Вооружение рыцарей с XI по XVI в.

РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА

С 1100 по 1300 г. в Европе образовалось 12 ры­царских духовных орденов. Наиболее мощными и жизнеспособными оказались три: орден тамплие­ров, орден госпитальеров и Тевтонский орден.

ТАМПЛИЕРЫ. Официально этот орден назы­вался «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма. (Его резиденция находилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломона (tample — храм (франц.)). Самих же рыцарей называли храмовни­ками. Создание ордена было про­возглашено в 1118—1119 гг. де­вятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани. Девять лет эти девять рыцарей хранили молчание, о них не упоминает ни один хро­нист того времени. Но в 1127 г. они возвратились во Францию и заявили о себе. А в 1128 г. цер­ковный Собор в Труа (Шампань) официально признал орден.

На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачу­щих на одной лошади, что долж­но было говорить о бедности и о братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмико­нечным крестом.

Целью его членов было «по возможности заботиться о доро­гах и путях, а особенно об охра­не паломников». Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т.д. Рыцари долж­ны были дать три обета: целомуд­рия, бедности и послушания. Дисциплина была жёсткой: «Ка­ждый совершенно не следует соб­ственной воле, но более заботится о том, чтобы по­виноваться приказывающему». Орден становится самостоятельной боевой единицей, подчиняющейся только Великому магистру (им сразу был провоз­глашён де Пейнс) и Папе римскому.

С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе. Во­преки и одновременно благодаря обету бедности ор­ден начинает накапливать большие богатства. Каж­дый вступающий безвозмездно приносил в дар ор­дену своё состояние. Крупные владения орден по­лучил в подарок от французского короля, англий­ского короля, знатных сеньоров. В 1130 г. тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Анг­лии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португа­лии, а к 1140 г. — и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле. К тому же храмовники не только охраняли паломников, но и считали сво­им прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их.

Тамплиеры к XII в. стали обладателями неслы­ханных богатств и владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот. Они ссу­жали деньги обедневшим монар­хам и тем самым могли влиять на государственные дела. Кстати, именно тамплиеры первыми вве­ли бухгалтерские документы и банковские чеки.

Рыцари Храма поощряли раз­витие науки, и не мудрено, что многие технические достижения (например, компас) оказывались в первую очередь у них в руках. Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых — это была одна из обязанностей ордена.

В XI в. тамплиерам как «храб­рейшим и опытнейшим в ратном деле людям» была дарована кре­пость Газа в Святой земле. Но за­носчивость принесла немало вре­да «воинам Христовым» и яви­лась одной из причин поражения христиан в Палестине. В 1191 г. рухнувшие стены последней обо­роняемой тамплиерами крепости Сен-Жан-д'Акр погребли не только храмовников и их Вели­кого магистра, но и славу ордена как непобедимого воинства. Тамплиеры перебрались из Па­лестины сначала на Кипр, а за­тем окончательно в Европу. Ог­ромные земельные владения, мощные финансовые средства и наличие рыцарей ордена среди высоких сановников заставляло пра­вительства Европы считаться с тамплиерами и час­то прибегать к их помощи в качестве третейских судей.

В XIII в., когда Папа объявил крестовый поход против еретиков — катаров и альбигойцев, тамп­лиеры, опора католической церкви, чуть ли не от­крыто выступили на их стороне.

В своей гордыне тамплиеры возомнили себя все­могущими. В 1252 г. английский король Генрих III, возмущённый их поведением, пригрозил храмовни­кам конфискацией земельных владений. На что Ве-

Тамплиер.

ликий магистр ответил: «Пока Вы творите справед­ливость, Вы будете править. Если же Вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королём». И это была не простая угроза. Орден мог это сделать! Ры­царями-храмовниками были многие влиятельные люди в королевстве, а воля сюзерена оказалась ме­нее священна, чем клятва верности ордену.

