Расстрел коммунаров в Версале.
(I Интернационала). Политические разногласия затрудняли работу Коммуны. Довольно скоро в ней образовались «большинство» и «меньшинство», столкновения которых не раз ставили под угрозу единство коммунаров.
Коммуна заявила о своём намерении осуществить глубокие реформы, за которые боролось не одно поколение французских демократов — республиканцев и социалистов. Впечатляет простой их перечень: замена постоянной армии вооружением народа, демократизация государственного аппарата (включая выборность и сменяемость чиновников), справедливая организация труда, отделение церкви от государства, введение бесплатного, обязательного и светского обучения и т. д. Как ни оценивать замыслы Коммуны — иногда утопичные, — ясно, что масштаб их намного превосходил скромные возможности парижских реформаторов. Во многом поэтому они не продвинулись в их осуществлении дальше деклараций и первых скромных шагов. Более плодотворной оказалась деятельность Коммуны по удовлетворению насущных социально-экономических требований населения столицы. Среди принятых ею мер, целесообразность которых трудно оспорить, — списание задолженности по квартирной плате, безвозмездное возвращение владельцам вещей, заложенных в ломбарде на сумму не больше 20 франков, введение рассрочки на три года по коммерческим кредитам и др. Впрочем, и здесь не обошлось без курьёзов, к которым следует отнести попытку законодательно отменить ночной труд в пекарнях.
Да можно ли вообще строго судить хаотичные попытки реформ, предпринимавшихся Коммуной, если главной, всепоглощающей её заботой была война? В начале апреля начались столкновения федератов, как называли себя бойцы вооружённых отрядов Коммуны, с версальскими войсками. До середины мая они не принесли решающего успеха ни одной из сторон. Но силы были заведомо неравны. После того как не удалось заручиться поддержкой провинции, коммунарам оставалось рассчитывать только на себя. Зато Версальское правительство получало от командования германской армии помощь оружием, боеприпасами и солдатами из числа французских военнопленных, досрочно отпущенных на свободу.
Противники как будто старались превзойти друг друга в жестокостях и бесчинствах. Узнав, что версальцы расстреливают пленных коммунаров, Парижская коммуна приняла декрет о заложниках, грозивший репрессиями ни в чём не повинным жителям столицы, лишь заподозренным в симпатиях к Версалю. Уже после того как бои завязались на улицах Парижа и дни Коммуны были сочтены, была расстреляна часть заложников, среди них архиепископ Парижский, многие священники и монахи-доминиканцы. Столь бесчеловечные действия не имеют оправданий, равно как и беспримерный вандализм, проявленный коммунарами во время уличных боёв. Они умышленно подожгли ряд зданий в центре столицы, в том числе городскую ратушу, Дворец правосудия, Тюильрийский дворец, министерство финансов, дом Тьера. В огне погибли бесчисленные культурные и художественные ценности. Покушались поджигатели и на сокровища Лувра. Что касается версальцев, то они в эти дни залили кровью улицы Парижа. Жертвами их террора стали десятки тысяч граждан, убитых в боях, расстрелянных по приговору военно-полевого суда или вообще без суда и следствия. Десятки тысяч других были приговорены к тюремному заключению, каторге или ссылке.
«Кровавая неделя» 21—28 мая 1871 г. не только завершила недолгую историю Парижской коммуны, но и подвела её итог. Дорого обошлись Франции упрямство политиков, не желавших идти на компромиссы, и самомнение народных вождей, уверовавших в свою историческую миссию. Память людей на редкость избирательна. Для одних Коммуна навеки осталась мрачной, трагической страницей истории Франции, для других — светлым праздником торжества демократии и справедливости.
ЖОРЖ КЛЕМАНСО
Жорж Клемансо (1841—1929) — один из наиболее влиятельных политических и государственных деятелей Франции своего времени, прозванный «тигром» за страсть, которую вкладывал в борьбу.
Всю жизнь Клемансо любил Вандею — департамент на крайнем западе Франции, где он родился 28 сентября 1841 г. в местечке Муйерон-ан-Паре. Здесь прошли его детство и юность. Здесь были его семейные корни. Прадед Жоржа, служивший врачом, не упустил случая сделать карьеру при императоре Наполеоне I. Отец же, тоже врач, был убеждённым республиканцем и противником как монархии Луи-Филиппа, так и империи Наполеона III. Его идеалом была якобинская республика, а кумиром — Робеспьер. Под влиянием отца почитателем революции и сторонником республики стал и сын.
Клемансо не затруднялся в выборе профессии. Он и здесь продолжил семейную традицию. По окончании лицея он поступил в медицинское училище в Нанте, а в 1860 г. — на медицинский факультет Парижского университета — Сорбонны, откуда вышел пять лет спустя с дипломом врача. Но вместо того чтобы заняться профессиональной деятельностью, он в 1865 г. отправился в путешествие по Соединённым Штатам Америки. Отчасти причиной этого были неприятности с властями, возникшие у него в студенческие годы. За организацию антиправительственной демонстрации Клемансо был арестован и провёл за решёткой два с половиной месяца.
Но прежде всего им руководил интерес к демократическим учреждениям североамериканской республики, авторитет которой в его глазах лишь подняла недавняя отмена рабства в ходе войны Севера против Юга. Три года пробыл Клемансо за океаном, переезжая с места на место, зарабатывая на пропитание то корреспонденциями в парижские газеты, то уроками французского языка в женском колледже, на одной из учениц которого, Мэри Пламмер, он в конце концов женился.
Знакомство с Америкой оказалось для Клемансо поучительным. Не то чтобы она его разочаровала. Но он понял, что республиканская форма правления сама по себе не гарантирует ни чистоты нравов, ни подлинного народовластия, а лишь является условием постоянной борьбы за демократию.
На родину Клемансо вернулся незадолго до того, как в июле 1870 г. Наполеон III объявил безрассудную войну Пруссии. Францию она привела к национальной и социальной катастрофе — военному поражению, оккупации, потере части территории, гражданской войне. С самого начала Клемансо — в гуще политических событий. Он — свидетель революции 4 сентября, провозгласившей Францию республикой.
Клемансо.
Вскоре его назначают мэром 18-го округа Парижа, избирают депутатом Национального собрания. Движимый патриотическими чувствами, он голосует против грабительских условий мира, предложенного Пруссией. В то же время он не скрывает сочувствия к страданиям трудящегося люда. По прихоти судьбы именно на территории его округа, на Монмартрском холме, начинается восстание 18 марта 1871 г., которое привело к провозглашению Парижской коммуны. Клемансо стремится предотвратить гражданскую войну. Он пытается выступить в роли посредника между противоборствующими сторонами. Но не находит понимания ни среди повстанцев, отдающих приказ о
его аресте, которого он благополучно избежал, ни среди версальцев, в свою очередь привлекающих его к суду за потакание «мятежу». Подавленный своей неудачей, а ещё больше трагическими событиями, Клемансо слагает с себя полномочия мэра и депутата.
Ни о чём он так не мечтал в последующие годы, как о возвращении в большую политику. Под влиянием опыта 1870—1871 гг. он уточняет свою политическую программу. Три основных её раздела: защита республики от реставрации монархии, проведение социальных реформ в интересах трудящихся, восстановление военной мощи Франции в целях борьбы за возвращение захваченных Германией территорий. В 1876 г. он избирается в палату депутатов от всё того же 18-го округа Парижа, где становится во главе левой группировки радикал-социалистов.
Так началась парламентская карьера Клемансо, принёсшая ему славу одного из главных лидеров оппозиции. Его не удовлетворяла политика правящих кабинетов, которые и слышать не хотели о сколько-нибудь глубоких реформах в политическом и социальном строе. Но и возможности сформировать правительство на свой вкус у него не было. Для этого он не располагал достаточной поддержкой в парламенте, где радикал-социалисты составляли незначительное меньшинство. Ему не оставалось ничего другого, как критиковать политику правительства и требовать замены консервативных министров. Скоро он заслужил репутацию «ниспровергателя министров».
