Структуры, вложенные друг в друга

Создаем прямоугольник, заданный координатами двух своих углов. Пусть pt1-левый верхний угол, pt2-правый нижний угол.

 


pt1 a


pt2

 

Найти размер стороны а.

 

struct rectangle

{struct point pt1;

struct point pt2;};

struct rectangle poly;

int r;

r=poly.pt2.x-poly.pt1.x;

 

 

Массивы структур

 

Пример 11.10

/*Список студентов с результатами экзаменов*/

# define KST 35

struct list

{char *fio; int r_l;

int math; int phys;};

struct list group[KST];

Элементам таблицы можно придать значение следующими способами:

· ввести поэлементно;

· присвоить поэлементно;

· инициализировать массив структур.

Второй вариант объявления таблицы:

struct list gr[]=

{{“Андреев”,5,5,5},

{“Большаков”,5,5,4},

{“Якишенко”,5,4,5}}:

 

11.8 Оператор sizeof.

В Си вычисление размера любого объекта

-) sizeof <обьект>;

-) sizeof(<имя_типа>);

Результат:целое,которое равно размеру в байтах указанного объекта или типа.

Объект:

-)массив;

-)структура.

Имя типа:

-)имя базового типа(int,char,float);

-)имя произвольного типа(структура и указатель).

#define kst (sizeof group) sizeof(struct list) или

#define kst(size group)sizeof(group[0])

 

11.9 Декларация typedef

Такя декларация позволяет давать новые имена типам данных

Синтаксис:

tupedef <старое имя типа> <новое имя типа>;

Использование:

<тип объявления в typedef> <список объектов>;

Внимание:typedef не создает новый тип,а только синоним для существуещего типа!!!

Пример 11.12

typedef int Exz;

typedef char*String;

typedef struct list

{ Sting fio;

Ekz math;

Ekz phys;

Ekz r_l;

} Liststud;

Liststud group[kst];

Причины использования typedef:

1)“Эстетическая”-одним именем заменяется сложная декларация.

2) Стремление к ясности

struct list*pstr;-указатель на структуру типа struct list

typedef structlist*Plist;

Plist pstr;

Принято имена-синонимы объявлять в typedef с заглавной буквы!!!

3)Машинно-независимые программы.

От реализации зависят:

-)chort,

-)int,

-)long,

-)double,

-)long double.

При переносе на другие ЭВМ(или другую платформу)достаточно будет изменять только размеры с помощью typedef.

 


12 ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

 

Вспомогательным подзадачам на этапе разработки метода

решения задачи соответствуют вспомогательные алгоритмы.

В языке Си вспомогательным алгоритмам соответствует понятие

функция.

12.1 Определение функции

Синтаксис

<тип_результата> <имя_функции>

([<декларации_аргументов>])

{

<декларации> \ <тело

<иструкции> \ функции>

}

Могут быть опущены:

<тип_результат>~int

<декларация_аргументов>~()

<декларации> в <теле_функции>~нет локальных

переменных

<инструкции>~нет вычисления результатов

пример12.1

/*минимальная функция*/

dummy() {}

12.2 Функции вызывающие и вызываемые

main () a() b()

{ { {

.......... ......... ..........

a() b() }

.......... .........

b() }

}

Опр.

Функция, которая отдаёт управление другой называется

вызывающей, а которая управление получает называется

вызываемой.

В исходном файле Си программы функции могут следовать в

любом порядке.

 

 

12.3 Связь между функциями.

Связь между функциями реализуется одним из тех способов:

1. Через аргументы.

2. Через возвращаемые значения.

3. Через внешние переменные.

Через возвращаемые переменные

12.3.1

Вызов функции

<имя функции>(<список аргументов>)

Пример 12.3

/* Вызов printf */

Вызов функции есть выражение , поэтому оно может быть также

использовано в операторах

if (res==printf("как выражение"))

dummy();

else

exit(-1); /*Выход в MS-DOS*/

12.3.2 Инструкция возврата return

Использование

-возвращение результата из вызываемой в вызвавшую

Синтаксис

return <выражение>

return (<выражение>)

Так как это инструкция в конце надо писать ;.

Семантика

Выполняется приведение типа результата вычисляемого

функцией к типу заданному в вызывающей функции

-вызывающая функция может игнорировать то значение ,

которое возвращается из вызываемой функции.

-<выражение> может отсутствовать , тогда функция не

возвращает результата

-return может отсутствовать, тогда функция завершает работу по

достижению символа }

- допускается несколько инструкций возврата, если все они

возвращают значение одного типа.

- если разные return возвращают значения разного типа , то

программа нереентабельна

 

12.4 АППАРАТ ФОРМАЛЬНИХ І ФАКТИЧНИХ АРГУМЕНТІВ

Приклад 12.4

Завдання. Знайти максимальний із трьох елементів.

