-видимому, с изменением солнечной радиации. Но какова бы ни была их причина, можно считать установленным, что климат на Земле в плейстоценовую эпоху был то теплым, то холодным. Это отражалось прежде всего на размерах арктической ледяной шапки и оледенении гор в северном полушарии. Активность ледников в южном полушарии, например в Новой Зеландии, также была подвержена колебаниям, однако ледяной покров Антарктиды оставался гораздо более постоянным в течение всего плейстоцена и происходившие с ним изменения никогда не оказывали такого сильного влияния на климат южного полушария, какое оказывала арктическая ледяная шапка на климат северного.
В северном полушарии сменились четыре больших периода оледенения, разделенные тремя межледниковыми эпохами, в течение которых климат становился значительно мягче. Эти периоды охватывают около 800 тысяч лет, причем последний, четвертый ледниковый период закончился всего 10000 лет назад.
В популярной литературе плейстоцен обычно называют «ледниковой эпохой».
В течение ледниковых периодов огромные массы воды, превратившиеся в ледники, были изъяты из круговорота, вследствие чего понизился уровень океана. В результате произошло углубление рек.
Таблица 4.1. Геохронологическая шкала
Эры | Периоды и их длительность, млн лет | Животный и растительный мир | |
Название и дли-тельность, млн лет | возраст, млн лет | ||
Кайнозойская (новой жизни), 60-70 | 60-70 | Антропоген 1,5-2 Верхнетретичный (неоген) 25 Нижнетретичный (палеоген) | Появление и развитие человека.Совр. облик животного мира Млекопитающие, птицы. Появление низкоорганизованных приматов. Насекомые Вымирание крупных пресмыкающихся, головоногих иоллюсков |
Мезозойская (средней жизни), | 240 +/-10 | Меловой, 70 Юрский, 58 Триасовый, 45 | Высшие млекопитающие и настоящие птицы, сокращение папоротников Господство пресмыкающижся, голосеменных Начало расцвета пресмыкающихся, Первые млекопитающие |
Палеозойская (древней жизни), 330 | Пермский, 45 Каменноугольный (карбон), 55-75 Девонский, 50-70 Силурийский, 30 Ордовикский, 60 Кембрийский,70 | Быстрое развитие пресмыкающихся, Вымирание три-лобитов. Исчезновение лесов каменноугольного пер. Расцвет земноводных, первые пресмыкающиеся, пауки, летающие насекомые Расцвет щитковых, появление грибов, Высшие споровые на суше Пышное развитие кораллов,Бесчелюстные позвоночные- щитковые, водоросли, выход растений на сушу Морские беспозвоночные, моллюски, трилобиты Широкое распространение водорослей | |
Протерозойская (ранней жизни), 2000 | 2600 +/- 100 | Представлены все типы беспозвоночных. Появление первичных хордовых – подтипа бесчерепных | |
Архейская (самая древняя), 900 | Следы жизни незначительны. Обнаружены остатки бактерий и одноклеточных водорослей |
Палеоантропологические исследования и открытия последних лет дали дополнительные доказательства того, что человек своими корнями прочно уходит в биосферу и является одним из ее многочисленных естественных созданий. Основные черты строения и эмбрионального развития человека четко определяют его как вид Homo sapiens в типе хордовых, подтипе позвоночных, классе млекопитающих, отряде приматов, подотряде человекообразных обезьян. Вместе с тем человек имеет специфические, присущие только ему особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильно развитым первым пальцем подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60 градусов к горизонтали, очень большой и объемный мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченную плодовитость и некоторые другие.
