Аспекты изучения личности в социальной психологии
Специфика социально-психологической проблематики личности
В настоящее время сложился целый ряд подходов к проблеме личности.
1. Биологический подход: развитие личности есть результат развертывания генетической программы.
2 Социологический подход: личность – это продукт культурно-исторического развития. Недостатком его является отрицание роли активности личности, поскольку в рамках данного подхода личность лишается субъектности.
3. Индивидуально-психологический подход: развитие личности определяется врожденными особенностями индивида. К их числу относятся конституциональные различия, тип нервной системы и так далее.
4. Социально-психологический подход, разговор о котором пойдет дальше.
Аспекты изучения личности в социальной психологии
Для того чтобы понять специфику социально-психологического подхода в понимании личности, нам следует обратиться к тому пониманию термина «личность», которое сегодня сложилось в нашей науке. Личность – это специфическое образование, продукт социальных обстоятельств, структуры этих обстоятельств, совокупности ролевых функций индивида и степени его влияния на групповую жизнь.
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности позволяет ученому объяснить механизмы социализации личности; раскрыть социально-психологическую структуру личности. Более того, принятое в нашей науке определение позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и целенаправленно влиять на нее.
Сложившееся в сегодняшней социальной психологии понимание личности имеет интересные культурологические связи и своеобразное смысловое наполнение. В западных языках, сформировавшихся на основе классической латыни, личность – это персона. Между тем «персоной» называли густо набеленную маску, с характерной мимической гримасой, надеваемую актером древнего театра, для того, чтобы зрители дальних рядов лучше различали изображаемые эмоции. Таким образом, персона – что-то неподлинное, ненастоящее, но публичное проявление человека. Сходный смысл имеет и древнерусская «личина» - маска скоморохов, надеваемая во время представления. Для скоморохов личина была жизненно необходимым атрибутом, поскольку мракобесы-церковники всячески преследовали актеров. Среди прочих использовался и запрет хоронить актеров внутри кладбища. Это означало, что актер умирает на всегда, и, «в день Страшного Суда не восстанет из мертвых». Другая культурологическая связь выводит термин «личность» на слово «лик». Лик – это изображение Бога, уровень Бога, как некоего идеала. К этому уровню можно и должно стремиться, но достигнуть его, не дано никому. Человек не может стать Богом.
Заметим также, что в предложенном нами определении личности, оценку того, стал индивид личностью или нет, осуществляет группа. А для группы главное – выполнение возложенных на индивида функций. Если в русской деревни мужик не женился, не выполнял своей основной функции, он никогда не рассматривался как взрослый. Его место было в конце лавки, среди подростков, обращались к нему пренебрежительно, уменьшая его имя до Ивашки, вместо Ивана, например. При переделе земли его интересы учитывались в самую последнюю очередь.
Кроме того, принятое в социальной психологии определение позволяет уйти от проблемы возрастных границ, позволяет вводить понятия «десоциализации» и «ресоциализации», которые просто невозможны в рамках общепсихологического подхода.
Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, восточные, отечественные. Если же перейти на уровень научных школ и ориентаций, можно выделить психодинамические, бихевиоральные, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теорию А. Маслоу (теорию самоактуализации «я»), теорию зеркального «я» («Я – концепция»), экзистенциальные подходы.
Среди отечественных социально-психологических концепций можно выделить: теорию отношений В. Н. Мясищева, теорию установки Д. Н. Узнадзе, диспозиционную концепцию регуляции социального поведения личности В. Ядова, теорию интегральной индивидуальности. С определенной долей условности сюда же можно отнести и теоретические представления К.К. Платонова о структуре личности. Оговорка о доле условности объясняется включением в К. Платоновым в свою схему блока опыта, что противоречит методологии социальной психологии. Тоже самое, можно сказать и о взглядах Б. Ананьева. Вместе с тем, все эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.
Что касается признаков личности, то мы склонны согласиться с Ю. Гиппенрейтер, выделяющей две сущностные характеристики такого социально-психологического феномена, как личность. Во-первых, это наличие определенной иерархии мотивов. Личность всегда умеет выйти за пределы актуальной ситуации, всегда умеет работать на отсроченный результат. Во-вторых, осознание этой иерархии. Если человек не может вербализовать свои мотивы, не спешите записывать его в личности. Слишком многое мы получаем от родителей, из школы, из ближайшего социума. И далеко не все наши мотивы являются нашими по своему происхождению.
Исследование личности, ее качеств и свойств имеет давнюю традицию в социальной психологии, однако до сих пор не разработаны четкие принципы построения системы качеств личности, хотя и намечены подходы к решению этой проблемы.
