Лекція 4. Философия Нового времени
17 – начало 19 столетия. Строго говоря, впервые может быть, после антички, где уже обнаруживается хотя бы в эмбриональной форме явственные признаки начала философии, мы имеем дело собственно с философией. Впервые – в период Нового времени. Потому что и средневековая, можно конечно обнаруживать, можно угадывать, можно домысливать даже за тех современников эпохи, усматривая идеи бога, - своеобразный принцип философствования, исходный, то есть субстанцию. Сами они так этого не считали. Сами они считали, что то, что считалось как философия, есть служанка богословия. Конечно, и эпоха Возрождения – меньше всего философия. В эпоху возрождения философия была в неточном понятии, а разгребание и восстановление тех самих функций, которые выполняет эпоха Возрождения. А вот Новое время!
Известно, что эпоха Возрождения это и есть период смены, очередной способ смены экономической жизни, и всего строя жизни иной, - политической, религиозной, духовной, - и в ее составе философия. На смену феодальному способу экономической жизни, то есть землепользования регулярного приходит в результате революции качественный переворот производительных сил. Сила падающей воды, ветра, испарение пара и т.д. Да, конечно, эти открытия технические, технологические производят переворот в производительных силах. В конечном счете, в жизни общества все определяется уровнем развития производительных сил. А вследствие развития этих производительных сил – продуктивность труда.
А продуктивность труда это политико-экономическая категория, вернее политико-экономический блок, означающий производство продукта за единицу времени. И чем больше этого продукта за единицу времени производится, тем больше становится основной цивизаторообразующий фактор развития цивилизации – обмен. Появляется обмен где-то там - в недрах первобытнообщинного строя. Сообщество, общность кровнородственная. Изготовление избыточного продукта вызывает к жизни институт обмена. Институт обмена между людьми. Продукт – это застывшая деятельность. А деятельность – это имманентность человеческая. Самость человека. Кстати, сказать становящаяся. Деятельность. Начинает наблюдаться общественность.
Персонифицированная форма общественности – суть личность. Общественная сущность и суть общества. Такая вот диалектически неразрывная связь. Отношение противоположностей одной сущности. Человек – человечество, опосредованное всем многообразием «больше одного – меньше всех». А такой бурный рост производительных сил чрезвычайно динамизирует процесс вырабатывания общественности. То есть человек, чем большее количество контактов, обменов, взаимодействий, - то есть социальных отношений вступает с другими людьми, меньше всего непосредственных. Непосредственный контакт называется общение. Речь идет об общественных отношениях. О социальных взаимодействиях. Тем более у человека. Все вот эти параметры суверенности, достоинства, свободы - они осознаются каждым эмпирическим индивидом и характерно, что философия этого периода уже и на это устремляет свои взгляды.
Наряду с такими традиционными проблемами философии как проблема субстанции, познания, закрадывается проблема свободы, и, кстати сказать, достигаются результаты. Есть рекорды, которые можно повторить, но нельзя превзойти. То есть постепенный выход на научно безупречное понимание свободы. То есть вот этот самый процесс смены способа экономической жизни, - промышленный переворот, промышленная революция, резкое повышение производительности труда обуславливают смену всего строя жизни. Называется этот способ экономической жизни – капиталистический, или буржуазный. В двух словах необходимо сказать, что означает капитализм как производное от капитала.
Что такое капитализм?! Что такое капитал?! В принципе слово «обмен» - это великий цивилизаторообразующий фактор, это в идеале, аннигиляция и диссенциляция - одно исчезает в другом. Но бывает и деформированная форма обмена – обман. Обман – как неадекватный обмен. Фактически, до появления капиталистического способа производства происходит обмен на уровне общей формы. И вот на смену феодализму - натуральному земляному хозяйству приходит капиталистическая форма. Всеобщая форма стоимости - это деньги. Стоимость - это буквально соотношение мер затраченных по качеству, количеству, усилий труда. Самовозрастающая стоимость есть капитал. Это форма бытия капитализма. Все развивается. Социум развивается. Основным двигателем социума является экономический базис. Экономика тоже развивается.
Эпоха Возрождения – это как старт: первоначальное накопление капитала, промышленная революция. Что означает сила падающей воды?! Это означает, что в одно и тоже время собирается много людей, у конвейера, дополняющие какую-то основу физическую, трансмиссионную, реабилитационную и т.д. В сущности, человек это все, все функции - исполняющие, энергетические, трансмиссионные. Все человеческая история – это, по сути, постепенное отчуждение от человека каждой из этих функций. Сущность человека есть то, что он не есть. Он источник всех воплощений, идей. Человеку нужно оставить человеческое. Гений – это нормальный человек, все остальное отклонения от нормы.
Бенедикт Спиноза - вершина философии нового времени, новой философии. Спиноза – самая, пожалуй, светлая голова из нового времени. Ему принадлежит формула. Гений - это столь же прекрасное, сколь и редкое. Это чудо. А там, где чудо, логика молчит. Чудо это беспредпосылочность, какая-то сила. А если человек апеллирует к какой-то силе, то человек расписывается в собственном бессилии (Энгельс). Как раз задача любой науки эту силу схватить и осмыслить. Необходимо схваченная мысль – суть закона (Гегель). Законы не придумывают, их – открывают. И когда они открыты – никому не дано их закрыть. Закон - это форма мышления, выражающая сущее объективное, независимое от взаимодействия – отвечающее требованиям устойчивого, повторяющего, объективного, существенного и необходимого.
