Население сел и городов. Развитие ремесла и торговли.
«Русская Правда»
«Русская правда» – первый сборник юридических актов Древней Руси, созданный на основе обычного права и княжеских уставов. Существует три редакции данного памятника: краткая(нач. XI в.),пространная (XII в.) и сокращенная из пространной (XIII в.). Создателями этого документа традиционно считают Ярослава Мудрого («Правда Ярослава»), его сыновей («Правда Ярославичей») и внука – Владимира Мономаха («Устав Владимира Всеволодовича»). «Русская правда» включает нормы уголовного, гражданского и процессуального права. В силу того, что община (вервь) по-прежнему преимущественно управлялась обычным правом, указанный свод законов, в первую очередь, регулировал правовые отношения при княжеском дворе и определял обязанности общины по отношению к князю.
Стремясь к упразднению такого наследия родоплеменных отношений как кровная месть, «Русская правда» постепенно сужает сферу ее применения и ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками либо заменяет месть денежным штрафом – вирой. Виру платили князю, а родичи потерпевшего получали компенсацию – головничество. «Правда Ярославичей» полностью запрещает кровную месть, что свидетельствует об усилении роли государства в жизни общества. Размер виры прямо зависел от социального статуса пострадавшего. Убийство простого свободного человека «стоило» 40 гривен, «княжих мужей» – 80 гривен, а за убитого холопа хозяин получал возмещение 5 гривен как за порчу имущества. Дифференциация виры является доказательством того, что социальное расслоение было санкционировано государством.
«Русская правда» упоминает и особый тип виры – дикую (повальную) виру, которую платила вся вервь, если на ее территории произошло убийство, а преступник не был выдан властям. Сохранение дикой виры можно рассматривать как яркий пример круговой поруки в общине.
Последняя редакция Пространной Правды – «Устав Владимира Всеволодовича», приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113–1125 гг.) и, вероятно, его сына Мстислава Великого (1125–1132 гг.). Сократились проценты по долгам; облегчилось положение смердов, указывалось, кто может быть превращен в холопа. На Руси эпохи удельных государств управление и суд не были разграничены, а потому органы управления были одновременно и органами суда в подвластных сферах. По «Русской правде», суд по всем мирским делам сосредоточивался в руках князя как верховного законодателя, правителя и судьи. Князь отправлял правосудие лично или поручал это дело наместникам. В систему доказательств вины помимо свидетельств, присяги, поличного включался и «Суд божий» – испытание подозреваемого железом и водой.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 807;