#include<stdio.h>

int max_int (int a, int b)

{ return (a>b) ? a : b; /*для 2-х перемінних*/

}

main()

{ int x,y,z;

int m1,m2;

scanf(“%d,%d,%d”,&x,&y,&z);

/*максимум із x,y,z*/

m1=max_int(x, y);

m2=max_int(m1, z);

printf(“\nmax(%d,%d,%d)”,x,y,z;m2);

}

Ім'я функції Тип аргументу Імена аргументів
main Фактичні x,y,m1,z
Printf Фактичні “”(ФОРМАТНИЙ РЯДОК) x,y,z,m2
max_int Формальні Фактичні a,b x,y,m1,z
Scanf Фактичні “”(ФОРМАТНИЙ РЯДОК) x,y,z

Аргументи поділяють на трьох типу:

-вхідні;

-вихідні; що

-обновлюються.

Аргументи, що приходять у функцію, не змінюють своїх значень і використовуються для формування інших значень називаються вхідними.

Аргументи, що одержують свої значення і повертають їх із функції називаються вихідними.

Ті аргументи, що є одночасно вхідними і вихідними називаються що обновляються.

 

функція вхідні аргументи вихідні аргументи  
max_int a,b ------------------
scanf форматний рядок x,y,z
Printf x,y,z,m2 форматний рядок ------------------

12.5 ОПИС ПРОТОТИПУ ФУНКЦІЇ

Тому що в «СИ» усі функції незалежні друг від друга, те обов'язково у функції , що викликає , описувати прототипи що викликаються функцій.

Для опису синтаксису прототипу існує два засоби:

1.

<тип результату> <ім'я функції >( );

2. (повний)

<тип результату> <ім'я функції > <деклорація типів аргументів>( );

Приклад 12.5

Варіант 1 : int max_int(int, int);

Варіант 2 : int max_int();

Варіант 3 : int max_int( int a1, int a2)

Припускається використання будь-якого з варіантів.

 


13 ПЕРЕДАЧА АРГУМЕНТОВ

13.1 Способы передачи аргументов

-по значению;

-по имени (по наименованию);

-по ссылке.

13.1.1 По значению.

Пример 13.1

#include<stdio.h>

int int max_int(int a, int b)

{return a>b ? a:b;}

main()

{ int max_int(int a, int b);

m1,l;

m1=max_int(5,9);

l=strlen("по значению");

В качестве фактических аргументов передаются либо изображения констант, либо выражения.

Этот способ используется для передачи входных аргументов.

Формальный Фактический
имя скалярной переменной Изображение константного выражения
-имя массива символов -имя литерного указателя  

 

13.1.2 Передача аргументов по имени

Пример 13.2

int max_int(int a, int b)

{return a>b ? a:b;}

main()

{ int max_int(int a, int b);

int a,b,m1;

int x[]={-1,10,-200,-9};

int m2,l1,l2,l3;

char s[]="пл наименованию";

char *ms[]={"Белеет","парус"};

int *px;

char *pms;

int i;

scanf("%d",&a);

/*значение а вводит пользователь*/

b=25;

m1=max_int(a,b);

/*max_int вызывается и ей передаётся значение*/

px=x;

for(i=0;i<3;i++)

{m2=max_int(*px++,x[i+1]);

printf("m2=%d",m2);

}

l1=strlen(s);

pms=ms;

for(i=0;i<2;i++)

{l2=strlen(ms[i]);

l3=strlen(*pms++);

printf("l2=%d l3=%d",l2,l3);

}

}

Этот способ используется только(!!!) для передачи входных аргументов.

Формальный Фактический
-имя скалярной переменной; -имя скалярной переменной; -имя элемента массива; -указатель на элемент массива;
-имя структуры; -имя структуры; -имя элемента массива структур; -указатель на элемент массива структур;
-имя массива; -имя массива;
Строки: -имя массива символов; -имя литерного указателя; -имя массива символов; -имя литерного указателя; -имя элемента массива символов; -имя элемента массива литерных указателей;

 

13.1.3 Передача аргумента по ссылке

Пример 13.3

/*так нельзя!!!!!!!!!!*/

void obmen(int a,int b)

{ int r;

r=a;

a=b;

b=r;

}

Пример 13.4

/*нужно только так!!!!*/

…………

void obmen(int *a,int *b)

{ int r;

r=*a;

*a=b;

*b=r;

}

main()

{

int x,y;

void obmen(int *,int *);

scanf("%d %d",&x,&y);

printf("x=%d y=%d",x,y);

obmen(&x,&y);

printf("x=%d y=%d",x,y);

}

Формальный Фактический
-имя указателя на скалярную переменную; -адрес скалярной переменной; -адрес элемента массива;
-имя массива; -имя массива;
-имя указателя на структуру; -адрес структуры;

 

Этот способ используется для передачи выходных и обновляемых аргументов.

!!! Количество, типы и порядок следования формальных и фактических аргументов должны совпадать.

13.2 Особенности передачи аргументов функций в языке С

Все аргументы передаются по значению: вызываемой функции-копии.