Данные генетики дают доказательства преемственности между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни. Так, установлено, что в генотипе человека примерно 95% генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков, 60 - 70% генов принадлежат примитивным насекомоядным млекопитающим, послужившим исходной группой для эволюции всех приматов. В генотипе человека есть также гены, переданные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков и т.п. Изучение одних только ранних зародышей любых позвоночных показывает, что определить группу, к которой они принадлежат, невозможно. Только на относительно поздних стадиях развития эмбрион начинает приобретать некоторое сходство с соответствующей взрослой формой. Изначальное сходство между эмбрионами объясняется тем, что все они, а следовательно, и классы, к которым они относятся, имели общего предка. Эти современные данные убедительно подтверждают биогенетический закон, говорящий о повторении в индивидуальном развитии организма всего предшествующего хода эволюции и объясняющий ряд примитивных признаков в эмбриональном развитии высших форм их происхождением от низших. Этот закон был сформулирован Геккелем (1834-1919) как закон рекапитуляции Более того, даже развитие человеческого зародыша происходит в водной среде, повторяя стадии эволюции живых организмов.
Таким образом, появление человека стало закономерным результатом развития биосферы Земли. Более того, как говорил В.И. Вернадский, человек не есть случайное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет. Именно столько времени в биосфере шел процесс цефализации (развития мозга), и он никогда не обнаруживал движения вспять.
Биологическая эволюция, как считает большинство ученых, завершилась 30 - 40 тыс. лет назад после возникновения Homo sapiens. С тех пор человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии. Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека. Нет никаких оснований и для утверждений об эволюции головного мозга человека. Его размеры остаются неизменными на протяжении 30 - 40 тыс. лет.
6.2. С чего начинаются человек и человечность?
Все ископаемые формы гоминид в настоящее время, как правило, относят к одному единственному роду Homo, подразделяя его на два вида: Homo erectus (человек прямоходящий) - ранее его включали в род Pithecanthropus), теперь вымерший вид, и Homo sapiens (человек разумный), который включает все современные человеческие популяции и ряд предшествующих ископаемых форм. Homo — род семейства Hominidae; его характерные признаки: относительно большой объем мозговой коробки, обычно от 800 см3 до 1600 см3; коренные зубы различной величины, но меньше, чем у австралопитека; клыки и резцы малы; тазовый пояс и скелет конечностей приспособлены к прямохождению; рука способна крепко схватывать предметы.
Homo erectus
Первые останки Homo erectus были найдены в 1891 г. на Яве Дюбуа (Dubois), который ввел для их обозначения родовое название Pithecantropus.
Н. erectus является промежуточной формой между австралопитеком и Н. sapiens и в отношении общей морфологии, и хронологически. Древнейшие остатки Homo erectus, по-видимому, не «старше» 1 миллиона лет. Представителем Н. erectus был, в частности, пекинский человек, который, по некоторым предположениям, умел добывать огонь.
Нomo sapiens
Самые ранние из останков Нomo sapiens датируются ранним верхним плейстоценом (около 40 тыс. лет): в Западной Европе возраст остатков человека установлен в 30 тыс. лет, возраст обнаруженного в древесном угле черепа Нья с острова Борнео (Калимантан) составляет примерно 40 тыс. лет. Ископаемые остатки Н. sapiens в Южной Африке, по-видимому, значительно древнее — около 60 тыс. лет.
Предшественником современного человека в Западной Европе был неандерталец, который один населял эту область во время первого вюрмского оледенения (70—40 тыс. лет назад).
От современного человека неандерталец отличается прежде всего тем, что имеет низкий свод черепа, покатый лоб и тяжелый сплошной надглазничный валик. Для него характерен пяткообразно нависающий затылок.
Эволюционные связи между различными формами Homo служили предметом живой полемики, В настоящее время большинство специалистов согласны с тем, что все формы Homo sapiens произошли от Homo erectus.
Возникает вопрос: когда появился язык, а вслед за ним и соответствующие возможности для перестройки сообщества? Вероятно, речевая система связи впервые появилась у Ното erectus - первого из гоминид с объемом мозга, значительно превосходящим объем мозга австралопитека. Объяснялся ли человек первоначально посредством жестов и лишь потом освоил речь, как утверждают ряд исследователей, или же в своем развитии он миновал фазу жестикуляции, сразу перейдя к совершенствованию навыков речи - эти вопросы до сих пор служат предметом полемики.
