Философская мысль эпохи Возрождения
Мало того, что эпоха Возрождения, - это сердцевина жизни духа Западной культуры. Заальпиские и Передальпийские страны: Франция, немного Германия (Германию того времени можно было лишь условно, поскольку она, - это что-то такое кусочками, островками, - отдельные королевства, княжества, графства) и Италия – нынешняя, поскольку тогдашняя она тоже была…
Ми говорим Всемирная, Мировая, но указываем, фактически, на абсолютно локализованный регион Европы: Центральной, Южной, Западной. Но так получилось, что начиналась она как более-менее универсальная Мировая и немного на Востоке, немного на Западе, но потом в силу…, как раз вот в этот период с одной стороны Великих Географических открытий, с другой стороны – Великих, если их можно назвать великими, чтобы не паскудить хорошее слово.
Ведь Великий – это значительно больше, чем большой.
Величие обуславливается так точно, как провинциализм духа, дальности прочего, что мы укладывали в понятия: «шляхетність», «інтелегент». Это же не феодалическое понятие.
Вот слово «провинциализм» вкладывает перманентность, ту, которую я привык вкладывать. Это точно не так, как «пенсионер» - паспортные данные, бывает лет 70, как 30, а бывает 20 и такое ощущение, что он не только уже работать устал, но и жить устал…
То есть, слово «Великий» вовсе не кореллируется с размером, с населением, с площадью, - это факт.
Величие определяется взносом в общекультурную, общеземную, общецивилизационную копилку, которая связана с этой страной, с этим народом.
Древняя Греция – Великий народ, Великая цивилизация. Куба – Великая страна.
Германия, до момента, когда она позволила чудовищный выброс Антикультуры, известной как фашизм, была Великая страна.
Величие это такая штука…!
Одни и про Беларусь скажут Великая, потому, что в то время безвремений и наката тотального, предыстории, то есть дня вчерашнего, позавчерашнего, взять какой-нибудь там реванш, хотя это абсолютно бесперспективное. Пусть это вот водопад, Ниагара грязи, сейчас работает колоссальная индустрия. Мир уходящий, он давно уже научился платить, отстегивать, за страх надо платить, чтоб продлить по необходимости, кончившийся, но по каким-то там этим…
Меры культуры можно законсервировать и продлить больше от необходимого.
А люди многое могут: практически, духовно, чувственно, они могут законсервировать какую-то форму для себя: «мгновение, остановись, ты прекрасно, ты меня устраиваешь, нас устраиваешь, мы посоветовались в кругу ограниченных лиц – нам это нравиться».
Если ты отказал в развитии, то оно действует не в режиме эволюции, а в режиме инволюции, - в режиме не прогресса, а регресса и т.д.
Мера могущества человека определяется мерой гармонизации «хочу» и «должен».
Итак, эпоха Возрождения. Я не знаю как у вас, а у меня с моим бурным воображением, это понятие – Возрождение, тут еще эпоха Возрождения ассоциировалась с таким каким-то ярким всплеском на фоне средневекового, пятнадцативекового, задавившего, загнавшего, закатавшего в асфальт всё естественное, нормальное.
Вся светская культура, мирская, людская в Средние века – это служанка богословия, не только философия.
Вот нормально, а вот если взять паронормально, то, строго говоря, - христианство – разновидность философии. Бог – субстанция. Каждой субстанции положен Бог, и так положен, что он во плоть перешел. То есть, возникает институт – церковь. Возникает учение религиозное – христианство. Возникает целая система отношений, вполне реальных, материальных, - возникает система, возникает система просто материальной культуры.
Ходячий контекст понятия религия: монастыри, земли, угодия, люди, целина, совершенно определенный способ жизни. А исходит это все из субстанции Бог.
Субстанция – абсолютная свобода совести, не нуждающаяся ни в чем, кроме самой себя.
Субстанция несотворима, неуничтожима, всемогуща, вечна, бесконечна, беспредельна, изначальна.
Это в теологической версии христианства имело место от творения из ничего, хаос… Хаос потом космизируется и вот то творение, шестидневный термин и никто не задается вопросом Бога, - кто Он, когда Он… Просто Он есть! – классическое отношение как к субстанции.
Понятие субстанции – дохлой, сухой – тут просто.
Сложности начинаются, когда кто-то или что-то таковым означается. Быть тебе числом или понятие, идея и то…то…то, ну а дальше, надо или как в случае с Богом: «Не задавайте глупых вопросов», - глава такая-то, стих такой-то, - «Евангелие от Матфея»; или тупо положение просто не подлежащее сомнению, - вот на этом базируется, и не обсуждается, а все остальные случаи – ну так жизнь показала, что тянет на научную.
Все религии: и дохристианские и постхристианские – области философии.
Эпоха Возрождения опять-таки смена, сказал бы культ парадигмы, к сожалению. Слово парадигма само не имеет парадигмы, оно безосновательно. Парадигма, или парадигмы – конвенциализм – «ты меня уважаешь, а я тебя уважаю – мы оба уважаемые люди».
И вот в узком кругу ограниченных решили считать, что дважды два – десять, - парадигма такая.
Парадигма – точка зрения большинства научного сообщества на что-то или кого-то.
Может один быть прав и зайти на костёр, или как Галилей: «Согласен я с Вами, отцы дорогие церкви, так как вы говорите», а потом уже понял, что до утра не доживет, сказал позвать: «А всё-таки она вертится…», - и умер.
Досада какая, - уже ведь ничего не сделаешь, пока жив – он в парадигму игрался: так думал, так чувствовал, так жил, так действовал практически.