Добившись за несколько лет отставки доброго десятка министерских кабинетов, сам Клемансо, однако, ни на шаг не приблизился к власти. Хуже того, неожиданно под угрозой оказалось его собственное политическое будущее. В начале 80-х гг. часть его избирателей ушла к социалистам, выдвинувшим ещё более привлекательную программу мер в интересах трудящихся. Символично, что в 1885 г. Клемансо отказался представлять в парламенте слишком уж требовательных избирателей Парижа, предпочтя им «милых провинциалов» из департамента Вар, что на юге страны. Наконец, в ходе «панамского скандала» в 1892 г., вызванного фактами коррупции депутатов и государственных чиновников, вскрылись компрометирующие его связи. Всё это стоило ему места в палате депутатов на выборах 1893 г.
Этот провал был не только личным поражением Клемансо, но и крахом той разновидности политического радикализма, которую он олицетворял в 70—80-х гг., — обращенного в прошлое, живущего воспоминаниями о «великой революции», «якобинствующего». Вполне ли отдавал себе в том отчёт Клемансо? Во всяком случае, он красноречиво отдалился от Республиканской партии радикалов и радикал-социалистов, которая была образована в 1901 г. Он предпочёл стать независимым политиком, опирающимся лишь на преданных друзей да на свой моральный авторитет.
Девять долгих лет голос Клемансо не звучал с
парламентской трибуны. Но это время не было потеряно для его политической карьеры. Свободный от обременительных обязанностей, Клемансо в совершенстве овладел таким мощным оружием борьбы, как журналистика. Он редактировал газету «Жюстис» — «Справедливость», принимал участие в издании газеты «Орор» — «Заря», основал журнал «Блок», публиковал статьи во множестве других органов печати. Вскоре он добился такой популярности, о какой и мечтать не мог, оставаясь лишь парламентским оратором. Его имя было на устах десятков тысяч людей по всей Франции, к его мнению прислушивались во всех слоях общества.
Журналистика сблизила Клемансо с видными представителями творческой интеллигенции — писателями Альфонсом Доде, Эдмоном Гонкуром, Анатолем Франсом, Октавом Мирбо, Эмилем Золя, Жозефом Ренаном, скульптором Огюстом Роденом, художником Клодом Моне. Очевидно, не без их влияния он и сам засел за литературный труд, написав несколько художественных произведений. Но, трезво оценив их достоинства, он вовремя остановился. Особенно Клемансо был дружен с Моне, творчеству которого посвятил ряд эссе. Тот в свою очередь запечатлел образ друга в многочисленных портретах и зарисовках. Дружеским общением Клемансо в какой-то мере восполнял тот недостаток душевного комфорта, который ощущал в личной жизни.
Возвращению Клемансо в парламент способствовало его активное участие в борьбе демократических сил за пересмотр приговора по «делу Дрейфуса» (см. ст. «Дело Дрейфуса»). Именно в газете «Орор» Золя опубликовал своё знаменитое «Я обвиняю!». В 1902 г. Клемансо был избран членом верхней палаты парламента — сената — от департамента Вар. И здесь он примкнул к решительным сторонникам оправдания капитана Дрейфуса, организации отпора клерикально-монархической и националистической реакции, принятия закона об отделении церкви от государства.
Когда возникли трудности с проведением в жизнь этого закона, Клемансо впервые пригласили в правительство, доверив ответственный пост министра внутренних дел. Случилось это в 1906 г. — на 65-м году его жизни и 36-м году политической карьеры. Клемансо не только оправдал оказанное ему доверие, но и превзошёл в чём-то ожидания коллег. При появлении угрозы массовых забастовок в угледобывающей отрасли он не остановился перед применением вооружённой силы против рабочих. Он окончательно расстался с романтическими мечтами «радикал-социалистической» молодости и готов был бороться с врагами республики не только справа, но и слева. С тех пор он и приобрёл репутацию человека «сильной руки», способного на скорые и решительные меры в чрезвычайной обстановке.
Несколько месяцев пребывания Клемансо в министерстве внутренних дел убедили парламент в возможности поручить ему формирование правительства. Почти три года, с октября 1906 г. по июль
1909 г., находился у власти его кабинет — рекордно длительный срок по меркам Франции того времени! И это несмотря на множество сложнейших проблем, которые ему приходилось решать в области внутренней и внешней политики. Любая из них могла бы оказаться роковой для кабинета, если бы не твёрдость и целеустремлённость, проявленные Клемансо. С чувством исполненного долга он вышел в отставку, когда коалиция обиженных им депутатов, самолюбия которых он и вправду не щадил, сумела-таки незначительным большинством голосов провалить резолюцию доверия правительству.
Освободившись от бремени власти, Клемансо отнюдь не снял с себя ответственности за судьбу страны. Чутьё многоопытного и мудрого политика подсказывало ему, что надвигается большая европейская война. Отныне все помыслы его были о том, чтобы Франция во всеоружии встретила противника и взяла реванш за поражение в 1870—1871 гг. Он активно сотрудничает в сенатском комитете по делам внешней политики и армии, обращается к общественному мнению. С 1913 г. Клемансо издаёт газету «Ом либр» — «Свободный человек», в которой доказывает неизбежность скорой войны с Германией, внушает французам веру в будущую победу и, невзирая на лица, критикует правительство за медлительность в осуществлении военных программ.
Разразившаяся в 1914 г. мировая война лишь подтвердила опасения Клемансо. В сражении на Марне французы чудом остановили наступление германских войск. Но, хотя Франция выдержала первый удар противника, началась затяжная «война на изнурение», потребовавшая напряжения всех сил. В этих условиях правительство не нашло ничего лучше, как запретить газету Клемансо, досаждавшую ему своей критикой. Когда же она стала выходить под новым названием «Ом аншене» — «Человек в оковах», правительство обрушило на неё цензурные преследования. Лучшего способа заставить французов прислушиваться к каждому слову опального сенатора нельзя было бы придумать.
На исходе третьего года войны, когда вызванные ею страдания и жертвы, казалось, достигли предела, всю Францию потрясло заявление Клемансо о том, что правительство не сможет добиться по-
беды, пока не положит конец «пораженчеству» внутри страны. Он метил не только в антивоенное движение, которое активизировалось под влиянием революции в России, но и в членов правящего кабинета, не проявлявших твёрдости в борьбе с ним. Вокруг Клемансо объединились все силы общества, выступавшие за продолжение войны «до победного конца». Они и добились его назначения главой правительства в ноябре 1917 г.
Программу своего кабинета Клемансо сформулировал кратко: «Я веду войну». И сделал всё возможное для её осуществления: очистил аппарат военного и гражданского управления от лиц, уклонявшихся от фронта, арестовал видных деятелей антивоенного движения, привлёк к ответственности бывшего министра внутренних дел Мальви и премьер-министра Кайо, добился создания единого военного командования Франции и её союзников и т. д. Эти меры позволили Франции выдержать мощное наступление германских войск весной и летом 1918 г., а затем предпринять контрнаступление и обратить противника в бегство. 11 ноября 1918 г., когда Германия признала себя побеждённой, народная молва наградила Клемансо самым лестным из всех его многочисленных прозвищ — «Отец победы».
Клемансо председательствовал на переговорах, предшествовавших подписанию Версальского договора 1919 г., который подвёл итог Первой мировой войны и заложил основы послевоенного устройства Европы и мира. Это был тяжкий, изнурительный труд, признательности за который от своих сограждан он так и не дождался. В январе 1920 г. палата депутатов «прокатила» его на выборах президента республики. В последний раз он не по своей воле был вынужден уйти из политики.