В XIV в. король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от строптивого ордена, который за неимением дел на Востоке начал вмешиваться, и очень активно, в государственные дела Европы. Филиппу совсем не хотелось оказаться на месте Генриха Английского. К тому же королю было не­обходимо решить свои финансовые проблемы: он задолжал тамплиерам огромные деньги, а отдавать их совсем не хотелось.

Филипп пошёл на хитрость. Он попросил при­нять его в орден. Но Великий ма­гистр Жан де Мале вежливо, но твёрдо отказал ему, поняв, что король хочет в будущем занять его место. Тогда Папа римский (которого посадил на престол Филипп) предложил ордену там­плиеров объединиться с вечными соперниками — госпитальерами. В таком случае независимость ордена была бы утрачена. Но ма­гистр опять отказался.

Тогда в 1307 г. Филипп Кра­сивый приказал тайно аресто­вать всех тамплиеров на террито­рии королевства. Их обвинили в ереси, в служении дьяволу и в колдовстве. (Этому дали повод таинственные обряды посвяще­ния в члены ордена и последую­щее сохранение тайны его дея­ний.)

Семь лет длилось следствие. Под пытками храмовники при­знались во всём, но во время пуб­личного суда отреклись от своих показаний. 18 марта 1314 г. Ве­ликого магистра де Мале и при­ора Нормандии сожгли на мед­ленном огне. Перед смертью ве­ликий магистр проклял короля и Папу римского: «Папа Климент! Король Филипп! Не пройдёт и года, как я призову вас на суд Божий!» Проклятие сбылось: Папа умер через две недели, а король — осенью. Скорее всего их отравили хра­мовники, искусные в изготовлении ядов.

Хотя Филиппу Красивому не удалось организо­вать преследование тамплиеров во всей Европе, бы­лое могущество храмовников было подорвано. Ос­татки этого ордена так и не смогли объединиться, хотя его символику продолжали использовать. Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров: белым полотнищем с красным восьми­конечным крестом.

ГОСПИТАЛЬЕРЫ. Официальное название — «Орден всадников гос­питаля святого Иоанна Иерусалимского» (gospitalis — гость (лат.); первоначально слово «госпи­таль» означало «странноприимный дом»). В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был ос­нован госпиталь для паломников к святым местам. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными. Оно крепло, увеличивалось, начало оказывать достаточно сильное влияние и в 1113 г. было официально признано Папой в качест­ве духовно-рыцарского ордена.

Рыцари принимали три обета: бедности, цело­мудрия и послушания. Символом ордена стал вось­миконечный белый крест. Первоначально он нахо­дился на левом плече чёрной мантии. У мантии бы­ли очень узкие рукава, что симво­лизировало отсутствие свободы у инока. Позднее рыцари стали но­сить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелла­ны и служащая братия. С 1155 г. во главе ордена становится Вели­кий магистр, которым был про­возглашён Раймонд де Пюи. Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул. Члены капитула отдавали Вели­кому магистру кошель с восемью динариями, что должно было сим­волизировать отказ рыцарей от богатства.

Первоначально главной зада­чей ордена был уход за больными и ранеными. В главном госпитале в Палестине размещалось около 2 тыс. коек. Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам, устраивали для них три раза в не­делю бесплатные обеды. Госпита­льеры располагали приютом для подкидышей и грудных младен­цев. Для всех больных и раненых были одинаковые условия: одеж­да и пища одного качества вне за­висимости от происхождения. С середины XII в. главной обязанностью рыцарей ста­новится война с неверными и охрана паломников. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Ев­ропе.

В конце XII в., когда христиан выбили из Па­лестины, иоанниты обосновались на Кипре. Но это положение мало устраивало рыцарей. И в 1307 г. Великий магистр Фалькон де Вилларет повёл иоаннитов на штурм острова Родос. Местное население, боясь потерять свою независимость, яростно сопро­тивлялось. Однако через два года рыцари оконча­тельно укрепились на острове и создали там силь-

 

Госпитальер.

