Верденская операция Первой мировой войны. Французский обоз направляется на боевые позиции. 1916 г.
Верденская операция Первой мировой войны.
Солдаты у тяжёлого орудия на железнодорожной платформе.
Г.
её наступление против австро-венгерских войск, начавшееся в конце августа, развивалось успешно. К концу сентября она овладела всей Галицией, и появилась угроза русского вторжения в Венгрию и Силезию, важный индустриальный район Германии. В октябре—ноябре в междуречье Вислы и Варты развернулись ожесточённые сражения между германскими и австро-венгерскими войсками, с одной стороны, и русскими — с другой. Они не дали решающего перевеса ни одной из сторон.
Война приобрела затяжной характер. Началось соперничество воюющих держав за нейтральные страны. Германия и Австро-Венгрия нуждались в новых союзниках, чтобы восполнить быстро тающие сырьевые, продовольственные и людские ресурсы. Страны Антанты стремились не допустить прорыва международной изоляции, в которой фактически оказались «центральные державы» в начале войны. Что касается нейтральных стран, то некоторые из них сделали своё участие в войне предметом беззастенчивого торга.
Самым крупным «призом» в дипломатическом соперничестве воюющих держав выглядела Италия. Являясь союзницей Германии и Австро-Венгрии по договору 1882 г., она в начале войны предпочла нейтралитет, но после переговоров с обеими коалициями решила, что посулы Антанты выглядят заманчивей. 23 мая 1915 г. Италия объявила войну Австро-Венгрии. Однако надежды, которые возлагали на неё союзники, оправдались далеко не в полной мере. Неоднократные попытки итальянских войск прорвать оборону противника не имели успеха.
Зато удачно действовала австро-германская дипломатия на Балканах. Турция ещё в августе 1914 г. подписала с Германией союзный договор и спустя три месяца начала военные действия против России
на Чёрном море и в Закавказье, а против Великобритании — в Месопотамии и Египте. Долго колебалась Болгария, но к концу 1915 г. она сочла, что шансы «центральных держав» на победу предпочтительней. 14 октября её армия перешла сербскую границу и поддержала наступление германских и австро-венгерских войск, в результате которого к началу 1916 г. Сербия и Черногория были захвачены, а остатки их армий вытеснены на греческий остров Корфу. После такого поражения слабым утешением для Антанты служило согласие Греции на высадку англо-французских войск в Салониках и создание на севере страны так называемого Салоникского фронта.
В результате увеличения числа воюющих государств в 1915 г. сложились основные фронты Первой мировой войны — в Европе и на Ближнем Востоке. Военные действия велись и в других районах мира — в Африке, на Дальнем Востоке, в Океании, — но в неизмеримо меньших размерах и были связаны главным образом с захватом германских колоний. Действия же военно-морских флотов в основном ограничивались охраной побережья и судоходства. Бесспорно, главными и решающими для хода войны были два фронта — французско-германский и австро-германо-русский, обычно именуемые Западным и Восточным.
Примерно равные по силам, которые участвовали в боях с обеих сторон, эти фронты отличались рядом особенностей. Западный по протяжённости вдвое-втрое уступал Восточному, зато превосходил его по плотности войск и вооружения. Это наряду с более густой сетью оборонительных сооружений, сплошной линией тянувшихся по обе стороны фронта от побережья Северного моря до границы Швейцарии, резко ограничивало возможности ведения на западе манёвренной войны. Уже с осени
1914 г. боевые действия там приобрели позиционный характер. При этом войска, лишённые подвижности, представляли отличную мишень для прицельного огня тяжёлой артиллерии и несли большие потери. В таких условиях наступательные операции редко приводили к прорыву фронта. Обычно они завершались захватом нескольких траншей, полностью разрушенных артиллерийским огнём и оставленных противником, который отходил на заранее подготовленные позиции в глубоких эшелонах обороны.