После войны Клемансо, несмотря на возраст, много путешествовал. Он побывал в Индии, Индонезии, Сингапуре, Египте, Судане, США и других странах. Потом уединился в Вандее, в своём маленьком домике на берегу океана, посвятив остаток времени и сил работе над философскими трудами и мемуарами. Умер он в своей парижской квартире на улице Франклина 24 ноября 1929 г.
ДЕЛО ДРЕЙФУСА
В истории каждого народа есть страницы, которые иначе как мрачными не назовёшь. Во Франции последнее десятилетие XIX в. было «испачкано» грязным судебным делом по ложному обвинению в шпионаже честного офицера Альфреда Дрейфуса. Связанная с ним вспышка политической борьбы, пристальное внимание мировой общественности вывели «дело Дрейфуса» за рамки юриспруденции.
Альфред Дрейфус родился в 1859 г. в Эльзасе, в состоятельной еврейской семье. Хорошо образованному и проявившему способности к военному делу молодому человеку прочили блестящую военную карьеру. По отзывам родных и друзей, он был не-
подкупно честен и безгранично предан родной Франции. В роковом для него 1894 г. Дрейфус в чине капитана артиллерии состоял при Генеральном штабе французской армии.
Весной того года военный министр Франции генерал Мерсье в парламенте сделал доклад «О состоянии армии и флота». Он нарисовал радужную картину: армия и флот в образцовом состоянии, всё великолепно и безупречно! Депутаты бурно аплодировали его выступлению. Между тем доклад генерала был лживым. Военное положение страны внушало тревогу. В Генеральном штабе Франции гнездилась измена. Там исчезали, а потом снова появлялись важные документы. Очевидно, кто-то уносил их, а потом опять клал на место.
В сентябре 1894 г. французская контрразведка напала на след, появилась надежда схватить виновного. Одним из агентов французского Генерального штаба был сторож германского посольства в Париже. В его обязанности входило собирать всё, что можно было найти в корзинах для бумаг, в выметаемом мусоре, в золе, выгребаемой из печей и каминов. Он-то и предоставил контрразведке разорванное на мелкие клочки письмо, адресованное немецкому военному атташе и содержащее опись пяти важнейших секретных записок французского Генштаба. Письмо получило название «бордеро» — от французского слова «опись».
Почерк письма мог стать ключом к разгадке тайны. По роковой случайности почерк бордеро оказался схожим с почерком капитана Дрейфуса. Эксперты-графологи тщательно изучили почерк Дрейфуса и дали разноречивые заключения. Многие из них считали капитана невиновным. Но руководители Генерального штаба не захотели прислушаться к их мнению. Скромный, не имеющий знатных родственников и влиятельных заступников, Дрейфус был белой вороной в аристократической среде офицеров Генштаба. Еврейское происхождение позволяло сделать его объектом ненависти националистов. На него удобно было свалить вину и списать злоупотребления и беспорядки во французской армии.
Вести следствие по делу арестованного капитана поручили майору дю Пати де Кляму, человеку сомнительных моральных качеств. Дю Пати заставлял капитана писать в тюрьме то левой рукой, то лёжа, то сидя — так он добивался наибольшего сходства с почерком бордеро. Желая захватить Дрейфуса врасплох, заставить его проговориться, майор врывался внезапно в камеру Дрейфуса, нарочно затемнённую, и наводил на него яркий свет. Всё было напрасно. Мужественный капитан, для которого арест явился полной неожиданностью, твёрдо, не сбиваясь и не путаясь, продолжал доказывать свою невиновность. Он отказался признать вину в обмен на мягкое наказание, отклонил предложение о самоубийстве. Даже комендант тюрьмы уверовал в невиновность своего узника. Следствие не смогло подкрепить обвинение ни одним доказательством. Даже в вопросе о том, писано ли бордеро рукой
Дрейфуса, эксперты продолжали расходиться. Но генералам Генштаба, презревшим честь, справедливость и законность, во что бы то ни стало нужна была виновность Дрейфуса. С подачи армейской верхушки информация о деле просочилась в прессу. Правые газеты подняли невообразимый шум о преступнике, какого не знала история, о негодяе, продавшем Германии военные планы и документы родины. Миллионы граждан, привыкших верить печатному слову, не могли и предположить, какая чудовищная ложь изливается на них. Поднималась волна антисемитизма. Обвинение в шпионаже еврея Дрейфуса давало возможность шовинистам обрушиться с нападками на евреев, объявить их виновниками всех бед французов.
Дрейфуса судили военным судом при закрытых дверях. Беспомощности обвинения, отсутствию бесспорных фактов представители Генштаба противопоставили пресловутую военную тайну: доказательства есть, но предъявить их не позволяет необходимость сохранить военную тайну. И всё же, несмотря на грубый нажим генералитета, судьи заколебались. Тогда, с ведома военного министра, следователь тайно от всех передал в комнату, где совещались судьи, грубо сфабрикованную фальшивку — записку, якобы написанную германским послом кому-то в Германию: «Этот каналья Д. становится слишком требовательным». Наскоро состряпанная бумага перевесила чашу весов. Суд признал Дрейфуса виновным в государственной измене и приговорил его к разжалованию и пожизненной ссылке на далёкий Чёртов остров близ Французской Гвианы. Потрясённый защитник Дрейфуса заявил: «Осуждение Дрейфуса — величайшее преступление нашего века!» Однако многолетняя эпопея мытарств Дрейфуса ещё только начиналась.
После вынесения приговора состоялась омерзительная церемония публичного разжалования — на площади, перед строем войск, при стечении народа. Под гром барабанов и звуки труб четыре канонира с шашками наголо вывели Дрейфуса. В парадном мундире, при шпаге, смертельно бледный, он шёл уверенно, высоко вскинув голову. Обращаясь к войскам, Дрейфус крикнул твёрдым и ясным голосом: «Солдаты, клянусь вам — я невиновен! Да здравствует Франция! Да здравствует армия!» Под улюлюканье зевак с кепи Дрейфуса, с его доломана сорвали офицерские нашивки. Бросили наземь куски переломленной над его головой шпаги...
На следующую ночь его морем отправили в другое полушарие, на Чёртов остров, прозванный из-за губительного климата бескровной гильотиной. Медленно потекли годы, и, казалось, все забыли о несчастном. Но это было не так.
В 1897 г. внимание французской общественности вновь было привлечено к пресловутому делу. Полковник Генерального штаба Пикар усомнился в виновности Дрейфуса ещё во время суда. После высылки Дрейфуса Пикар был назначен новым начальником контрразведки Генштаба. Он изучил детали нашумевшего дела и пришёл к твёрдому убеждению: Дрейфус не шпион. Вскоре ему удалось пе-
рехватить открытку немецкого посольства, направленную на имя майора Генштаба графа Шарля-Мари Фернана Эстергази. За ним была установлена слежка, обнаружившая его связь с иностранными разведками. Истинный автор злополучного бордеро, Эстергази любил только деньги, добывая их путём мошенничеств, вымогательств, подлогов. Ненавидел и презирал Францию. «Я не убил бы и щенка, — писал он в одном письме, — но я с радостью расстрелял бы сто тысяч французов».
Однако шпион граф Эстергази оказался ближе французской военной верхушке, чем невиновный Дрейфус. И когда Пикар, доложив начальству о выявлении подлинного преступника, предложил арестовать Эстергази и освободить Дрейфуса, генералы Генштаба уняли не в меру ретивого полковника; вскоре он был отослан с экспедицией в далёкую Африку.
Однако слухи о том, что Генштаб укрывает преступника, распространились. Газета «Фигаро» поместила фотографию бордеро. Теперь всякий, знакомый с почерком Эстергази, мог убедиться в том, что писал бордеро именно он. Брат осуждённого капитана Матье Дрейфус возбудил судебное дело против Эстергази как шпиона и предателя. А почтенный сенатор, вице-президент сената Шерер-Кестнер сделал специальный запрос правительству.