Г. М. Андреева полагает, что наиболее продуктивным является подход, согласно которому непосредственная среда деятельности личности – группа – наделяет личность определенными свойствами. В пользу такого подхода приводятся два довода.
1. Результат активности каждой личности, продукт ее деятельности выступают как некоторая реальность – группа, поэтому личность неизбежно оценивается другими членами группы. Выделяются четыре процесса межличностного оценивания: интериоризация (усвоение личностью оценок со стороны других членов группы); социальное сравнение (сравнение с другими членами группы); самоатрибуция (приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих процессов); смысловая интерпретация жизненного переживания.
2. Совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций взаимодействия, в ходе которых усилия каждой личности сопрягаются с усилиями других членов группы.
Существуют различные подходы к вопросу о структуре личности, что позволяет выделить важную методологическую проблему. Неоднозначность употребления понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности» приводят к тому, что границы между социальным и психическим исчезают. Социальная психология, таким образом, теряет свой объект, теряет свою специфику.
Принципы построения структуры личности различны. Это могут быть качества, изучаемые при помощи личностных тестов, индивидуально-психологические особенности человека или полный набор самых разнообразных свойств человека. Однако в некоторых исследованиях выделяются именно социально-психологические качества, которые рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым». Эти качества сведены в четыре группы:
1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);
2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;
3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);
4) связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам).
А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и другие включают в социально-психологическую структуру личности следующие качества:
· ментальность[1];
· ценностно-смысловую сферу;
· мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы);
· когнитивные характеристики (картины мира);
· «Я – характеристики» («Я – концепцию», «Я – образ», самоотношение, самооценку);
· локус контроля;
· социально-психологическую компетентность личности;
· статусно-ролевые характеристики личности;
· эмоционально-психические состояния и социальные чувства личности.
Еще более неразработанным является понятие социально-психологические способности личности. Эти способности связаны с проявлением личности в общении и часто определяются через такие широкие понятия, как «социально-психологическая компетентность», «межличностная компетентность», «социально-перцептивный стиль».
Социально психологические качества – это качества, формирующиеся в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности и общения. А.Г. Ковалёв ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: - темперамента (структуры природных свойств); - направленности (система потребностей, интересов, идеалов), - способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни). С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
По Ю.В. Щербатых, понятие личности включает в себя две пары диалектически-противоречивых характеристик, без понимания которых трудно понять данный термин.
1. Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.
2. В то же время, в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.
3. Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.
4. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.
3.1.2. «Я-концепция»
Психология «Я-концепции» как одна из социально-психологических схем личности в теоретико-концептуальном плане в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии, символического интеракционизма и в незначительной степени психоанализа. «Я-концепция» личности— это сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я-концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже ХIХ-ХХ веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Ме), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I). «Я» как объект состоит из четырех аспектов: «духовное Я», «материальное Я», «социальное Я» и «телесное Я», которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности.
Феноменологический подход к поведению (гуманистическая психология), в котором теория «Я-концепции» стала связующим интегративным принципом, интерпретирует повеление на языке феноменального поля субъекта как субъективно воспринимаемой и осознаваемой реальности индивида (К. Левин), а не на языке аналитических категорий, конструируемых внешним наблюдателем. В целом теория «Я-концепции», разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:
· Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичны: психологическая реальность индивида — это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективных восприятий в момент поведения.
· Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля является «Я-концепция», вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида.
· «Я-концепция» является одновременно и продуктом восприятий, и совокупностью представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.
· С формированием «Я-концепции» поведение в целом начинает регулироваться ею.
· «Я-концепция» относительно согласована во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.
· Потребность в положительном отношении к себе от других людей возникает параллельно с формированием «Я-концепции». Потребность в положительном отношении к себе самому (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.
· Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я-концепцией» используются различные защитные стратегии.
· Существует одно главное мотивационное побуждение человека - потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я-концепции».
Дальнейшее развитие теории «Я-концепции» шло в направлении унификации концептуально-терминологического аппарата для описания «Я-концепции» и поиска надежных эмпирических референтов для измерения.
1. Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами «Я-образа», которые актуализируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать и т, д.).
2. На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров «Я-концепции», которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации.
Из многочисленных источников формирования «Я-концепции» человека, по-видимому, наиболее жизненно важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:
· представление о своем теле («телесное Я»);
· язык — как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях;
· субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе;
· идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женщина);
· практика воспитания детей в семье.
«Телесное Я» и образ тела.Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам «Я-концепции», субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека. Исследования дают совершенно убедительные свидетельства тому, как различные телосложения человека вызывают различные, но согласованные реакции других лиц. В целом исследования подобного плана выявляют общую тенденцию: чувства и эмоциональные оценки, которые испытывает индивид в отношении своего тела, совпадают с чувствами, которые он испытывает к самому себе в целом, как к личности, Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя.
