Взаимосвязи глобальных и региональных географических прогнозов
Существуют тесные взаимосвязи между двумя основными группами геопрогнозов – глобальными и региональными. Исходная база этих взаимосвязей заключается в том, что географическая оболочка представляет собой единую систему, состояние которой зависит от состояния составляющих ее крупных частей-регионов. Существует и обратная связь: глобальная система оказывает воздействие на региональные геосистемы, что вызывает их изменения. Прогнозирование изменений географической оболочки и ее региональных частей должно учитывать взаимосвязи этих двух уровней организации геосистем.
Глобальные изменения природной среды планеты, быстро нарастающие, тревожные, чреватые социально-экологической катастрофой, тесно связаны с деятельностью человека, осуществляемой в региональном масштабе. Но, с другой стороны, на региональном уровне начинают проявляться последствия глобальных изменений (например, климата, химического состава атмосферы и др.).
В последние девятилетия XX в. большое научно-практическое значение приобрела разработка основ планетарного геопрогнозирования (в особенности прогнозирования глобальных изменений климата Земли). Интерес к глобальному прогнозированию стимулируется следующими обстоятельствами:
1) воздействие человеческой деятельности на природу распространилось практически на всю географическую оболочку и явилось главной причиной ухудшения ее состояния;
2) воздействие антропогенного фактора проявляется даже не столько через изменение состояния отдельных частей (сфер) географической оболочки, сколько через изменение процессов их взаимодействия (например, атмосферы и гидросферы);
3) воздействие человека на природу осуществляется в рамках природной обстановки конкретных регионов, в которых население и хозяйство настолько тесно связаны с природными компонентами, что образуют с ними единые природно-антропогенные геосистемы.
Из вышесказанного вытекает объективная взаимосвязь между геопрогнозированиями различных масштабных уровней, имеющими общую цель – необходимость согласования хозяйственной (и других видов) деятельности человека, осуществляемой в реальном масштабе территории локального и регионального уровня, с критериями, обеспечивающими сохранение стабильности географической оболочки в целом.
Следует признать, что кончилась эпоха, когда географическая оболочка еще могла абсорбировать без ощутимых для человечества последствий воздействия его деятельности. На рубеже XX и ХХ вв. стала очевидной возможность качественных изменений природной среды, повсеместность этих изменений, которые стали более однородными в своем распространении по земному шару.
Выделяют 4 основные группы качественных изменений природной среды, которые являются объектом прогнозирования:
а) изменения, которые должны рассматриваться как экологические (например, загрязнение атмосферы);
б) ускорение с помощью хозяйственной деятельности динамики естественных процессов, что влияет на взаимосвязи в системе атмосфера – океан – суша;
в) изменения, которые в настоящее время представляются принципиально необратимыми (например, уничтожение влажно-тропических лесов в ряде регионов мира);
г) необратимые качественные изменения в географической оболочке вызывают необходимость адаптации человека к неизбежному – к ее новому состоянию.
В этом отношении обратим внимание на исследование возможных последствий социально-экологической катастрофы (СЭК). Ожидается, что вследствие исчерпания невозобновимых ресурсов вскоре прекратятся привычное нам промышленное производство и «бензинное» земледелие, резко снизится продовольственное обеспечение, материальные возможности здравоохранения и т.д.
К вероятным изменениям хозяйства и жизни общества в результате СЭК относятся:
- омертвление почти всех горнодобывающих, машиностроительных, химических и транспортных предприятий и всех видов оружия, изобретенного с начала XX в.;
- ограничение сохраняющегося промышленного производства выпуском продукции, необходимой и достаточной для жизнеобеспечения человека;
- возврат к органическому земледелию, т. е. к технологиям без использования бензиновых двигателей, химических удобрений и т.п.;
- дезурбанизация, расселение по небольшим городам и поселкам, практически полное региональное самообеспечение продовольствием и предметами повседневной необходимости.
По имеющимся прогнозам, период СЭК в среднем по всему миру начнется, вероятно, во второй четверти XXI века и займет около пяти десятилетий.
Инерционный прогноз показывает: если утрата психического и социального благополучия человечеством будет продолжаться, как в последние 10 – 15 лет, то к 2050 году 100 % населения Западной Европы может быть подвержено тяжелым нервно-психическим заболеваниям, 100 % населения Африки южнее Сахары оказались бы трансграничными беженцами, а 100 % новорожденных в России имели бы генетические отклонения.
Таким образом, существуют серьезные предпосылки для того, чтобы названные общества еще ранее 2050 года претерпели глубокие качественные изменения, в основе которых – серьезные изменения в социально-экологической среде их обитания.
Примером глобального прогнозирования может служить имитационная модель развития процессов, нарушающих равновесие между человеком и окружающей средой, разработанная Дж. Форрестером. В модель включены пять изменчивых во времени факторов: численность населения Земли, производственный капитал, доля сельскохозяйственного капитала в общем производственном капитале, запасы невозобновимых природные ресурсов, загрязнение окружающей среды. Согласно прогнозу Форрестера развитие производства на каком-то этапе приведет к истощению природных ресурсов, ухудшению состояния природной среды, спаду выпуска промышленной продукции, что скажется на снижении уровня жизни населения, его численности и темпов роста. Вслед за этим появились работы, оценивающие состояние производства и среды на базе глобальных моделей по 10 регионам мира, а также ряд других глобальных прогнозов развития природы и общества.
Главной задачей региональных географических прогнозов является оценка изменений природной среды под влиянием хозяйственной деятельности человека на определенной территории. Это требует учитывать пространственные природные особенности выбранного региона: географическое положение, пространственную локализацию явлений, процессов и объектов, а также различия в интенсивности их проявления, функции места объекта, размерности и соотношений генетически однородных и разнородных площадей друг с другом, размеров и направлений разного рода перемещений, анализа расстояний, районирование как классификация явлений в пространстве.
Региональный географический прогноз включает три подсистемы: экономико-географическую, физико-географическую и подсистему синтеза. Функция последней заключается в комплексной оценке конкретной территории на основе анализа природных и социально-экономических условий, обусловливающих современное состояние региона. На первом этапе исследования выявляется современное состояние природной среды региона и составляется предварительный частный прогноз. На втором этапе прогнозирования разрабатываются и увязываются частные прогнозы по отдельным компонентам природных и хозяйственных геосистем, оценивается их влияние на изменение природной среды. На заключительном этапе составляется окончательный прогноз взаимодействия общества и природы, включая оптимальный вариант размещения производительных сил и прогноз состояния природной среды. Примерами регионального географического прогноза являются проекты межбассейновых перебросок речного стока, осушения земель Нечерноземной зоны, формирования территориально-производственных комплексов, составление схем комплексного использования земельных и водных ресурсов основных водосборных бассейнов рек Урала, Поволжья, Северного Кавказа и др.
[1] Лисичкин В. А. Теория и практика прогностики. М. 1972.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1336;