!!! Вызываемая функция не может непосредственно изменить переданные ей параметры.

Пример 13.5

/*возведение x в степень n*/

/*вариант 1*/

int power 1(int x, int n)

{

int i, p;

p=1;

for(i=0; i<=n; i++)

p=p*x;

return p;

}

Пример 13.6

/*вариант 2*/

int power 2(int x, int n)

{

int p;

for(p=1; n>0; --n)

p=p*x;

return p;

}

Чтобы функция могла изменить переменную в вызывающей функции, формальный параметр должен быть передан по ссылке,

а фактический по адресу.

Механизм передачи аргументом массива иной: элементы массива не копируются, так как аргументами передаётся адрес массива.

 

13.3 Особые случаи передачи аргументов.

13.3.1 Передача аргументом одномерного массива

формальный тело
массив переменных, граница опущена переменные с индексом
указатель на переменную указатели

13.3.2Передача аргументом многомерного массива

Замечание.При передаче многомерного массива обязательна передача количества элементов по первому измерению, остальные можно опустить.

Пример.

main()

{double xyz[10][15][7];

f(double[][15][7]);

...

}

f(double a[][15][7])

{...}

Для двумерного массива обязательно объявление количества столбцов,

а строк- необязательно.

Пример.

f1(int mpr[2][9]) {...};

f2(int mpr[][9]) {...};

f3(int(*pmpr)[9]) {...};

 

 

13.3.3 ПЕРЕДАЧА АРГУМЕНТОВ СТРУКТУРЫ

 

В общем случае над структурами допустимы следующие операции:

-копирование ~передача аргументов

-присваивание ~возврат функции как -взятие адреса результата

-доступ к ее членам

-инициализация

 

Существует 3 подхода к передаче структур в функцию и возврата из нее:

-передача ее членов по отдельности

-как единого целого

-указателя на структуру

 

Обьекты типа:

“точка” “прямоугольник”


struct point struct rect

{ int x; { struct point1;

int y; struct point2;

} }

 

 

Пример 13.9

/*Формирование точки по ее компонентам X и Y*/

struct point makepoint (int x, int y)

{ struct point temp;

temp.x=x;

temp.y=y;

return temp;

}

 


(0;0) 640

 

Обьекты “экран” и “середина экрана”

Пример 13.10

#define MAXX 639

#define MAXY 349

#define MINX 0

#define MINY 0

...

struct rest screen;

struct point middle;

struct point makepoint(int,int);

screen.pt1=makepoint(MINX,MINY);

screen.pt2=makepoint(MAXX,MAXY);

middle=makepoint ((screen.pt1.x+screen.pt2.x)/2

screen.pt1.y+screen.pt2.y)/2);

 

 

Пример 13 11

/*Сложение двух точек*/

struct point addp(struct point pl, struct point p2)

/*функция возвращает результатом структуру и получает аргументами структуру*/

{ pl.x+=p2.x;

pl.y+=p2.y;

return pl;

}

 

 

Пример13.13

struct point * ps;

struct point t;

struct point makepoint(int, int);

t=makpoint(15, 25);

ps=&t;

/* *ps - структура t

(*ps).x - =15

(*ps).y - =25 */

printf (“ Это t: (%d, %d)”, (*ps). x, (*ps).y);

 

!!! prio(.)>prio(*)

Оператор®

Синтаксис

< указатель на структуру >®

< имя члена структуры >

Семантика

Если p -указатель на структуру, то

p®<член структуры> есть ее член.

Бинарный, левоассоциотивный оператор, имею- щий высший приоритет.

Для 13.13

printf (“Это t: (%d,%d)”,ps®x, ps®y);

 

Пример 13.14

struct rect2, *pr;

pr=&r;

/* Эквивалентно */

1) r.pt1.x

2) pr®pt1.x

3) (r.pt1).x

4) (pr®pt1).x

 

Пример 13.15

/* Передается аргументом по ссылке */

main()

{

struct point p;

struct makepoint (int, int);

void put(struct point * );

p=makepoint(10, 12);

put (&p);

}

void put (struct point *p) ;

{

printf (“х=%d, y=%d”, *p®x, *p®y);

}

 

Пример 13.16

/* Учет приоритета оператора*/

struct

{

int len;

char *str;

}*p;

++p®len; /* len++, а не p++*/

++(p®len);

(++p)®len; /* 1) ++p; 2) len* */

(p++)®len; /* 1) len; 2) p++*/

p++®len;

*p®str; /* то, на что ссылается str */

*(p®str);

*p®str++; /*1)то, на что ссылается str; 2)str++*/

(*p®str)++; /* то, на что ссылается str и его ++*/

*p++®str; /* 1)на что ссылается str; 2) p++*/

 


* Если в методе требуются вспомогательные переменные, их описывают после метода в том же синтаксисе, что и исходные данные.








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 784;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.115 сек.