Струсивший было Эстергази быстро успокоился. Он понял, что пересмотр дела Дрейфуса не в интересах военных руководителей. Они не захотят выносить сор из избы и оградят изменника от справедливого возмездия. Так и случилось. Эстергази предстал перед военным судом, но был оправдан, несмотря на очевидные факты. Зло восторжествовало вновь, демократическая общественность Франции была оскорблена. И не успели Эстергази и его покровители вздохнуть спокойно, как загремел новый гром.
В борьбу включился всемирно известный французский писатель, кавалер ордена Почётного легиона Эмиль Золя. Он с болью следил за развитием дела Дрейфуса. После скандального оправдания преступника Золя не мог молчать. Писатель выступил в печати с открытым письмом к президенту Франции Феликсу Фору. «Господин президент! — писал Золя. — Каким комом грязи лёг на Ваше имя процесс Дрейфуса! А оправдание Эстергази — неслыханная пощёчина, нанесённая истине и справедливости. Грязный след этой пощёчины пятнает лик Франции!» Писатель открыто обвинил власти и суд в сознательном осуждении невиновного. В своём письме писатель предупреждал: «Когда правду хоронят во мраке подземелья, она набирает там такую неодолимую силу, что в один прекрасный день происходит взрыв, разрушающий всё и вся».
За оскорбление властей Золя был предан суду. Процесс привлёк многих сторонников правого дела, лучших представителей Франции, друзей Золя — вождя социалистов Жана Жореса, писателя Анатоля Франса, людей искусства и политических деятелей. Но не дремала и реакция — наёмные бандиты врывались в зал суда, устраивали овации противникам Дрейфуса и Золя, орали и улюлюкали, заглушая речи защитников, пытались учинить на улице самосуд над Золя. Писатель превратил своё место на скамье подсудимых в трибуну для защиты Дрейфуса. В своём последнем слове он сказал: «...Дрейфус невиновен, клянусь вам в этом! Клянусь моим сорокалетним писательским трудом, клянусь моей честью, моим добрым именем! Если Дрейфус виновен, пусть погибнут все мои книги! Нет, он ни в чём не виноват, он страдает без всякой вины...» Суд вынес Золя обвинительный приговор — заключение в тюрьму на один год и штраф в 3 тыс. франков. Писателя лишили ордена Почётного легиона. В знак протеста от своего ордена отказался и Анатоль Франс.
Нестабильность политической жизни Франции последних лет переросла в политический кризис. Судьба капитана французской армии стала олицетворением политической проблемы. О ней заговорили в правительстве, палате депутатов. Она была у всех на устах.
Реакция торжествовала. Волна еврейских погромов прокатилась по городам Франции. Правые буржуазные партии стремились не допустить проведения в стране реформ. Монархисты мечтали восстановить старые порядки, готовили заговор против республики.
Страна разделилась на два лагеря: дрейфусаров — сторонников оправдания Дрейфуса — и антидрейфусаров, сторонников его осуждения. Столкнулись как бы две Франции: реакционная, шовинистическая, милитаристская — и прогрессивная, трудовая, мыслящая. В воздухе запахло гражданской войной.
В августе 1898 г., не выдержав нервного напряжения, бежал за границу Эстергази, выдав себя полностью. В феврале 1899 г., воспользовавшись смертью президента Фора, в день его похорон монархисты и националисты предприняли неудачную попытку государственного переворота. Чаша весов качнулась в сторону дрейфусаров. Новое правительство страны возглавил член партии умеренных республиканцев, крупный адвокат, блестящий оратор, опытный и здравомыслящий политик Вальдек-Руссо. Был дан ход пересмотру дела. В августе были арестованы наиболее одиозные антидрейфусары, участники февральского заговора. Привезённый с Чёртова острова Дрейфус предстал перед новым военным судом в городе Ренне. Но шовинисты не собирались сдаваться. Антидрейфусары создали для суда невыносимые условия. Во время процесса подосланный бандит ранил защитника Дрейфуса и Золя — адвоката Лабори. Штабисты и теперь не могли допустить признания невиновности Дрейфуса, и военный суд снова не осмелился им перечить, покрыв себя несмываемым позором. Дрейфуса опять признали виновным, но в силу смягчающих обстоятельств приговорили к разжалованию и десяти годам ссылки. Вторичное осуждение Дрейфуса показало всему миру реакционность высшего генералитета и продажность военного суда.
В дело вмешался недавно избранный президент Франции Эмиль Лубе, который помиловал Дрейфуса под предлогом плохого здоровья. Полностью Дрейфус был реабилитирован лишь в июле 1906 г. Умер он в 1935 г.
Дело Дрейфуса с ужасающей откровенностью высветило бессилие порядочного человека, перемолотого безжалостной военно-политической машиной. Для современников оно стало строгой проверкой личной порядочности, совести и здравого смысла. События рубежа веков останутся серьёзным предупреждением об опасности разнузданного шовинизма.
БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ
Жизнь Бенджамина Дизраэли, лорда Биконсфилда, похожа на удивительный приключенческий роман. Бессчётные биографы посвятили Дизраэли многочисленные исследования. Причина большого интереса к его личности в том, что он заложил основы народного, или демократического, консерватизма, идеи которого сейчас широко распространены и пользуются поддержкой населения на Западе, особенно в Великобритании. Бенджамин Дизраэли, британский государственный деятель и писатель, родился 21 декабря 1804 г. в Лондоне. Отец Бенджамина, Исаак Дизраэли, был известным английским писателем и литературным критиком. Мать, Мария Бесеви, происходила из знатной португальской еврейской семьи Виллериал. Бенджамин не получил традиционного для людей его круга образования. Однако он упорно занимался самообразованием и приобрёл обширные познания в области классической литературы, истории, религии и истории политики. Чтение было излюбленным занятием Дизраэли всю его жизнь. Книги давали ему всё необходимое для литературной и политической деятельности.
Исаак Дизраэли мечтал, чтобы его сын стал юристом, поэтому Бенджамина отдали для обучения в фирму лондонских адвокатов. Работа, однако, не понравилась молодому клерку. Впоследствии Дизраэли так писал об этом периоде своей жизни: «Я проводил вечера дома один и всегда занимался самообразованием. Я стал задумчив и беспокоен, и ещё до своих 20 лет был вынужден положить конец мечте моего отца. Ничто не могло удовлетворить меня, кроме путешествия. Тогда отец сделал слабую попытку отправить меня в Оксфорд, но час приключений настал». Присущие Дизраэли честолюбие, стремление к славе, успеху и материальному благополучию заставили его желать большего, чем скучная работа в адвокатской конторе. Со свойственной молодости опрометчивостью он пустился в авантюры, плачевные итоги которых давали о себе знать на протяжении всей его последующей жизни. Пытаясь быстро разбогатеть, Дизраэли занялся спекуляциями на бирже. Результатом были финансовая катастрофа и огромные долги. Потерпев неудачу на бирже, он попытался заняться изданием политической газеты. Это предприятие тоже завершилось крахом, но провал с выпуском газеты побудил Дизраэли заняться самостоятельной литературной деятельностью.
Дизраэли.
В 1826 г. он написал роман «Вивиан Грей», в котором всю вину за свои неудачи несправедливо переложил на друга своего отца, известного издателя Мюррея. Книга имела скандальный успех, потому что автор вывел в ней как отрицательных персонажей многих представителей великосветского общества. Имена, конечно, были вымышленными, но личности легко узнавались.