Таким образом, от австралопитеков и питекантропов раннего палеолита нас отделяют 500-200 тысяч лет, от неандертальцев среднего палеолита 200-40 тысяч лет, а современный человек появился 40-13 тысяч лет назад (поздний палеолит): от 13 до 5 тысяч лет отделяют нас от мезолита и неолита, и примерно 5-7 тысяч лет длится историческая эра. Одно поколение, считая от рождения младенца до его зрелости и рождения у него детей, длится около 25 лет, и мы отдалены от нашего звероподобного предка всего-навсего десятком тысяч поколений.
Емкость черепа австралопитека - 450-550 куб. см, человека прямохо-дящего (Homo erectus) - 770-1000, пекинского человека - 900-1200, неандертальца - 1300-1425, современного человека разумного (Homo sapiens) - 1200-1500. За эволюционно короткий срок емкость черепа выросла втрое. Эволюция одного вида одновременно идет в разных направлениях, но с очень разной скоростью. Молекула гемоглобина человека, отделившегося от своего общего предка с гориллой два миллиона лет назад, отличается от молекулы гемоглобина гориллы лишь одной аминокислотой из 146, входящих в состав бета-цепи гемоглобина.
Каково же основное направление эволюции наших предков, каковы изме-нения, сопряженные с этим основным направлением (каналом)? Как известно, безоружность двуногих предков человека, спустившихся с безопасных деревьев на кишевшую могучими хищниками землю, предков еще неуклюжих и медленно бегавших, лишенных больших клыков, разрешилась в двух направлениях: появились не только гигантопитеки и мегантропы (тупики эволюции), но и гоминиды, владеющие членораздельной речью, использующие орудия, и главное - существа социальные.
Когда наш предок начал ходить на задних лапах, а передние лапы стали руками, появились орудия и начал стремительно развиваться и расти мозг, начал слагаться совершенно новый канал коррелированного, сверхбыстрого эволюционирования.
Прежде всего, хождение на задних конечностях сузило таз праженщин и лишило их свойственной обезьянам способности рожать большеголовых детенышей. Поэтому подъем на задние конечности (появление прямостоящего питекантропа) привел к тому, что детеныши стали появляться на свет с непрочным черепом, с незрелой нервной системой. Этому черепу предстояло сильно и долго увеличиваться уже после рождения; предстояло долго развиваться и незрелой нервной системе. С другой стороны, вследствие подъема на задние конечности и освобождения передних детеныши в момент рождения оказались неспособными ходить. Матерям предстояло долго носить их на руках, тогда как у наших четвероногих предков детеныш способен ходить почти с момента рождения. Эти согласованные друг с другом постепенные следствия роста больших полушарий все больше и все дольше усиливали зависимость потомства от наличия прочной спайки внутри стада, орды, рода, семьи, племени.
То, что сексуальная восприимчивость праженщин утратила сезонность и благодаря этому младенцы стали появляться на свет в самые разные времена года, также повысило роль социальности в сохранении потомства. Напом-ним, что наши предки научились использовать огонь всего 300 тысяч лет назад (Homo pekiniensis - пекинский человек), варка пищи и шитье одежды были освоены всего 35 тысяч лет назад, земледелие - шесть тысяч лет, письменность появилась пять тысяч лет назад.
Стада и орды дочеловеков и орды, роды, племена людей могли некоторое время обходиться без каких-либо коллективистических и альтруистических инстинктов. Они могли временно побеждать и плодиться. Но они редко могли выращивать свое потомство и редко передавать свои гены. А не оставляя потомства или беззаботно обрекая его на гибель, эти орды, как бы они ни были многочисленны и победоносны, должны были становиться бесчисленными вымирающими тупиками эволюции, ее иссыхающими веточками.
Параллельно эволюционному росту мозга все более удлинялся срок, в течение которого детеныши нуждались в помощи и охране со стороны не только родителей, но и всей стаи, орды. Даже у самых примитивных племен детеныши до шести лет совершенно не способны к самостоятельному существованию, к обороне. У индейцев ребенок лишь с девяти лет признается способным охотиться самостоятельно.