ные оборонительные сооружения. Те­перь госпитальеры, или, как их стали называть, «родосские рыцари», стали форпостом христиан на Востоке. В 1453 г. пал Конс­тантинополь — Малая Азия и Греция полностью оказались в руках турок. Рыцари ожидали напа­дения на осжров. Оно не замедлило последовать. В 1480 г. турки атаковали остров Родос. Рыцари вы­стояли и отбили нападение. Иоанниты просто «мо­золили султану глаза» своим присутствием у самых его берегов, мешая хозяйничать на Средиземном море. Наконец терпение турок истощилось. В 1522 г. султан Сулейман Великолепный поклялся изгнать христиан из своих владе­ний. Остров Родос осадила 200-тысячная армия на 700 кораблях. Иоанниты держались три месяца, прежде чем Великий магистр Вилье де Лилль Адан сдал свою шпагу султану. Султан, уважая мужество противников, отпустил рыцарей и даже помог им с эваку­ацией.

У иоаннитов почти не было зе­мель в Европе. И вот защитники христианства прибыли к берегам Европы, которую они столь долго обороняли. Император Священ­ной Римской империи Карл V предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архи­пелаг. Отныне рыцари-госпита­льеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Мальтий­цы продолжили свою борьбу с турками и морскими пиратами, благо орден располагал своим флотом. В 60-х гг. XVI в. Вели­кий магистр Жан де ла Валлетт, имея в своём распоряжении 600 рыцарей и 7 тыс. солдат, отразил нападение 35-тысячной армии от­борных янычар. Осада длилась четыре месяца: рыцари потеряли 240 кавалеров и 5 тыс. солдат, од­нако отбились (см. ст. «Турецкие завоевания»).

В 1798 г. Бонапарт, отправля­ясь с армией в Египет, взял штурмом остров Мальта и изгнал оттуда мальтийских рыцарей. В очередной раз иоанниты оказались бездомными. На этот раз они нашли приют в России, императора которой, Павла I, они провозгласили в знак благодарности Великим магистром. В 1800 г. остров Мальта был захвачен англичанами, которые не собирались возвращать его мальтийским рыцарям.

После убийства Павла I заговорщиками у иоаннитов не было Великого магистра и постоянной штаб-квартиры. Наконец, в 1871 г. Великим ма­гистром был провозглашён Жан-Батист Чесчиа-Санта-Кроче.

Уже с 1262 г., чтобы вступить в орден госпитальеров, необходимо было иметь благородное проис­хождение. Впоследствии существовали две катего­рии вступающих в орден — рыцари по праву рож­дения (cavalieri di giustizzia) и по призванию (cavalieri di grazzia). В последнюю категорию попадают люди, которые не должны представлять доказа­тельств благородного происхождения. Им достаточ­но было доказать, что их отец и дед не были рабами и ремесленниками. Также в орден принимались мо­нархи, доказавшие свою верность христианству. В Мальтийском ордене могли состоять и женщины. Великие магистры выбирались только из рыца­рей благородного происхождения. Великий ма­гистр был почти что суверенным государем о. Мальта. Символами его власти являлись корона, «ки­нжал веры» — меч и печать. От Папы римского Великий магистр получил звание «стража иеруса­лимского двора» и «блюстителя рати Христовой». Сам же орден назывался «Державным орденом св. Иоанна Иерусалимского».

Рыцари имели определённые обязанности перед орденом — они не могли покинуть казармы без разрешения Великого магист­ра, проводили в общей сложности 5 лет в конвенте (общежитии, точнее — казарме рыцарей) на о. Мальта. Рыцари должны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет — эта обязан­ность называлась «караван».

К середине XIX в. Мальтий­ский орден превращается из во­енной в духовно-благотворитель­ную корпорацию, коей остаётся и поныне. Резиденция мальтий­ских рыцарей сейчас находится в Риме.

Крест Мальтийского ордена служил с XVIII в. одной из выс­ших наград в Италии, Австрии, Пруссии, Испании и в России. При Павле I он назывался кре­стом Св. Иоанна Иерусалимско­го.