Первые неудачи вызвали у Дизраэли нервное расстройство, из-за которого следующие четыре года он почти ничем не интересовался. Лучшим лекарством оказались путешествия. Сначала он от-
правился в поездку по Европе, а в 1830 г. — в 16-месячное странствие по государствам Средиземноморья и Среднему Востоку. Вернувшись в Лондон, Дизраэли с головой окунулся в общественную и литературную жизнь столицы. Выдающиеся способности, огромная эрудиция и великолепное владение ораторским искусством быстро привлекли к нему внимание высшего света. Однако его большое самомнение, манера экстравагантно одеваться и несколько скандальная репутация делали нежелательным его присутствие в домах некоторых знатных персон.
К 1831 г. Дизраэли окончательно определил сферу своей деятельности. Это — политика. Причём, как и во всех начинаниях, Дизраэли ставит перед собой максимально высокие цели. Ещё в начале политической карьеры на вопрос, чего бы он хотел добиться, Дизраэли неизменно отвечал: «Я хочу стать премьер-министром Великобритании». В 30-е гг. XIX в. это звучало фантастически. Серьёзным препятствием к достижению этой цели было его еврейское происхождение. В то время в Англии евреи были ещё ограничены в гражданских правах, и в обществе существовало сильное предубеждение против них. Однако главным было то, что Дизраэли не принадлежал к высшей земельной аристократии, выходцы из которой только и могли в то время занять пост премьер-министра. И всё же он воплотил в реальность свою мечту. Но до этого было ещё очень далеко. Пока же Дизраэли предстояло сделать первый шаг на политическом поприще — попасть в парламент.
Трижды Дизраэли пытался победить на парламентских выборах как независимый радикал и трижды терпел поражение, прежде чем понял, что его критика ведущих политических партий страны к успеху не приведёт. Дизраэли всегда отличался умением точно оценивать ситуацию. Он понял, что для победы на выборах необходимо присоединиться к одной из двух главных партий Великобритании — тори (консервативной) или вигов, впоследствии ставшей либеральной. По своим убеждениям Дизраэли был ближе к консерваторам, и на выборах 1835 г. он выступил уже как кандидат тори. Однако потребовалась ещё одна, пятая попытка, чтобы в 1837 г. Дизраэли наконец попал в парламент Великобритании. Первая ступенька к вершине была преодолена.
Начало парламентской деятельности для Дизраэли оказалось неудачным. В Палате общин парламента Великобритании большое внимание традиционно уделялось первому выступлению парламентариев. Для Дизраэли оно закончилось полным провалом. На этот раз самоуверенность сильно его подвела. Он решил сразу продемонстрировать свои высокие интеллектуальные способности и тем самым вызвал неодобрение палаты. К выскочкам там всегда относились с подозрением. К тому же своё выступление Дизраэли посвятил Ирландии и связанным с ней острым национальным проблемам и был освистан. Вынужденный прекратить своё выступление, Дизраэли сказал в заключение знаменательную фразу: «Я начинал некоторые вещи по нескольку раз и добивался в итоге успеха, хотя многие предсказывали, что я должен проиграть. Сейчас я сажусь, но придёт время, когда вы будете слушать меня».
Это время пришло очень скоро. Дизраэли никогда не забывал преподанных ему уроков. Умения логично и красиво говорить Дизраэли было не занимать, оставалось только приспособиться к условиям Палаты общин, понять, что не всегда следует демонстрировать своё интеллектуальное превосходство. Осознав это, Дизраэли вскоре стал одним из ведущих ораторов парламента и непревзойдённым мастером ведения дебатов в Палате общин.
Вклад Дизраэли в развитие политической системы Великобритании невозможно оценить без рассмотрения его литературного наследия. Во второй половине 30-х гг. XIX в. в серии политических памфлетов и трактатов Дизраэли изложил в общих чертах свою теорию торизма, которая впоследствии была им развита в романах «Конингсби, или Молодое поколение», «Сибилла, или Две нации», а также в ряде публичных выступлений. Фактически он разработал концепцию национальной партии, которая позволила консерваторам в будущем доминировать на политической сцене Великобритании. В основе этой концепции лежала выдвинутая Дизраэли идея «одной нации». Она исходила из убеждения Дизраэли, что человеческое общество по своей природе иерархично, одни люди обладают большими способностями, чем другие. Люди с большими способностями составляют истинный правящий класс. В него входят прежде всего крупные землевладельцы, которые должны мудро руководить страной и заботиться об остальной части общества. Для обоснования своих положений Дизраэли обращался к истории. Он рисовал картину «золотого века» Англии, никогда не существовавшего в действительности. Дизраэли идеализировал феодальные порядки, когда лорды-землевладельцы якобы сердечно относились к крестьянам и опекали их. Но потом, с приходом фабричного производства, англичане были разделены на две нации — богатых и бедных.
Однако не надо думать, что Дизраэли призывал к возвращению в прошлое. Он был политиком-реалистом и понимал невозможность этого. Дизраэли говорил о необходимости уничтожения разрыва на две нации и объединения в одну. Для этого разные классы должны быть связаны крепкими узами взаимных обязательств. Задача правящего класса — осознать свою ответственность перед народом. Решение её будет способствовать достижению сразу двух целей: заботясь об условиях жизни народа, правящий класс одновременно сможет соблюсти и собственные интересы. Как сказал Дизраэли в 1848 г.: «Дворец не будет спокоен, когда несчастлива хижина». Тем самым он признавал необходимость реформ. Весь вопрос заключался в том, как их следует проводить. В своей речи в Эдинбурге в 1868 г. Дизраэли сказал: «В прогрессивной стране изменения происходят постепенно, и великий во-
прос не в том, сопротивляться ли изменению, которое неизбежно, а в том, будет ли оно осуществлено с должным уважением к нравам, обычаям, законам и традициям народа или же в соответствии с абстрактным принципом, общими доктринами и по произволу». Дизраэли, конечно, был за первый, как он его называл, «национальный», путь изменений. Для этого необходимо поддерживать и укреплять устоявшиеся общественные институты: монархию, церковь, аристократию. Следует заметить, однако, что под аристократией Дизраэли понимал не только крупных земельных собственников, но и крупную буржуазию, и талантливых людей из среднего класса, к числу которых он причислял прежде всего самого себя.
Другим важнейшим элементом концепции Дизраэли была имперская идея. Смысл её заключался в постоянном поддержании в британцах гордости за свою великую страну путём проведения активной внешней политики. Таким образом, концепцию национальной консервативной партии Дизраэли можно свести к трём основным элементам: социальное реформирование, сохранение традиций прошлого и имперская идея. Эта концепция оказалась очень удачной и с известными изменениями успешно служит британским консерваторам до сих пор.
Путь к вершине власти, к которой всегда стремился Дизраэли, был для него долгим и трудным. Прошли годы политической борьбы в парламенте и партии. Ему очень мешали его происхождение и трудное финансовое положение. Однако благодаря большим способностям, силе воли и работоспособности он добился в конце концов своей цели. Даже свою личную жизнь Дизраэли подчинил её достижению. Чтобы укрепить своё материальное и общественное положение, он женился на Мэри Энн Эванс, которая была на 12 лет старше его, но владела большим состоянием. Правда, в итоге брак их оказался удачным. Впоследствии Мэри Энн говорила: «Диззи женился на мне из-за денег, но если бы он имел шанс сделать это снова, он бы женился по любви».
Дизраэли никогда не был особенно щепетилен в выборе средств для достижения своих целей. Характерным примером является проведение парламентской реформы 1867 г. Дизраэли как никто другой понимал её необходимость. Однако, когда в 1865 г. лидер либералов лорд Рассел предложил проект такой реформы, Дизраэли приложил максимум усилий для её провала. Став же в 1866 г. министром финансов в правительстве консерваторов, он со всей энергией начал проводить идею реформы в жизнь. Он отлично понимал, что её реализация поднимет авторитет не только партии тори, но и его собственный. Результатом реформы 1867 г. было расширение числа людей, имевших право голоса, до двух миллионов. При проведении билля о реформе через парламент Дизраэли полностью проявил свой политический гений. В ходе дебатов по этому вопросу он выступал более 300 раз, показал чудеса политической гибкости и изворотливости, иногда не гнушался подтасовывать факты, но добился принятия закона, несмотря на сильную оппозицию.