Таким образом, высокая самооценка личности сильно коррелирует с удовлетворенностью своим телом. Другими словами, так же, как для каждого из нас существует идеальная «Я-концепция» себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой «Я-концепции» и целом. Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами. Отсюда следует и практический вывод: нельзя судить о других людях только по их внешности при взаимодействии с ними.
Язык и развитие «Я-концепции».Значение языка для развития «Я-концепции» очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т. д.) и дает первый толчок к развитию «Я-концепции». Другими словами, «Я-концепция» осознается человеком в языковых терминах и ее развитие осуществляется посредством языковых средств.
Обратная связь от значимых других.Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, защите и т. п.) — другой важный источник формирования «Я-концепции». Чтобы переживать и осознавать это, индивид должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство исследователей согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшей социальной средой) жизненно важны для развития у подростка «Я-концепции». С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают. Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Если индивид принимается, одобряется, признается другими людьми, пользуется их уважением, получает больше положительных подкреплений, и осознает это, то у него, вероятнее всего, развивается положительная «Я-концепция». Если другие отвергают его, выставляют на посмешище, принижают, больше критикуют (т.е. он получает больше негативных подкреплений), то, вероятнее всего, у него будет развиваться отрицательная «Я-концепция». В качестве значимых других выступают родители, сверстники, учителя. Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для формирования и «оформления» центральных «Я-установок» в подростковом возрасте.
Воспитание детей в семье.Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное влияние на развитие «Я-концепции» личности. Большинство психологов разделяют ту точку зрения, что первые 5 лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми. Психологами предпринимались многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории. Вместе с тем, исследования доказали существование определенных корреляций и тенденций в формировании типов личности в зависимости от отношения родителей к ребенку.
Зарубежные авторы выделяют две возможные модели взаимодействия с ребенком.
Во-первых, авторитарность, безразличие, отвержение, вседозволенность.
Во-вторых, теплота, забота, уважение детей, разумный контроль, проявляемые родителями в воспитании детей.
Некоторые из основных результатов указанных исследований кратко можно свести к следующему резюме. Родители детей с высокими «Я-оценками» постоянно проявляют искреннюю заинтересованность в благополучии ребенка, теплоту и заботу о нем. Они проявляют меньше снисходительности, вседозволенности, опираются на высокие стандарты поведения и подкрепляют их соответствующими правилами. В практике воспитания больше применяются поощрения, чем наказания. Четко устанавливаемые ребенку границы поведения допускают применение родителями менее жестких форм наказания. Существование ограничений обеспечивает ребенку тот социальный мир, в котором он может достигать успеха.
Наоборот, родители детей с низкими «Я-оценками», как правило, придерживаются второй из тенденций. Они проявляют такие качества, как применение жестких наказаний, безусловность подчинения ребенка требованиям родителей в сочетании с элементами вседозволенности. Такие родители чаще демонстрируют эмоциональную холодность, они безразличны и малообщительны, противоречивы во взаимоотношениях с детьми. Несогласованные реакции родителей такой ребенок воспринимает как подтверждение отвержения, враждебности и отсутствие принятия его со стороны родителей.
Социальная психология признает детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу «Я-концепции», в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических формулировках. Такой взгляд во многом обязан школе символического интеракционизма в социальной психологии. В частности, Ч. Кули (1902 г.) предложил концепцию зеркального Я. В его подходе считается, что «Я-концепция» формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами.
Г. Мид (1934г.) в своей теории «обобщенного другого» главным предусловием развития «Я-концепции» считал способность индивида принимать роль другого. Процесс этот существует для того, чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирования «Я-концепции» и внутренней регуляции поведения индивида. Однако представление о «Я-концепции» как о преимущественно интерпсихическом феномене может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя есть много свидетельств тому, что Я-концепция индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, при психотерапии), нельзя игнорировать также многократно эмпирически подтвержденный факт о трансситуациональной согласованности Я-концепции здоровой личности.
Психологический термин «Я» в русском языке неоднозначен. С одной стороны, «Я» - это, как уже говорилось, результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему ощущать и переживать собственные физические и психические состояния, осознавать себя субъектом деятельности. С другой стороны, собственное «Я» человека является для него и объектом самопознания. В этом случае в состав «Я» человека входит его самовосприятие и самопонимание. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет «Я-концепцию» личности. Каждый из нас не только видит себя определенным образом, но также оценивает себя и свое поведение. Такой оценочный аспект «Я» называется самооценкой. Для измерения ее используется шкала самооценки, которая позволяет выявить общую самооценку, которую индивид дает себе. По данным исследований, люди с высокой самооценкой думают о себе хорошо, ставят перед собой соответствующие цели, принимают во внимание мнения других людей для увеличения своих успехов, хорошо справляются с трудными ситуациями. Люди с низкой самооценкой, с другой стороны, не очень хорошо думают о себе, часто выбирают нереалистические цели или вообще уклоняются от каких-либо целей, с пессимизмом смотрят в будущее и враждебно реагируют на критику или другие виды негативной обратной связи.