Непрерывная охрана, непрерывное подкармливание беспомощных детей и беременных, численность которых составляла, вероятно, не меньше трети стаи, могли осуществляться только стаей в целом, скованной в своих воз-можностях быстрого передвижения этой массой нуждающихся в охране и пище носителей и передатчиков генов.
6.3. Генетика альтруизма
На второй вопрос – о механизме выживания человека во враждебной окружающей среде - отвечает выдвинутая знаменитым генетиком Владимиром Эфроимсоном теория, показывающая , что последний миллион лет и в особенности последние десятки тысяч лет эволюции создали какой-то преемственно передающийся комплекс наследственных этических реакций, придавливаемых (но все же существующих) в условиях крайних, предельных, но реализующихся в нормальных условиях – гены альтруизма.
Под термином "альтруизм" следует понимать всю ту группу эмоций, которая побуждает человека совершать поступки, лично ему непосредствен-но невыгодные и даже опасные, но приносящие пользу другим людям.
С давних времен мыслителей волнует проблема происхождения доброго начала в человеке. Успехи современного естествознания, успехи эволю-ционной генетики позволяют считать - в наследственной природе человека заложено нечто такое, что вечно влечет его к справедливости, к подвигам, к самоотвержению. Естествен ли, природен ли для человека только эгоизм? Существует мнение, что представление о врожденном человеческом эгоизме (антиподе альтруизма) опирается на дарвиновскую теорию естественного отбора. Все неспособные к самосохранению должны вымирать, уступая место тем, кто любой ценой, любыми средствами побеждает и уничтожает врагов и соперников. Тогда логически неизбежен вывод, что все этические начала в человеке являются особенностями, целиком приобретаемыми каждый раз наново под влиянием среды в ходе индивидуального развития, то есть ненаследственными. Стремление к личной выгоде в обществе стеснено, дескать, лишь разумом, диктующим такую осторожность и такие нормы поведения, которые позволили бы обойти карающий закон и избежать опасной вражды и осуждения окружающих (не пойман - не вор). Отсюда все поступки, направленные на личную выгоду, но совершаемые в не-раскрываемой тайне, естественны, а человека удерживают от их совершения только страх и навязанные воспитанием навыки. Эта теория, выводящая все поведение человека из его созданного отбором абсолютного эгоизма, подкупает своей простотой и логичностью. Действительно, по О. Уайльду, "любовь к самому себе - это единственный роман, длящийся пожизненно". Но эта теория естественного эгоизма сталкивается с фактами массового героизма и самоотвержения, с существованием героической верности своему долгу.
Бесспорна готовность матери (иногда и отца) рисковать жизнью, защищая детеныша, она не вызвана воспитанием, не благоприобретена, а естественна, заложена в природе матери и отца. Но родительское чувство у животных длится лишь тот срок, на протяжении которого детеныши нуждаются в помощи и охране, а затем родители перестают обращать внимание на выросших детей. Очевидно, очень сложный инстинкт действует лишь постольку, поскольку он помогает охране потомства и процветанию вида. Нетрудно понять, что он способствует передаче наследственных особенностей родителей (в частности, тех же инстинктов защиты потомства) будущим поколениям. Уже у стадных животных этот тип альтруизма распространяется за пределы семьи, охватывает стаю, стадо - отсутствие чувства взаимопомощи у членов этого сообщества обрекает его на быстрое вымирание. Ведь у многих видов животных только стая, а не пара родителей способна одновременно осуществлять сигнализацию об опасности, защиту детенышей и добывание для них пищи.
Отбор, понимаемый как борьба всех против вся, как отметание всего явно слабого. индивидуально неприспособленного либо утратившего приспособленность, казалось бы, должен был привести к закреплению эмоций, направленных против всех "неполноценных". Но такой отбор опровергается эволюционно-генетическим анализом, объясняющим нам, почему связи родственные, любовь к родственникам, жертвенность по отношению к ним оказываются столь прочными.