Идеи демократического консерватизма, проповедуемые Дизраэли, оказались как нельзя более кстати после значительного расширения числа избирателей. Но для привлечения их голосов помимо общих концепций необходимо было перестроить структуру местных партийных органов так, чтобы они были ориентированы главным образом на проведение избирательной кампании, т. е. создать политическую партию в современном смысле слова. Такая перестройка была проведена, когда Дизраэли стал лидером консервативной партии в 1868 г.
В первый раз Дизраэли возглавил консервативное правительство Великобритании в 1868 г. Это было правительство меньшинства, т. е. в Палате общин большинство мест было за вигами. Поэтому Дизраэли не мог проводить самостоятельную политику и через несколько месяцев ушёл в отставку.
Вершиной политической карьеры Дизраэли стали 1874—1880 гг., когда он во второй раз возглавлял правительство Великобритании. В области внутренней политики Дизраэли показал, что идеи демократии для него не просто фраза. Были приняты законы об улучшении жилищных условий рабочих, об общественном здравоохранении, а также серия законов, получивших название «Хартия социальной и промышленной свободы рабочего класса». Однако главное внимание Дизраэли уделял вопросам внешней политики. Он чувствовал, что только здесь сможет в полной мере удовлетворить свои амбиции. Наиболее крупными успехами в этой сфере стали для него покупка акций компании Суэцкого канала и Берлинский конгресс 1878 г.
Строительство Суэцкого канала, соединившего Средиземное и Красное моря, было закончено в 1869 г. Он значительно сократил путь кораблей, следующих из Европы в Индию и Тихий океан. Для Великобритании значение канала было огромным потому, что большая часть грузов, следовавших по нему, была английского производства. Между тем акции компании, управляющей каналом, были поделены приблизительно поровну между Францией и Египтом. Хедив Египта был очень расточительным человеком и, увязнув в долгах, решил в 1875 г. продать свою часть акций. Англичане узнали, что хедив ведёт об этом переговоры с французами. Дизраэли понимал, что, прибрав к рукам все акции компании Суэцкого канала, французы тем самым значительно осложнят торговлю Великобритании. Тогда он решил опередить французов и купить за 4 млн. фунтов стерлингов половину акций для своей страны. Но действовать надо было решительно, не теряя времени. В казне не было денег, и Дизраэли обратился за помощью к крупнейшему банкиру Ротшильду, который и финансировал сделку. Таким образом, Дизраэли не только обеспечил Великобритании контроль над каналом, но и подготовил последующую оккупацию ею Египта.
Настоящим триумфом внешней политики Дизраэли стал Берлинский конгресс 1878 г., созванный
для пересмотра условий Сан-Стефанского мира. Мирный договор между Россией и Турцией, отвечавший интересам России и других славянских государств, не устраивал Великобританию и Австро-Венгрию. Дизраэли, стремившийся к усилению позиций Великобритании по всему миру, увидел в этом опасное для своей страны укрепление влияния России. Угрозой войны он вынудил Россию передать заключение мирного договора на суд ведущих европейских государств. На Берлинском конгрессе Россию заставили пойти на крупные уступки фактически в интересах Великобритании. Другим успехом Дизраэли в Берлине было то, что ему удалось разорвать союз императоров России, Австрии и Германии и тем самым восстановить преобладающую роль Великобритании в Европе.
После Берлинского конгресса Дизраэли оказался на вершине своего политического могущества, но полностью им воспользоваться уже не смог. Сам он по этому поводу сказал: «Власть! Ко мне она пришла слишком поздно. Были времена, когда я, просыпаясь, чувствовал, что могу перемещать династии и правительства, но всё ушло в прошлое». На выборах в 1880 г. консерваторы потерпели поражение. Дизраэли мужественно согласился остаться лидером партии, хотя был уже серьёзно болен. До
конца своих дней он принимал посильное участие в политической и общественной жизни, продолжал писать книги. Он умер 19 апреля 1881 г.
Дизраэли, как любая талантливая и яркая личность, может вызывать противоречивые чувства. В любом случае мы должны признать его одной из наиболее выдающихся политических фигур за всю историю Великобритании. Очень немногие люди, не принадлежавшие к знатным аристократическим фамилиям Англии, сумели достичь поста премьер-министра в этой стране даже в более демократическом XX в. Дизраэли добился этого в XIX-м. Его внешняя политика в 1874—1880 гг. заложила основу империалистической политики Великобритании начала XX в. Миф народного торизма, с позиций которого Дизраэли трактовал прошлое Англии, может быть легко опровергнут, однако Дизраэли немало потрудился для превращения его в реальность за время своей Политической деятельности. Дизраэли придал консервативной партии тот вид, который она в основном сохраняет до настоящего времени. Понятен поэтому неослабевающий интерес политиков и историков к политическому наследию Бенджамина Дизраэли.
ХОСЕ МАРТИ
Сегодня символ мира для меня — поломанные крылья». Так сказал о своём времени человек, сочетавший талант поэта, мудрость философа, мужество солдата и не раз испытавший боль «поломанных крыльев».
Эти слова великого кубинца Хосе Марти (1853— 1895) содержат ёмкий образ не только второй половины XIX в., но и его многострадальной родины, а в каком-то смысле и всей его жизни. Выходец из бедной семьи тюремного надзирателя, юный Хосе едва не повторил карьеру отца, страстно желавшего увидеть в сыне своего преемника по службе. К счастью для мировой культуры, этого не случилось.
Уже почти четыре столетия Куба была колонией Испании, «островом сахара и рабов». Чувство протеста рано проснулось в душе юноши. Да и как могла эта многогранная натура снести посвист хлыста надсмотрщика на плантациях и беспощадное подавление свободолюбивых устремлений кубинцев. Много лет спустя, умудрённый жизненным опытом и борьбой, Марти напишет: «Не успел человек родиться, а возле его колыбели уже стоят, держа наготове широкие и толстые повязки философий, религий, увлечений отцов, политических систем. Человека скручивают, связывают, и он на всю жизнь остаётся взнузданным и осёдланным, словно конь. Поэтому земля нынче полна людей, лица которых скрыты под личинами». Ему же самому всегда была чужда маска ханжи и лицемера.
1868—1878 — годы Десятилетней войны кубинского народа за свободу и независимость. Хосе — с теми, кто борется; он пишет политические стихи и сотрудничает в газете «Ла Патриа Либре» («Свободная Родина»). Уже в 16 лет он подвергается аресту за свои политические убеждения. Несколько месяцев он проводит в каторжных каменоломнях «Сан Ласаро», затем попадает на остров узников Пинос, а в 1871 г. испанские власти высылают его на Пиренейский полуостров.
Здесь, в метрополии, Хосе Марти стремится как можно более продуктивно использовать вынужденное отлучение от родины. Уже в мае 1871 г. он поступает в Мадридский университет, а через два года переезжает в Сарагосу и в 1874 г. заканчивает сразу два факультета Сарагосского университета: юридический и факультет философии и литературы. Ещё в Мадриде Марти публикует свою первую публицистическую брошюру «Политическая тюрьма на Кубе» — о страшном положении узников каторжных тюрем. После провозглашения Испанской республики в феврале 1873 г. он пишет книгу «Испанская республика и кубинская революция», где заявляет: «Куба декларирует свою независимость
по тому же праву, по которому Испания объявляет себя республикой».