ТЕВТОНЦЫ (ТЕВТОНСКИЙ, ИЛИ НЕМЕЦ­КИЙ ОРДЕН. «ОРДЕН ДОМА СВЯТОЙ МА­РИИ ТЕВТОНСКОЙ»).

В XII в. в Иерусалиме существовал госпиталь (странноприимный дом) не­мецкоязычных паломников. Он и стал предшест­венником Тевтонского ордена. Первоначально тев­тонцы занимали подчинённое положение по отно­шению к ордену госпитальеров. Но затем в 1199 г. Папа римский утвердил устав ордена, а Генрих Вальпот был провозглашён Великим магистром. Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распрост­ранились все привилегии, которые имели и другие, старшие ордена тамплиеров и иоаннитов.

Тевтонец.

Рыцари ордена давали обеты целомудрия, послу­шания и бедности. В отличие от других орденов, рыцари которых были разных «языков» (нацио­нальностей), Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей.

Символами ордена были белый плащ и простой чёрный крест.

Тевтонцы очень быстро оставили свои обязаннос­ти по охране паломников и лечению раненых в Па­лестине. Любые попытки вмешательства тевтонцев в дела мощной Священной Римской империи были пресечены. Раздробленная же Германия не давала возможности развернуться, как это сделали тамп­лиеры во Франции и Англии. Поэтому Орден стал заниматься «благой деятельностью» — огнём и ме­чом нести слово Христово в восточные земли, пре­доставив сражаться за гроб Господень другим. Зем­ли, которые завоёвывали рыцари, становились их владением при верховной власти ордена. В 1198 г. рыцари стали основной ударной силой крестового похода против ливов и покорили Прибалтику, в на­чале ХШ в. основав г. Ригу. Так образовалось госу­дарство Тевтонского ордена. Далее, в 1243 г. рыца­ри покорили пруссов и отобрали у Польского го­сударства северные земли.

Существовал ещё один немецкий орден — Ливон­ский. В 1237 г. Тевтонский орден объединился с ним и решил двинуться на завоевание северных русских земель, расширяя свои границы и ук­репляя влияние. В 1240 г. союзники ордена — шведы потерпели сокрушительное поражение от князя Александра Ярославича на Неве. А в 1242 г.

та же участь постигла и тевтонцев — погибло около 500 рыцарей, а 50 было взято в плен. План присоединения рус­ской территории к землям Тевтонского ордена по­терпел полный крах.

Тевтонские Великие магистры постоянно опаса­лись объединения Руси и любыми способами пы­тались этому помешать. Однако на их пути стал мощный и опасный враг — Польско-Литовское го­сударство. В 1409 г. между ним и Тевтонским ор­деном вспыхнула война. Объединённые силы в 1410 г. в битве при Грюнвальде разбили тевтонских рыцарей. Но на этом несчастья Ордена не закончи­лись. Великий магистр ордена, как и у мальтийцев, являлся суверенным государем. В 1511 г. им стал Альберт Гогенцоллерн, который, будучи «добрым католиком», не поддержал Реформацию, борющую­ся против католической церкви. А в 1525 г. он про­возгласил себя светским государем Пруссии и Бранденбурга и лишил орден как владений, так и при­вилегий. После такого удара тевтонцы уже не оп­равились, и орден продолжал влачить жалкое су­ществование.

В XX в. германские фашисты превозносили прежние заслуги ордена и его идеологию. Они ис­пользовали и символику тевтонцев. Вспомните, же­лезный крест (чёрный крест на белом фоне) — важ­ная награда «третьего рейха». Однако самих членов ордена преследовали, видимо, как не оправдавших доверия.

Тевтонский орден существует в Германии и по сей день.

ГЕРАЛЬДИКА

У Аякса, помните,

Был на щите представлен змей свернувшийся,

И семеро у Фив таким же образом

Щиты снабдили знаками особыми.

Там можно было видеть звёзды с месяцем

Или мечи, и факелы, и лестницы,

Угрозу городов во время приступа,

В резьбе или в изображенье выпуклом.