Рассмотрим предельно упрощенную схему генетика Гамильтона. Если индивид обладает наследственным задатком, который мы условно назовем геном альтруизма А, то, по законам Менделя, этим же геном должна обладать половина его братьев и сестер. Если наш индивид пожертвует собой ради спасения, например, четырех братьев и сестер, то с погибшим уйдет в небытие один ген А. Зато каждый из четырех оставшихся в живых, по законам Менделя, имеет 50 шансов из 100 быть обладателем гена А. Следовательно, два гена А будут сохранены. Предположим, что в течение нескольких поколений один из обладателей гена А будет жертвовать собой, каждый раз спасая десятки людей своего племени или рода, а среди спасен-ных несколько человек имеют тот же ген А. В таком случае частота этого гена будет быстро возрастать. Вывод: ген, индивидуально невыгодный, но способствующий сохранению ближайших родственников и даже менее близких, будет распространяться особенно интенсивно, если своим самопожертвованием индивид спасает множество людей. Это положение хорошо объясняет, почему именно в условиях жестокой борьбы за существо-вание так сильна клановая, племенная спайка, почему инстинкт героизма, самоотверженности встречал такую могучую поддержку в обычаях. Именно родственные и даже "земляческие" связи поддерживались естественным отбором, закреплялись обычаями. Истребительный обычай кровной мести, разумеется, тоже опирался на эту форму группового отбора, поддерживавшего принцип "все за одного, один за всех". Именно этот принцип в исторически сложившихся условиях не столько усиливал, сколько ограничивал межплеменную борьбу. Чужака, одиночку не следовало трогать - за ним стояли племя и угроза кровной мести, варварский, но относительно прогрессивный обычай, сменивший полную безнаказанность убийства и насилия.
Конечно же следует отметить здесь, что естественный отбор не создал и не мог создать самую этику альтруизма, но он вызывал такие перестройки наследственности, на основе которых у человека складывалась восприим-чивость к определенным эмоциям и этическим началам, к восприятию этических оценок, более того, потребность в них.
Сущность человека
Наивысшим созданием природы, наиболее сложным видом материи является мозг человека. Он управляет всеми сторонами жизни организма, творческой деятельностью, с его помощью человек воздействует на своё природное и социальное окружение.
Мозг выделил человека из животного мира. В ходе эволюции от авс-тралопитека до homo sapiens головной мозг увеличился в три раза. Масса мозга современного человека в среднем составляет 1,375 кг, её минимальная величина 0,9, максимальная - 2,8 килограмма.
Биохимики полагают, что обмен веществ в мозге раз в десять интен-сивнее, чем в любой другой ткани. Мозг питается кровью особого состава, у него - свои выделения и свои яды, он может испытывать недостаток необходимых лишь ему веществ.
Каждую минуту мозг человека поглощает примерно 0,7 литра крови. Что бы ни происходило в организме, мозг требует питания в первую очередь: перерыв в снабжении мозга кислородом или глюкозой хотя бы на одну минуту приводит к потере сознания. Через 8 минут наступает смерть.
Мозг человека является центральным отделом его нервной системы и состоит из так называемой нервной ткани - серого и белого вещества. Серое вещество представляет собой скопление главным образом нервных клеток (нейронов), белое - скопление нервных волокон(аксонов). Количество нейронов в мозге человека более 10 млрд нейронов, масса и объем нейрона – 0,00083 мг и 0,001 мм3 соответственно. В теле нейрона содержатся сотни тысяч химических веществ и тысячи ферментов-катализаторов, инициирующих самые разнообразные биохимические реакции.
Среди всех видов деятельности мозга есть один, отличающий человека как наиболее высокоорганизованное существо – тот, который проецирует сознание.
Сознание– это понятие, которое, с одной стороны, вроде бы и не требует объяснений – продукт психической активности человека, но, с другой стороны практически и не объяснимо, ибо, как говорил Бор, всякая попытка препарировать ход мысли ведет к ее остановке (исчезновению)- принцип неопределенности (прим. В.М.).