В 1915 г. на Западном фронте наблюдалось затишье, связанное с тем, что ударные силы германской армии были заняты на востоке. Но кампания 1916 г. ознаменовалась рядом крупных сражений. Среди них — знаменитая битва под Верденом, прославившая имена французских генералов Петэна и Нивеля. Эта крепость, вклинивавшаяся в позиции германских войск, являлась ключевым пунктом обороны французов. Если бы немцы её взяли, то открыли бы себе путь в глубь Франции. Сознавая, что Верден будет защищаться до последнего солдата, германское командование стремилось максимально обескровить противника. Верденская битва продолжалась 10 месяцев. Она вошла в историю не только как крупнейшее сражение Первой мировой войны, но и как пример бессмысленного кровопролития («Верденская мясорубка»). Немцы, так и не сумев овладеть крепостью, потеряли в боях до 600 тыс. солдат, французы — 358 тыс. Чтобы облегчить положение Вердена, англо-французские войска предприняли летом 1916 г. наступление на реке Сомме. Но, несмотря на трёхкратное превосходство в живой силе и артиллерии, они за 5 месяцев сумели продвинуться вперёд всего лишь на 10 км, потеряв до 900 тыс. солдат.
Протяжённость Восточного фронта, обусловившая рассредоточенность сил и средств, предоставляла противникам большие возможности для манёвренной войны. В январе 1915 г. русские войска возобновили наступление в Карпатах. В феврале активизировались и немцы в Восточной Пруссии. Но по-настоящему Восточный фронт пришёл в движение в мае, когда на русские позиции обрушилась мощная группировка германских и австро-венгерских войск под командованием генерала Макензена. Русская армия с боями отступила, оставив Польшу, Литву, Волынь, Галицию. Лишь осенью
1915 г. она закрепилась на новых позициях. С этого времени война на Восточном фронте также приобрела позиционный характер. Но ненадолго — летом
1916 г. русским войскам под командованием генерала Брусилова удалось прорвать оборону противника в районе города Луцка и вновь занять часть Галиции и Волынь.
Осенью 1916 г. Восточный фронт стал длиннее ещё на несколько сотен километров. 27 августа Румыния после долгих размышлений примкнула к Антанте и объявила войну Австро-Венгрии. Но румынская армия вскоре потерпела поражение. Чтобы спасти Румынию от разгрома, на помощь ей бы-
ли переброшены крупные русские силы, снятые с других участков фронта.
На исходе кампании 1916 г. страны Антанты, несмотря на большие территориальные потери, были исполнены оптимизма. Они сорвали стратегические замыслы противника и сумели оправиться от поражений первых лет войны. Благодаря многократному росту военного производства их склады ломились от запасов оружия и снаряжения. Не испытывали они серьёзных трудностей и с пополнением армий. На Западный фронт постоянно прибывали подкрепления из колониальных империй Великобритании и Франции: канадцы, австралийцы, индийцы, марокканцы, сенегальцы и прочие. В 1917 г. командование Антанты готовило наступление на всех фронтах.
Сложнее выглядели перспективы «центральных держав». Большое преимущество им давало то, что военные действия велись на чужой территории. В условиях позиционной войны они могли бы продержаться весьма долго, если бы не столкнулись с нехваткой основных ресурсов. Преодолеть её не удавалось ни закупками в нейтральных странах, ни расхищением богатств оккупированных районов Франции, Бельгии, России, Сербии. Совершенно невосполнимыми оказались людские потери. Затягивание войны реально грозило истощением ресурсов. С целью их экономии «центральные державы» в 1917 г. планировали перейти к обороне на всех фронтах.
Но в военные планы внесли коррективы социальные и политические потрясения, которые пережили воюющие государства.
Начало войны повсеместно вызвало прилив патриотических чувств, хотя с примесью национализма (свидетельством тому служат оскорбления и насилия, которым подвергались «враждебные» иностранцы). На короткое время в воюющих странах установилась атмосфера национального сплочения всех классов и партий во имя победы над внешним врагом. Во Франции оно получило название «священного единения», в Германии — «гражданского мира» и т. д. Вчерашние политические противники заявляли о прекращении распрей. Социалистические партии поддержали «буржуазные» правительства, к которым раньше находились в оппозиции, проголосовали за военные кредиты, а в некоторых странах даже приняли министерские портфели. Лишь небольшие революционные группы (большевики в России, революционные синдикалисты во Франции, «спартаковцы» в Германии и прочие) осудили эти действия как «предательство» трудящихся и социализма.
Однако патриотическая волна скоро пошла на убыль. Причиной тому были не только материальные лишения и человеческие жертвы, коснувшиеся большинства населения. Война теряла смысл по мере того, как таяли надежды на скорую победу. Вызывали возмущение непомерно высокие прибыли военных поставщиков. Возродилась и всё активнее заявляла о себе оппозиция. Одна её часть критиковала правительства за недостаточно энергичные ме-
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 852;