Так говорит о гербах древности и средневековья Мефистофель в трагедии Гёте «Фауст»...

Одной из вспомогательных исторических дис­циплин является геральдика — наука о гербах и эмблемах.

Кому-то может показаться, что для истории ге­ральдика не представляет интереса. Однако щитки, кресты, розетки, девизы могут, как своеобразная визитная карточка, рассказать многое о странах, городах, людях.

Хотя слова «герб», «герольд» (составитель гер­бов) и законы геральдической символики появи­лись только в Средние века, корнями они уходят в

первобытные времена. Предшественниками гербов и эмблем можно считать изображения тотемов — животного, растения или предмета, которым по­клонялось то или иное племя. Например, в могиль­никах племён, живших на берегах морей, находят фигурки черепахи, нырка или дельфина, у племён степей — фигурки змеи, лесных племён — медведя, оленя или волка, считавшихся «предками» или бо­жествами. Такой же характер носят изображения растений — ели на Европейском Севере, оливы в Средиземноморье, лотоса в Северной Африке и Юж­ной Азии. В редких случаях символами служили предметы неживой природы, которым поклоня­лись: метеоритный камень, упавший с неба, рако­вина. Особую роль играли знаки Солнца, Луны, волны (воды).

Подобные символы существовали и в древней­ших государствах, образовавшихся в районе рассе­ления того или иного племени. Их можно увидеть на табличках с печатями и первых монетах (с VII в. до н. э..). Так, на печатях Древнего Египта появи­лись изображения богов и священных животных; корова — на известной печати из индийского города

Мохенджо-Даро. На монетах Афин изо­бражали сову — птицу богини Афины; Эгины — черепаху, Пантикапея — ми­фического грифона, ставшего гербом и современной Керчи. Наряду с этим у греков появляются изобра­жения богов: на афинских монетах — Афина, дель­фийских — Аполлон (см. ст. «Нумизматика»). Зна­ки царской власти становятся символами боль­ших монархий. Например, двойная секира была изображена на стенах дворцов критских царей («Лабиринт» — в буквальном переводе «дво­рец двойной секиры»). Восьмиконечная звезда встречается на личных вещах царей Македонии.

В более поздние времена в сим­волах городов и государств появ­ляются изображения знамени­тых достопримечательностей: у Родоса — Колосса, Александрии — Фаросского маяка и плывущего ко­рабля; на монетах Сердики (совре­менная София) в III в. н. э.. — храм Аполлона, который вошёл как один из символов в современ­ный герб столицы Болгарии. Были в древности прообразы личных гербов знатных людей, о чём оставил свидетельство Эсхил в трагедии «Семеро против Фив»: вожди, осаждаю­щие город Фивы, стоят против городских ворот, подняв щиты с изображениями звёзд и месяца, ге­роя с факелом, огнедышащего чудовища Тифона.

Символом Римской империи со времён Юлия Цезаря стал им­ператорский жезл с фигурой ор­ла (священной птицы Юпитера). После перенесения столицы в Константинополь в 330 г. импе­ратор Константин ввёл новую эмбле­му: чёрного двуглавого орла на золо­том фоне — символ власти императора над Западом и Востоком империи. Дву­главый орёл сохранился и как герб Византийской империи. В начале её существования императоры пыта­лись восстановить Римскую им­перию, а затем две головы ор­ла, обращённые в разные сто­роны, стали восприниматься как символ географического расположения Византии на стыке Европы и Азии. Впоследствии от римского и ви­зантийского орлов произошли гербы многих империй: Свя­щенной Римской (одноглавый чёрный), Арабского халифата, России (двуглавый чёрный). От орла Священной Римской империи впоследствии «отпочковались» австрийский, гер­манский и испанский (с 1521 г., когда императором стал испанский король Карл V, а его потомки — ветвь Габсбургов — оставили на гербе Испании им­перскую птицу). От византийского орла помимо российского произошёл албанский, без имперских








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1605;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.