Исследования показывают, что уровень самооценки личности связан с когнитивными аспектами «Я-концепции». У тех людей, для которых позитивные аспекты Я являются более важными, подразделение информации о себе на позитивную и негативную может быть частью процесса, способствующего исключению, в конце концов, негативной информации из памяти. А это, в свою очередь, удаляет такую информацию из «Я-концепции». С другой стороны, людям, которым негативные аспекты Я кажутся более важными, психологически более приемлемо смешивать в своем сознании вместе позитивные и негативные аспекты Я.
Рассматривая проблемы самосознания, исследователи выделяют его два типа. Частное самосознание – это временное состояние осознания индивидом скрытых, частных аспектов своего Я, в то время как общественное самосознание – это временное состояние осознания индивидом общественных аспектов Я. Люди, которым в большей степени присуще частное самосознание, много думают о себе, пытаются понять себя, и более внимательны к своим внутренним чувствам. Люди, которым более свойственно общественное самосознание, озабочены собственной независимостью и вопросами идентичности.
Проблема идентичности тесно связана с «Я-концепцией». Э. Аронсон говорит, что идентичность – это продукт, результат процесса идентификации. Этот процесс есть реакция индивида, вызванная желанием походить на человека или группу, оказывающих социальное влияние.
В СССР впервые проблему идентичности начал изучать Ю.Емельянов, который употреблял в качестве синонима также термин самотождественность. С его точки зрения, идентичность – это чрезвычайно тонкое чувство уверенности в своей собственной определенности. Мы далеко не всегда связываем наше Я со всей совокупностью происходящих с нами событий, и идей, нас посещающих. Мы отождествляем себя только с теми событиями и идеями, которые поддаются согласованию и упорядочиванию. Изменения должны быть преобразованы в непрерывность, воспринимаемую как непротиворечивая целостность. Наше Я должно переживаться нами как постоянная величина, как возможное полное подобие самому себе. Успокоительное чувство самотождественности индивид испытывает до тех пор, пока ему удается придавать изменениям смысл непрерывности, обеспечивая устойчивость «Я-образов» относительно актуального поведения и «идеального Я». Ю. Емельянов считал, что реакцией индивида на действия и позицию социального окружения может быть возникновение четырех форм идентичности.
1. Предписанная идентичность. Возникает в тех социальных условиях, когда индивид вынужден принять ту или иную форму тождественности.
2. Негативная идентичность, внешним проявлением которой выступают нецензурные выражения, черный юмор, моральное отупение. Часто возникает у мигрантов, представителей группы риска, невротиков. Такая форма идентичности возникает в случае посягательств внешней среды на присвоенную индивидом ценность. Рассуждения человека в этом случае строятся по следующей схеме. «Если окружение не хочет признавать меня в заявленном мною ценностном качестве, то пусть я буду таким, каким они меня считают, или еще хуже».
3. Полемическая идентичность. Выступает как вариант активной защиты выбранной идентичности. В этом случае субъект агрессивно завышено оценивает себя, отстаивая достоинства принадлежности к той или иной группе. Полемический накал может привести к тому, что присваиваемые общности свойства оказываются весьма далекими от реальности.
4. Символическая идентичность. Выражается в избирательном невнимании к сигналам реальности. «Я-концепция» индивида нагружается символизмом в той мере, в какой освобождается от реальности. Индивид больше озабочен тем, чтобы избавиться от сообщений реальности, чем необходимостью получить информацию о том, что происходит в действительности.
Д. Майерс считает, что ощущение самих себя лежит в центре нашего мира. Рассматривая себя обычно как центральное звено, мы обычно переоцениваем, в коей мере поведение других направлено на нас. И часто берем на себя ответственность за события, в которых играем лишь небольшую роль. Это иллюзия имеет и позитивную сторону, поскольку именно на ней базируется наше самоуважение или чувство собственного достоинства. Содержательная часть идентичности очень сильно зависит от культуры, в которой живет индивид. Западный тип идентичности – это информация о самом себе, о своих особенностях. Здесь оценка себя и своей группы другими не имеет большого значения. Восточный тип идентичности – это информация о группах, членом которых является индивид. Японские психологи называют его взаимозависимым Я. Главной целью индивида с восточным типом идентичности является достижение гармонии в отношениях с сообществом и получение его поддержки.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 6010;