Почему такой бурный расцвет наук в Новое время?! Естественных особенно. Да потому, что сначала познаются зависимости природы, натуры – естествознания, а с целью – преобразовать, использовать. Начинается техникознание, технологознание. Начинается постепенная урбанизация в форме сугубо эмпирической, эффекта синергетики, наращивания производительности труда. Начинается специализация и кооперация. Вызывается к жизни новый общественный строй. Новый строй призывает к жизни новую серьезную философию.
Капитализм – это превращенная форма капитала. Вот есть солидарность, а есть солидаризм. Есть патриотизм, а есть патернализм. И общество, и государство – взаимное дополнение ответственности общества перед страной и государства перед обществом. Солидаризм превращенная форма – это отрицательная форма солидарности, похожая на солидарность. Есть человечество, есть человек, а есть люди. И вот солидарность в рамках антисолидарности называется - солидаризм. Превращенных форм очень много. Так и анархизм. Анархим – это не безвластие, - это постгосударственная форма власти.
Капитализм – это есть право присваивать чужой труд. Капитализм – формация, базирующаяся на частной форме собственности на средства производства. Тем товаром, который за одну цену покупаем, но многократно окупаем, может быть только человек. Человек труда, редуцированный к статусу товара - пролетарий. Примитивная картинка такая: пролетарий – мужик, мускулистый, до пояса голый, потный. Этот кузнец и рядом не ночевал с пролетарием. Пролетарий – еще не родился, а уже выбран как приложение к средствам производства. Из выбора начинается свобода. Свобода же есть способ бытия нормального человека.
Буржуазные революции, как политические явления капиталистического строя, отшумели сначала в Голландии, потом в Англии, Франции. Германия засиделась на старте, но тоже потом рванула. Рванула так, что вызвала к жизни «мировую» классическую философию.
Родоначальником философии Нового времени был Френсис Бекон. Представители: Джон Локк, Джордж Беркли, Томас Гоббс, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Эразм Роттердамский, Гуго Гроций, Готфрильд Лейбниц и др. Немецкая классическая философия – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Родоначальник немецкой классической философии – Эммануил Кант. Немцы – рациональное познание, педантичны, проблемы гносеологии. Англичане – тоже познание, с упором на эмпиризм, на сенсуальное, чувственное.
Развитие производительных сил вызвало интерес к просвещению. Университеты, университетские центры, философские факультеты. Философы уже с полноценным философским образованием.
Френсис Бекон в целом сводит свои размышление в «Новый Органон». Помещает туда опыт познания эмпирического, моделирование, описание прочие. Методы познания переводит в инструменты познания. Особенный акцент делает на индуктивном методе познания. Индукция – это когда, от частного опыта делает умозаключение общего характера. Елочка не тонет в воде, березка не тонет в воде. Значит – дерево не тонущее. Из частного формируется общий вывод. Обратный метод к индукции – дедукция, когда выводы делаются из общего к частному. Есть еще и традиктивный метод познания: из частных – частные выводы, из общих – общие.
Нормальный интеллект – индуктивно-дедуктивный, аналитико-синтетический. Френсис Бекон – это гимн индуктивному методу. В тоже время достаточно основательно проработан труд, теория познания, - «Учение об истине». Как ни парадоксально, но он не говорит, какой истина должна быть. Он исходит от противного – какой она не должна быть. Знаменитое – «Учение об идолах». То есть о тех идолах, которые истину искривляют, искажают. Истина – это совпадение знаемого со знаемым. Истина – это характеристика, предикат. Это не имя существительное.
Спиноза заложил основы научного познания, научной гносеологии. То, что потом Маркс, Ленин довели до конца, оно здесь, в формуле Спинозы. То, что позже называли «ленинская теория познания», «теория отражения». Порядок и строй идей тот и таков, каков порядок и строй вещей. Все. Принцип отражения открыт. Ленин скажет, что сознание, как высшая форма отражения, не только отражает мир, но и творит его. Спиноза: «свобода есть познанная необходимость». Для полноты Ленин добавит – «и возможность практически действовать на основе познанной необходимости». Спиноза утверждает, что человек тем свободен, чем большим количеством обязанностей он детерминирован, то есть обуславливается. Получается, чем больше ты нагружен, тем ты свободен. Спиноза практически решает проблему свободы. Работы – «Учение о субстанции», «Учение о свободе». Спиноза создал моническое учение о единой субстанции, которую называл Богом или природой. Он определяет субстанцию как причину самой себя, самосущетсвующей и самопознающей, самодостаточной. Именуя ее Богом или природой, подчеркивает, что это иной бог, чем в теологии. Он не есть личность и не творец природы. Это - безличная сущность, бытие как начало и причина всего сущего. Бог - субстанция мира, первая причина всех вещей и самого себя.
Д.Локк первым в наиболее общем виде сформулировал задачу исследования происхождения и объема человеческого знания. Всесторонне обосновал положение об опытном происхождении всякого знания. Категорически отвергает существующую теорию о врожденных идеях. Говорит, что те или иные идеи принимаются не по причине своей врожденности, а вследствие своей полезности. Отвечая на вопрос, каков источник этих идей, Локк формулирует основной принцип эмпиризма - все знание основывается на опыте.
В Новое время философия устремилось на поглощение уже наработанного в частных науках, - физике, механике, - ту часть природы, которая преобразовывается в технику и технологию. Она вызвала к жизни и обобщила материал эмпирический частными науками, - открыла горизонты для самих частных наук, выработав более общие алгоритмы.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 825;