Гербы итальянских городов.

знаков власти, когтей и раскрытого клюва — символ борьбы против турец­кого ига. Жёлтый орёл халифов возро­дился в Новейшее время в беркутах, халзанах и соколах гербов ряда арабских стран.

Если в раннем средневековье в Западной Европе гербовые символы имелись лишь у высшей фео­дальной знати, то в XII—XIII вв. гербы оформились у крупных и мелких феодалов, а к XIV—XV вв. — у городов, гильдий, цехов и университетов. В это время уже имелись люди, специально составляв­шие гербы, — герольды. Они разрабатывали прин­ципы составления прежде всего государственных и личных феодальных гербов. Само слово «герб» оз­начает по-немецки «наследство» (Erbe). Изначаль­но гербы помещались на боевом щите, имевшем раз­личную форму: итальянский — овальную, норман­нский — треугольную, французский — прямо­угольную с закруглением или выступом вниз, не­мецкий — вырезную. Чёткую символику стали иметь цвета: красный подчёркивал страсть (цвет ог­ня), голубой или синий — честь, возвышенность (цвет воздуха), пурпурный — власть, зелёный озна­чал свободу (вода), чёрный — постоянство (земля), золотой (жёлтый) подчёркивал знатность, серебря­ный (белый) — благородство. Таким образом, пер­воначальное толкование цветовой символики было узкофеодальным, но впоследствии значительно рас­ширилось, и красный цвет воспринимался как цвет борьбы (крови), жизни (солнца). В этих значениях он ранее уже использовался народными движения­ми на Востоке (восстание «краснобровых» в Китае в I в. н. э.., восстание «краснознамённых» в Иране в 772 г.). Зелёный цвет стал цветом живой природы, обновления, надежды, молодости, синий — цветом мира, чёрный — скорби, траура (лишь с позднего средневековья), белый — вечности, жёлтый — сла­вы. Как правило, именно в этих значениях цвета используются в гербах и флагах в наши дни. Лишь в редких случаях допускаются нетрадиционные цвета (например, оранжевый цвет князей Оранских в Голландии XVI—XVIII вв.).

В средние века целые гербовые щиты или части их начали заполнять сплошной или полосной ок­раской с изображениями и без. К геральдическим элементам отнесли линии и кресты, к негеральди­ческим — естественные (люди, животные, расте­ния, светила и стихии (например, туча)), искусст­венные (оружие, богиня, корабль и т.д.), легендар­ные (дракон, кентавр и др.) изображения. Все фи­гуры имели чёткое значение: лев — отвага, гнев, великодушие; роза — чистота, святость (однако под гербами Алой и Белой розы в Англии произошла кровопролитная война), лилия — расцвет (королев­ский и государственный французский герб), гриф — свирепость, единорог — непобедимость, ключ — открытость. Важно и то, как изображены фигуры: открытые ворота символизируют гостеприимство. Эти же фигуры на гербах Пуатье, Праги, Буды, Ри­ги говорят о занятии торговлей. Поднятый меч оз­начает оборону, опущенный — мир. На гербе девиз стали помещать обычно на ленте, а девизы на ободке щита были известны ещё с древности. Девиз фео­дала красноречиво говорил о его жизненных прин­ципах: «Я не король и не принц, а сеньор де Куси!», «Герцог Савойи, иду своей дорогой». Девиз англий­ских королей: «Бог и моё право!» Чем дальше, тем чаще практиковались гербы, разделённые на части, с различной символикой: ведь число людей с дво­рянским званием росло и надо было разнообразить их символику.

К XV в. сложилось большинство современных европейских государственных гербов. Львы с атри­бутами власти и силы стали символами Англии, Швеции, Дании. На гербе Польши в XIII в. в период борьбы с агрессией немецких феодалов в отличие от чёрного германского появился белый орёл в крас­ном поле, смотрящий в противоположную сторону. На гербах Болгарии и Чехии — белые львы без ког­тей и оружия — символ мира.

В период бурного роста самоуправляющихся го­родов в Европе появилось много городских гербов. Ряд гербов являются «говорящими» — объясняют название города (на гербе Гранады — гранат, Бер­лина — медведь (от западнославянского «берл» — медведь)). В ряде случаев отображена легенда о воз­никновении города (ладья в гербе Парижа). Башни на городских гербах говорят об их укреплённости.

Просты для понимания гербы ремесленных це­хов, отразившие рост самосознания горожан. Бу­лочники изображали на гербе крендель, кузнецы — молот, цирюльники — ножницы.

В Азии и частично Восточной Европе оказался распространённым восточный тип герба — круг­лый. Их символика значительно отличается от ев­ропейской. Так, роза в мусульманских странах оз­начала любовь, змея — мудрость (а в Европе — коварство). Место христианского креста в Азии за­нимают полумесяц и звезда, древневосточный знак Инь и Ян (единство противоположностей — две ры­бы, соединённые в круге; встречается в Китае, Мон­голии, Корее). В Японии роль гербов играют круг­лые моны — знаки личной собственности. Интерес­но, что в XII в. моны могли иметь лишь крупные феодалы; в XIV в. такое право получили и самураи, в XVI в. — все дворяне, в XVII в. — купечество, в XVIII в. — частично ремесленники и крестьяне, а после буржуазной революции 1868 г. — все япон­цы. Государственным гербом стал императорский мон — жёлтая хризантема. А индийцы употребля­ли многие века лишь один гербовый символ — знак Солнца, занявший место и в современной эмблема­тике страны.

За последние 200 лет начиная с образования США и особенно с Французской революции миро­вая геральдика претерпела значительные измене­ния. В обиход ряда стран широко вошли такие эм­блемы, как равноконечные звёзды (звезда — символ стремления к высокой цели), факел (символ рево­люции), оливковая и пальмовая ветви (символы славы и мира), фригийский колпак народных масс

— признанный революционный символ Франции; секира, венки — дубовый, оливковый, лавровый, пальмовый и т.д., заменившие в республиканских

государствах короны. В латиноамериканских стра­нах, завоевавших независимость, были восстанов­лены древние индейские символы — орёл, побеж­дающий змею (Мексика), радуга.

Большое влияние на мировую геральдику оказа­ло появление советской символики — серпа и мо­лота, венка из колосьев, изображения страны на фоне земного шара, символов труда — шестерёнки, плуга — при округлой форме герба. Интересно, что аналогично преобразовали свои гербы не только страны, входившие в социалистический лагерь, но и Италия (оливковый венок и шестерёнка), Новая Зеландия, Сенегал, Шри-Ланка, а австрийский орёл вместо меча и державы изображён с серпом и

молотом в лапах. Новая символика ока­залась удачной и оригинальной.

За последние десятилетия с образо­ванием новых независимых государств появились и другие совершенно новые геральдические формы и символы. Так, у гербов ряда африканских стран — форма ромба с округлёнными левым и правым углами. В Африке получили распространение сим­волы чёрной звезды — стремления Чёрного конти­нента к независимости; антилопы, страуса. В стра­нах Карибского бассейна популярен корабль, озна­чающий путь к новым горизонтам...

Так знание основ геральдики и в наше время поможет лучше ориентироваться в государственной символике различных стран мира.








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1875;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.