Эпоха Возрождения – начало новой эпохи: исторической, экономической. На смену феодализму, еще павшему в перспективе своего социального творчества в рамках этой эпохи, утратившему свою историческую перспективу, приходит капитализм. Эпоха Возрождения – это еще не смена культурной параллели, это именно возрождение.
На самом деле, столько грязи, крови, страданий, столько жестокости, сколько вместили в себя 14 – 16 века, я считаю, что 16 – 17 века (всего 150 лет), а какой колоссальный выброс имен, тайн, воли, событий – и вот поэтому такие яркие краски.
Возрождение – плохое слово, поскольку любое возрождение предполагает предшествующее ему вырождение. Вырождаются, вырождаются, вырождаются, - спохватились, если еще успели – и начинают наверстывать. И это нормально и в тоже время это ненормально.
Героизм – это прекрасно, отвага – это очень плохо, это не достойно людей. Тут же опять диалектика, но чудовищно деформированная.
Чудеса героизма, любого: трудового, боевого, - всегда кто-то проявляет в окопах, подготовленных, вырытых другими людьми, подлостью, трусостью.
Экзистенциализм – презрением можно преодолеть любой жребий, и человек тем свободнее, чем сильнее у него чувство презрения.
Жан Поль Сартр учил: «Презрением можно преодолеть любой жребий», то есть презрение – есть мера, мера свободы человека».
Мишель Монтей: «Мать науки - сомнение».
Если бы не было права на «Я так вижу…», - не было бы права на личность, на неповторимость, на обаяние единичности.
Но если увлекаться единичностью по-дурному, то есть единичность ради единичности, то нет ничего более пошлого.
Возведение единичности в ранг всеобщности, минуя все опосредования – очень распространенная ошибка.
Есть категория практика. Субъектом практики может быть только все человечество, а вот врачебная, педагогическая, уголовная – это уже не практика, а практики.
Вот если есть акт: единичный и неповторимый, как его назвать – никак.
Вся суть эпохи Возрождения – в слове «Возрождение» - она ничего не рождает, а выполняет иную функцию – возрождения, …тобто надолуження того, що було спричинене як результат зродження («вырождения»)...
Эпоха Возрождения выполняла функцию восстановления порванных связей.
Поэтому философия эпохи Возрождения еще меньше, чем философия Средних Веков.
Родоначальник философии эпохи Возрождения – Данте Алигьери «Божественная Комедия».
Мышление – рутинное, повторяющееся, рассудочное и предрассудочное, креативное, продуктивное.
Философы: Д. Алигьери, Ф. Петрарка, М. Монтей, Кордан, да Винчи («Теория искусства»), Рафаэль, Т. Мор, Т. Кампанелла.
Понятие «Утопия» (атопия) – желанная картина устройства человечества.
Есть понятие избыточное образование – искалеченное, перекалеченное, но всё-таки живучее.
Пирамидальный принцип – основание универсальное, но с определенной заточкой.
Т. Гоббс, Т. Кампанелла, Т. Мор в предельно наивной форме, но выразили в принципе, положили традицию, которая имела место быть и разродилась в утопический гуманизм (иногда называли утопический коммунизм, утопический социализм).
Почему утопический? Потому, что действительных средств на достижение этой цели либо не предлагается, либо предлагается, но на поверку оказывается не выполнимым.
Морелли, Каппель, Сенсинон – русский вариант утопизма. Там вообще от идеи социального перехода, до практик хождения «в народ».
Была и украинская форма – украинский революционный демократизм – Кирилло-Мефодеевськое братство – это уже утопический социализм.
В марксизме исчез утопизм, т.к. были указаны действительные средства по достижению целей.
С Мартина Лютера началась традиция реформации, протестантизму. Протесты против (напр. продажа церковью индульгенций).
Протестантизм – продвинутая, демократичная в своих взглядах: «Не надо храмов, где ты – там и Бог», - он очень деликатен, он мобилен.
Протестантизм – религия, адаптированная к обслуживанию религиозно нового, динамичного буржуазного строя.
Эпоха Возрождения выполнила работу по восстановлению порванных связей.
Сам факт обращения к нему, к естественному, отвергает капитализм.
Если попытаться систематизировать, упорядочить, то можно выделить такие течения философии эпохи Возрождения:
• Гуманистическое направление философии Возрождения.
14 – 15 века.
Представители: Д. Алигьери, Ф. Петрарка, Л. Валла.
Центр внимания направлен на человека, воспеваются его достоинства: величие, могущество. Иронизируются церковные догматы.
• Неоплатоническое направление
Середина 15 – 16 века.
Представители: Н. Кузанский, П. дела Мерандола.
Продлевали учения Платона, пытались познать природу с точки зрения идеализма.
Понятие, для Платона, - есть субстанция: «В начале было слово…». Возрождение этой же идеи, но на новом основании, с опытом, культурой, которую добавили Средние века и Новая Эпоха.
• Натурфилософское направление.
16 – начало 17 века.
Представители: Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей.
Пытались изучать учения о Боге, Вселенной, мироздании. Упор на астрономические и другие научные открытия.
• Реформационное направление.
16 – 17 века.
Представители: М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Э. Роттердамский.
Пересматривали церковь, догматы, отношение между верующими и церковью, миром светским и миром церковным. Всё поддавалось ревизии с позиции: «Я так вижу…».
• Политическое направление.
Представитель: Н. Макиавелли.
«Цель оправдывает средства», Памфлет: что на чем держится.
Он хроникер своего времени и выражает свое отношение к этому.
«Несовершенство принимаемых законов преодолевается их неисполнением».
• Утопическо-социалистическое направление.
Представители: Т. Мор, Т. Кампанелла.
Капитализм = специализация + кооперация.
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является ориентация на человека. В эпоху на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 677;