После Десятилетней войны, так и не освободившей Кубу от колониальной зависимости, Хосе Марти получает разрешение возвратиться на родину и вновь включается в политическую борьбу. Он твёрд и бескомпромиссен. Пламенные речи в защиту кубинского народа делают его имя чрезвычайно популярным. На одном из банкетов, не стесняясь присутствия губернатора острова, назначенного Испанией, — генерал-капитана Кубы, Марти выступил со столь обличительной и непримиримой речью, что глава колониальной администрации острова воскликнул: «Я хочу как можно скорее забыть о том, что я здесь слышал. Я никогда не смогу понять, как можно в моём присутствии, в присутствии представителя испанского правительства, говорить подобные вещи. Я думаю, что Хосе Марти — это сумасшедший, но сумасшедший слишком опасный ».
Вольтер писал, что человек рождён, чтобы жить или в конвульсиях беспокойства, или в летаргии скуки. Хосе Марти никогда не искал покоя. Его постоянно влекли политическая борьба и подготовка к решающей схватке за национальное освобождение, но эта страсть к свободе сочеталась в его душе с другой, не менее сильной стихией, имя которой — поэзия.
Всю свою жизнь Марти преклонялся перед французской культурой, обожествлял литературу Франции. Он оставался истинным поэтом и в своих литературно-критических статьях. Виктора Гюго он уподоблял солнцу в зените, ослепительно-яркому, приковывающему к себе восхищённые взоры всех. О братьях Гонкурах писал, что их отличает «рафинированное изящество, аромат надушенного салона, таинственная игра светотени...». Флоберу, «который одевался, как мавр, и чеканил слова, как гот», на его взгляд, присуща волшебная основательность.
Неудивительно, что творчество Марти находилось под влиянием французских поэтов и писателей, особенно символистов и парнасцев. Именно от них в его творчество приходят цветопись и образность: он стремится перенести в литературу приёмы живописи и музыки. Необходимость использования этих приёмов Марти обосновал в своего рода стихотворении в прозе: «В языке есть нечто пластичное, слово имеет своё видимое тело, свои законы, красоты, свою перспективу, свой свет и свои тени, свою скульптурную форму и свои краски. Всё это можно постичь только вглядываясь в слова, поворачивая их в ту и в другую сторону, взвешивая их, лаская их, шлифуя их. В каждом великом писателе скрыты великий живописец, великий скульптор и великий музыкант».
Именно таким писателем был сам Марти, хотя бродячая жизнь политэмигранта и активное участие в борьбе за независимость Кубы оставляли немного времени для творчества. При его жизни вышло всего четыре поэтических сборника: «Исмаэлильо», «Свободные стихи», «Цветы изгнания» и
«Простые стихи». В них — израненная душа поэта, любовь, тревоги, надежды, весь его внутренний мир.
Хотят, о скорбь моя, чтоб я совлёк
С тебя покров природной красоты,
Чтобы подстриг я чувства, как кусты,
И плакал только в кружевной платок.
Чтобы в темнице звонкой изнемог
Мой стих, который подарила ты.
Живительной лишённый простоты,
Засохнет он, как сорванный цветок.
Нет, так не будет! И пускай актрисы
Разучивают вздохи наизусть,
Картинно опускаясь на подмостки.
Душа не делит сцену и кулисы,
Румянами не скрашивает грусть
И, падая, не помнит о причёске.
(Перевод В. Столбова)
Избранница его сердца — Кармен Сайяс де Басан, дочь богатого кубинского землевладельца, с которой он познакомился в Испании, — выделялась не только красотой и обаянием. Она была очень начитанной, увлекалась поэзией, играла в шахматы и в девичестве во многом разделяла патриотический порыв Хосе Марти. Не о таком ли идеале женщины мечтал он? И раньше в жизни поэта были увлечения, которые, казалось, вот-вот испепелят молодое сердце. Он писал: «Любовь для меня чувство столь могущественное, столь абсолютное и внеземное, что до сих пор я не встретил на нашей густонаселённой земле женщину, которой я мог бы предложить его целиком. Какая тоска чувствовать себя самым живым среди живых, преисполненным неувядаемой нежности и бесконечной верности в душном воздухе, среди невыносимой мелкоты и монотонной безликости, в пустоте, которая сдавливает моё тело и гнетёт мой дух внутри его телесной оболочки... Жизнь для меня мучение. А я живу, ибо должен быть сильным, чтобы справиться с любым препятствием, сломать любую силу...»
И вот это огромное чувство пробудило ответную любовь. «Для меня брак с другой женщиной был бы безумием, — писал Марти одному из своих друзей, — но, вступая в брак с Кармен, я делаю осуществимым самое заветное моё желание, которое часто непонятно людям, — согласие наших духовных страстей».
В конце 70-х гг. они поженились. В 1878 г. в их семье появился крохотный Хосе, которого счастливый отец называл не иначе как «маленькое облачко». Однако счастье — понятие эфемерное. Постоянные скитания и неустроенный быт приводили к тому, что романтическая влюблённость Кармен всё более ослабевала. Оставалась лишь любовь к «маленькому облачку», и наконец, взяв его с собой, в 1884 г. она покинула Марти.
Увы, личная жизнь поэта не сложилась, да и вряд ли могла сложиться. Его душа была отдана прежде всего прекрасному острову Куба. Знаменитое стихотворение Марти «Родина и женщина»
стало своеобразной исповедью его как поэта и патриота, как человека и революционера. Когда речь заходила о Кубе, он всегда был непреклонен: «Нет такого горя, унижения, лишения, наглости, которых бы я не вытерпел для Родины».
Марти интересен и значителен не только в поэзии, но и в прозе, и в литературной критике, и на ниве исторических исследований. И сколько ещё ярких работ было бы написано им с его удивительной работоспособностью и творческим горением, если бы не обречённость изгнанника, если бы не тяготы быта и необходимость зарабатывать на жизнь то в качестве корреспондента ряда латиноамериканских газет, то в качестве консула Уругвая, Парагвая и Аргентины в США; если бы, наконец, говоря его словами, рука его с негодованием не отбрасывала перо, ибо жаждала «оружия более действенного, задач более мужественных и трудных».
В начале 80-х гг. Хосе Марти вместе с Антонио Масео и Максимо Гомесом становится во главе национально-освободительного движения. В это время верхушка кубинского общества, обладавшая немалыми капиталами, боясь радикальной социальной ломки, стремилась не к независимости, а только к автономии, в рамках которой она надеялась осуществлять реформы экономического и политического характера. Критикуя автономистов, Марти заявляет: «Человек, который зовёт в бой, неизмеримо дороже человека, который лишь умоляет; права не вымаливаются, а берутся, их не выпрашивают, а вырывают».
Такая бескомпромиссная революционность приводит Марти к новой ссылке. И опять он оказывается в Испании. Однако теперь он задерживается здесь ненадолго. Вскоре начинаются его многолетние странствия по странам Центральной Америки и Карибского бассейна. Он собирает средства и сплачивает живущих там кубинцев, разрабатывает планы вооружённого восстания на Кубе. В 80-е гг. Марти подолгу живёт в США. От его проницательного взора не ускользают намерения официального Вашингтона подчинить своему влиянию латиноамериканские государства и прибрать к рукам Кубу. Захватнические устремления великого северного соседа порождают у Марти вопрос: «Объединятся ли в насущно необходимый, благословенный союз
древние, неразрывно связанные между собой народы Америки?» Идеи о солидарности и общности языка, религии, культуры и истории становятся главными аргументами в пользу создания этого «союза», который Хосе Марти называет «Наша Америка».
В начале 90-х гг. подготовка патриотических сил Кубы к вооружённому восстанию вступила в решающую фазу. С этой целью Марти основал в 1892 г. Кубинскую революционную партию. Её ячейки действовали не только на самой Кубе, но и на североамериканском полуострове Флорида, где проживало много кубинских рабочих-табачников. Иллюстрацией к этому предельно насыщенному периоду в жизни Марти могут служить его собственные слова: «Как я хотел бы оседлать молнию, чтобы повсюду поспеть...»
