Что есть наука? Логико-гносеологический аспект науки.
Условия для научного познания:
- научное всегда истинно. Что называется 7 дней - один вторник.
- научное предполагает упорядоченное, системное, адекватное отражение.
«Разум без рассудка – ничто, рассудок без разума - нечто».
- научное всегда развивающееся.
- наука имеет свой предмет.
- наука должна иметь свою методологию, методы, способы, процедуры – инструментарий науки.
Таким образом, наука – это исторически развивающееся, логически непротиворечивая (дискурсивная и рекурсивная) система истинного знания о реальности и действительности, предполагающая свой предмет, массив уже накопленного знания и опыта познания, свой понятийный и категориальный аппарат и свой инструментарий (методологию и методы).
Существует4 деятельных проявлений человека, расположенных по осям:
- истина (ложь)
- польза (вред)
- добро (зло)
- красота (уродство)
Истина, польза, добро и красота – однопорядковые измерения бытия. Равно, как и: неистина, вред, зло и уродство. Что выбрать и выбирать? Ну, кому что нравится. Только не надо при этом забывать, – чтобы впоследствии глаза круглыми от удивления не делались, – что чем дальше от истины (пользы, добра, красоты), тем ближе к крови.
Ибо в первом случае мы (они тоже) получаем действительность(«совпадение сущности и существования» (Гегель), а во втором – социальную реальность («хотелось, как лучше, а вышло, как всегда»).
Слово «философия» греческого происхождения. Образовано оно соединением двух слов: philos, что означает любовь, или philia - дружба, привязанность, симпатия; и sophos, что переводится как ученый муж, мудрец, или sophia - мудрость, знание, искусство, талант. Краткая этимологическая расшифровка звучит как "любовь к мудрости". Любомудрие – «что определяется не только извилинами, но и морщинами».
Первым, кто употребил это слово, был Пифагор. Он не отважился назвать себя мудрецом, поскольку мудрец, в его понимании, - это только Бог, мудрость только у Бога.
Отсюда и один из первых символов философии-мудрости - Ирида, радуга как мостик между землей людей и небом богов.
По мере духовного возмужания человека росло в нем и убеждение, что «не Боги горшки обжигают»; участились, а потом и традицией стали постоянные покушения на самою эту божественную мудрость.
Все больше и больше мыслителей перестает удовлетворять роль простых друзей мудрости - они хотят быть ее непосредственным воплощением.
Но что в таком случае мудрость, с которой любят отождествлять себя философы, которой так многие хотели, да и хотят наполнить свою жизнь? Вопрос непростой, пожалуй, один из самых сложных в философии. Возможен поэтому только самый общий ответ, намечающий какие-то принципиальные точки отсчета. Есть «подсказки» в истории философии.
Демокрит из Абдер, например, полагал, что быть мудрым значит правильно мыслить, правильно говорить и правильно поступать. Демокритовское триединство мудрости по-своему выражало античное понимание цельности человеческой натуры.
Для древнегреческих мыслителей философия была не только формой знания, познания, но и формой жизни, бытия. И даже, прежде всего формой или образом жизни. Тот же Демокрит, по легенде, убедившись, что чувства, в частности глаза, врут (такое действительно бывает), взял да и выцарапал их просто-напросто. Вот это единство убеждения и дела!
Современный философ, пожалуй, только снисходительно посмеется над Абдерским чудаком. А жаль - грустная получается эволюция. Цельность ушла, теперь ее место уверенно занимает системность, но и та все чаще распадается на элементы.Некоторые философы умудряются думать одно, говорить другое, а писать третье.
Следует различать три уровня познания:
• Единичное (неповторимое, одно, уникальное)
• Общее (множество, больше одного, но меньше всех)
• Всеобщее - стихия философии.
Философия не требует определенности, конкретности. Она оперирует на уровне всеобщности.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 643;