В настоящее время многие физики, биологи и психологи пытаются дать определение сознанию, выявить механизм его действия. Это отвечает европейской традиции, отталкивающейся от древнегреческих философов, в которой принято пытаться понять, объяснить явление. Только в современном варианте объяснить – это описать математически, предсказать поведение сознания.
Что же известно о сознании науке рубежа нового тысячелетия? Мы уже говорили о том, что в индивидуальное развитие организмов "впечатана" эволюция всего рода. Соответственно, чтобы приблизиться к пониманию сознания, надо проследить его становление с первых шагов развития биосферы - особенно, если принять во внимание концепции, утверждающие, что сознание как бы заложено в ее эволюцию.
Первый эволюционный шаг на пути к возникновению сознания - психика. В свою очередь ее началом является раздражимость. Как всеобщее свойство живых организмов, она представляет собой реакцию на воздействие среды. От отражения как всеобщего свойства любых материальных объектов раздражимость отличается особенностями обратной связи со средой. У многоклеточных организмов сенсорная (от sence - чувство) информация воспринимается рецепторами (от принимать) - видоизмененными нервными клетками. Усложнение и эволюция рецепторов приводит к образованию органов чувств - специализированных систем клеток, которые тонкими нервными волокнами связаны с центральной нервной системой (ЦНС).
Диспетчером этой системы является головной мозг, в котором находятся соответствующие центры (в этом смысле слышат и видят не ухо и глаз - они лишь инструменты - а мозг). Символы материального мира - сенсорная информация - трансформируются в мозгу в молекулярные изменения структуры нервных клеток - нейронов. Нейроны соединены между собой точками контакта, синапсами, число которых у отдельных нейронов может достигать сотен. Переработка происходит прозаичным путем, пусть не механическим, а электрохимическим, и здесь не надо искать никакой мистики. Местом образования и хранения памяти служат большие полушария мозга, а мозжечок, по Винеру, регулирует нервные механизмы обратной связи, участвующие в целенаправленной двигательной активности. Образование следов памяти связано с действием биохимического механизма, включающего в мозгу синтез определенных веществ. В последние годы появились новые данные для объяснения сознания. Нейроны посылают сигнал некоему белку – табулину, находящемуся в клетках, который выдает информацию.
В последние годы много внимания уделяется особой организации сознания, которая присуща гениальным людям. Значительное продвижение в этом направлении обеспечивает переход от классической, механистической в сущности модели сознания к холотропной (от греч. холос - целое). Если в классической модели сознание локализовано внутри мозга, то в холотропной оно лишь опосредуется мозгом: мозг - лишь часть обширной системы, представляющей собой поле сознания. Это поле бесконечно.
В холотропной концепции сознания психика включает в себя весь опыт эволюции Вселенной, и в этом смысле правомерно говорить о жизни после смерти и до рождения. Столь же относительны понятия психического здоровья и болезни. Болезнью ли является гениальность, которая часто бывает сопряжена с психическими отклонениями от принятых стандартов? По существу, гениальность связана с "запредельными", неизведанными ресурсами сознания. Известно и то, что мозг используется, по разным оценкам, лишь на 3-20% своих ресурсов. Незадействованная часть - это так называемые "молчащие нейроны" - потенциал, рассчитанный на будущее.
Вторым понятием, с которым связана работа мозга, является разум,который является высшей формой познания абсолютного, божественного, бесконечного. Этим он отличается отрассудка, который познает все земное и конечное. Кант полагал, что "всякое наше знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего…".
Как пример объяснения сознания и разума древними можно привести объяснение Гераклита, который основу сознательных действий человека называл логосом, под которым понимались слово, мысль и сущность самих вещей. Ценность человеческого разума определялась степенью приобщен-ности к логосу.
Кстати, близко к Гераклиту объясняли разум и древнекитайские философы – моисты (от основателя Мо Ди, 5-1 век до н.э.): разум – это понимание сущности вещей. У них же: жизнь – это тело и сознание, сочлененные вместе. Смерть – разъединение тела и разума. Сон – когда есть сознание, но разум не познает. (Много позже Фрейд описал сон как проявление бессознательного).
Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 836;