Хосе Марти стал организатором и главным идеологом второй войны за независимость кубинского народа (1895—1898 гг.), начатой патриотами 24 февраля 1895 г. в провинции Орьенте. Современники называли его наиболее радикальным революционером своего времени, стремившимся прежде всего к тому, чтобы независимое государство на Кубе «обеспечило бы своим сынам счастливую жизнь на протяжении многих лет», как говорил сам Хосе Марти. Ради этого он боролся, ради этого готов был умереть.
Для непосредственного участия в восстании Хосе Марти прибыл на Кубу вместе с Максимо Гомесом 11 апреля 1895 г. из Доминиканской республики. Началась совершенно новая полоса его жизни в повстанческих отрядах, когда «всё имущество за поясом», когда под голову подкладывается «опасность вместо подушки», когда «пасть побеждённым в великом бою — это уже победа».
Когда-то, обращаясь к своей Музе, Марти писал:
Если есть высший суд, лишь с тобою
Я предстану пред этим судом:
Либо нас осудят обоих,
Либо мы спасемся вдвоём.
Он погиб в самом первом своём сражении 19 мая 1895 г.
БУРЫ (АФРИКАНЕРЫ)
Слово «бур» происходит от голландского «крестьянин». Так называли себя первые переселенцы из Голландии в Южную Африку. В первой четверти XX в. распространяется другое, ставшее официальным, название буров — африканеры.
В 80-х — начале 90-х гг. нашего века африканеры составляли большую часть белого населения
Южно-Африканской Республики (60%) и Намибии (70%). Их поселения существуют также в Зимбабве, Малави, Кении, Танзании, Заире, Бурунди и за пределами Африки — в Аргентине и некоторых других странах. Согласно оценке, общая численность африканеров — около 3 млн. человек, из них свыше 2,8 млн. проживают в ЮАР и около 50 тыс. — в Намибии.
Колонизация бурами Южной Африки началась с создания в 1652 г. Нидерландской Ост-Индской компанией укреплённого поселения близ мыса Доброй Надежды. Поселение положило начало Капской колонии и выросло впоследствии в город Капстад — современный Кейптаун. После отмены в 1685 г. Нантского эдикта 1598 г. о веротерпимости в Капской колонии появились гугеноты-французы, опасавшиеся новых религиозных преследований, за ними последовали протестанты из Германии и других стран. К концу XVII в. число переселенцев превысило 15 тыс. человек.
Новая колония быстро расширялась и крепла за счёт захвата земель у коренного населения — племён готтентотов и бушменов, а также заключения с ними «обменных» договоров, когда металлическая утварь, алкогольные напитки, табак менялись на живой скот. На захваченных землях буры создавали обширные земледельческие и скотоводческие хозяйства, основанные на рабском труде. Рабы ввозились из Анголы, Западной Африки, Индии, с Мадагаскара, Цейлона. По мере расширения своих владений и роста нехватки рабочей силы буры стали захватывать в рабство и местных жителей.
В течение жизни одного поколения «старожилы» — голландцы — слились с новыми поселенцами — французами, немцами и др. Их сплочению способствовала общность религии. Буры принадлежали к голландской Реформаторской церкви, которая возникла как одно из направлений реформации в Швейцарии и стала господствующей в Голландии в XVII в. Основываясь на учении Кальвина о предопределении, буры считали себя избранным народом, призванным управлять и властвовать. Местные жители-нехристиане в их представлении попросту не были людьми.
Общим у буров стал и язык — африкаанс, возникший в результате смешивания разных диалектов голландского языка с немецким, английским и французским. Африкаанс испытал на себе и влияние местных африканских языков, португальского, малайского, а также наречий, на которых говорили посещавшие Южную Африку моряки, торговцы и ввозимые рабы. Первоначально африкаанс был только разговорным языком и функционировал одновременно с голландским, который оставался письменным языком буров. В конце XIX в. появляются литературные произведения на африкаанс, а с 1925 г. он наряду с английским становится официальным языком страны. В середине 80-х гг. нашего века на африкаанс говорили свыше 5 млн. человек.
Продвигаясь на восток, буры в 70-е гг. XVIII в. вторглись на земли племён коса, которых они называли кафрами (от арабского «кафир» — неверный, неверующий). Начались затянувшиеся на целое столетие так называемые кафрские войны, которые вели против коса сначала только буры, а затем и англичане, захватившие в начале XIX в. Капскую колонию. В результате границы последней заметно расширились.
С переходом Капской колонии в руки Англии связано такое овеянное романтикой событие бурской истории, как «Великий трек». Слово «трек» происходит от голландского «переселение». Так называли начавшееся в 30—40-е гг. XIX в. перемещение больших групп буров из Капской колонии на север и восток страны, за реки Оранжевая и Вааль, а также в Натал. Буры, как они сами говорили, уходили в поисках новых земель, где «...им не докучали бы ни английские миссионеры, ни англизированные готтентоты, где кафры ручные, где можно найти хорошие пастбища... охотиться на слонов, буйволов и жираф и где человек может жить свободно». Одной из непосредственных причин трека стала отмена англичанами рабства в Капской колонии, что создало угрозу подрыва экономической основы бурских хозяйств.
«Великий трек» напоминал освоение белыми переселенцами американского «дикого Запада». Треккеры передвигались группами, без карт, по солнцу и другим приметам. Запряжённые волами большие крытые повозки, в которых находились старшие члены семей, женщины, дети и нехитрый скарб, сопровождали вооружённые всадники.
На новых землях буры столкнулись с упорным сопротивлением коренного населения — зулу, ндебеле, суто и других племён. Одно из решающих сражений между бурами и зулусами произошло у реки Инкоме, которая вошла в историю Южной Африки под названием Кровавой.
Для утверждения буров на завоёванных территориях потребовались десятилетия. Их противниками были не только африканцы, отстаивавшие свою независимость, но и англичане — главные колониальные соперники буров в Южной Африке. Созданная в 1839 г. бурская республика Натал была в 1843 г. захвачена Англией. Более долгой была жизнь двух других бурских республик, возникших в середине XIX в., — Оранжевой, созданной в 1854 г. под официальным названием «Оранжевое свободное государство», и Трансвааля, основанного в 1856 г. под именем Южно-Африканской Республики. По отношению к местному населению в этих бурских республиках практиковались полурабские методы эксплуатации.
В то же время повседневный жизненный уклад большинства буров оставался вплоть до конца XIX в. глубоко патриархальным. Интересна ироничная характеристика, данная бурам Марком Твеном после его поездки в Южную Африку в 1896 г.: «Буры очень набожны, глубоко невежественны, тупы, упрямы, нетерпимы, нечистоплотны, гостеприимны, честны во взаимоотношениях с белыми, жестоки по отношению к своим чернокожим слугам, искусны в стрельбе и верховой езде, увлекаются охотой, не терпят политической зависимости, хорошие отцы и мужья... ещё до недавнего времени здесь не было школ, детей не учили; слово «новости» оставляет буров равнодушными — им совершенно всё равно, что творится в мире...». Африканцы и колонисты-англичане, сталкиваясь с ними на поле битвы, были не столь ироничны...
Из среды буров вышли многие выдающиеся политические и государственные деятели, учёные, писатели. Имена некоторых из них можно найти на современной географической карте Южной Африки: например, столица ЮАР Претория названа в честь её основателя, первого президента Трансвааля Мартинуса Преториуса; город Крюгерсдорп и национальный парк Крюгер — в честь другого президента Трансвааля, Стефануса Крюгера.
В середине 80-х гг. XIX в. в Трансваале, в районе Витватерсранд, было открыто крупнейшее в мире месторождение золота. Впоследствии здесь были обнаружены и урановые руды. Это фактически решило судьбу республики. В Трансвааль устремились могущественные британские монополии и старатели-иммигранты из Европы. Начался торгово-промышленный бум. Англия и её Капская колония начали
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 692;