БИСМАРК И ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ

Статуя Бисмарка.

Впервой половине XIX в. Германия оставалась раздробленной на множество государств. В каждом из них была своя политическая власть, армия, свои законы и таможня. Самыми значительными среди них были Австрия и Прус­сия, претендовавшие на роль объединителя всех германских земель. В 1848 г. в Германии произо­шла революция, в ходе которой на политическую арену выступила буржуазия. Она ставила перед собой цель национального объединения, однако не смогла её достичь. В прусском парламенте — ланд­таге — буржуазия никогда не имела серьёзного влияния на политику. Зато помещики (юнкеры) не переставали быть значительной силой. Они не по­теряли экономического могущества, потому что су­мели перестроить своё хозяйство применительно к требованиям рынка. С другой стороны, в стране появлялось всё больше фабрик и заводов. Посте­пенно помещики и буржуазия пришли к осознанию общих интересов, которые нашли выражение в идее единой сильной Германии. Её воплощение связано с деятельностью человека необыкновенной воли и энергии — Отто фон Бисмарка. Ещё до его появле­ния ряд государств был объединён в Германский союз, который, однако, не имел сколько-нибудь значительных органов центральной власти. Место обычных представительных учреждений занимал Союзный Сейм, который являлся скорее конферен­цией представителей германских государств.

Отто фон Бисмарк родился в небольшом дворян­ском имении Шёнгаузен неподалёку от Берлина в семье юнкера средней руки и дочери профессора. Следуя семейной традиции, он должен был стать

военным, но мать мечтала видеть сына дипломатом, и Отто поступил на юридический факультет Гёттингенского университета. Науками будущий ми­нистр и первый канцлер Германской империи себя не утруждал, отдавая большую часть времени, по обычаям студентов тех лет, охоте, фехтованию и пивным. Впоследствии он не раз хвастался шрама­ми, приобретёнными в 27 дуэлях в Гёттингене. За-

кончив образование в Берлинском университете, он попытался поступить на дипломатическую службу. Но без поддержки влиятельных лиц это было не­возможно, поэтому Бисмарк сделался чиновником судебного ведомства. Однако служба не задалась. После нескольких столкновений с начальством он оставил должность и отправился в деревню управ­лять двумя отцовскими имениями. Его одарённость проявилась и здесь — вскоре он стал преуспеваю­щим помещиком.

Неукротимый, резкий, прямой, Бисмарк полу­чил в своей округе прозвище «дикий». В светских кругах его называли «бешеным юнкером». Это был человек необычайно волевой, физически выносли­вый, с громовым голосом, презирающий человече­ские слабости. Его политические взгляды к этому времени вполне сформировались: Бисмарк был ярым монархистом. Впоследствии один из его спо­движников так сформулировал политическое кредо Бисмарка: «Сила преобладает над правом!»

В дни революции 1848 г. он явился в Берлин для подавления бунтовщиков с вооружённым отрядом из своих крестьян. Даже такой реакционер, как ко­роль Фридрих-Вильгельм IV, сказал о Бисмарке: «От этого юнкера пахнет кровью», и поначалу из­бегал отношений с ним. Однако спустя несколько лет именно Бисмарку был доверен пост руководи­теля правительства и именно он стал идеологом по­литики, призванной объединить Германию.

Перед этим Бисмарк прошёл хорошую диплома­тическую школу, начав карьеру с поста посланника Пруссии при Союзном Сейме во Франкфурте-на-Майне. Там он изучил все хитросплетения австрий­ской политики, понял стремление Австрии любой ценой играть главную роль на политической арене и ослабить влияние Пруссии. Бисмарк считал, что Австрия хочет унизить и уничтожить Пруссию, и поклялся отомстить Австрии. Клятву эту он выпол­нил.

Именно тогда молодой дипломат выбрал свой путь — руководствоваться в политике прежде всего государственными интересами. Для этого были не­обходимы военная сила и союз с сильными государ­ствами.

Бисмарк побывал в Петербурге и Париже в должности посла и понял, что для борьбы с Авст­рией лучшие союзники — Россия и Франция. На российского царя ум, воля, работоспособность и мо­нархические убеждения прусского посла произвели столь сильное впечатление, что он предложил ему перейти на русскую службу. Но Бисмарк видел своё будущее только на родине. В 1862 г. он стал ми­нистром-президентом, или первым министром Пруссии.

Бисмарк оказался на этом государственном пос­ту в момент наиболее острого конфликта между ко­ролём и ландтагом по поводу военной реформы, уве­личения и перевооружения армии. Ландтаг высту­пал против военной реформы. В борьбе против него король нуждался в таком сильном человеке, как Бисмарк. Новый министр заявил, что считает недо­пустимым диктат парламента и что он будет бороть­ся с либерализмом до последнего своего вздоха.

Выступая перед парламентом, министр изложил программу своей будущей внутренней и внешней политики: «Не на либерализм Пруссии взирает Германия, а на её мощь. Не речами, не постановлениями большинст­ва решаются великие вопросы времени — это было ошибкой 1848 г., — а железом и кровью».

Не считаясь с либерально-буржуазной оппози­цией в парламенте, отказывавшей правительству в кредитах на увеличение и реорганизацию армии, Бисмарк завершил военную реформу и значительно усилил армию. В 1864 г. Пруссия и Австрия вели войну против Дании, а в 1866 г. Пруссия напала на бывшего союзника — Австрию. В результате по­ражения Австрия признала право Пруссии на соз­дание Северогерманского союза, в котором объеди­нилось 21 германское государство. Но для полного объединения Германии нужно было подчинить юж­ногерманские государства. Препятствием к этому служила Франция. Следовало спровоцировать её на войну.

В победе Бисмарк не сомневался: прусская ар­мия превосходила французскую. Однако Виль­гельм I не хотел открытого конфликта с Францией. В такой ситуации становилось затруднительным найти повод к войне. Но Бисмарк не был бы Бис­марком, если бы не справился с этим. Однажды, давая обед своим сторонникам, он получил депешу от Вильгельма I, находившегося в Эмсе, в которой говорилось о кандидатуре на испанский престол. По этому поводу между Францией и Пруссией были расхождения. Но депеша короля была составлена в примирительных тонах. На глазах у своих едино­мышленников Бисмарк решительно вычеркнул из неё несколько строк, и послание приобрело оскор­бительный для Франции характер. В таком виде Бисмарк приказал разослать телеграмму в газеты и во все европейские миссии, кроме французской. Париж был оскорблён и через неделю объявил вой­ну Пруссии. Этот широко известный эпизод с Эмсской депешей был типичен для Бисмарка, не оста­навливавшегося ни перед чем во имя интересов Пруссии и Германской империи, созданию и ук­реплению которой он посвятил всю свою жизнь.

В войне с Францией Пруссия одержала полную победу. Франция потеряла богатые углём и желе­зом Эльзас и Лотарингию и уплатила контрибуцию размером в 5 млрд. франков. В 1871 г. была про­возглашена Германская империя. Бисмарк стал её первым канцлером.

Оценивая свою роль в деле объединения страны, он говорил: «Я всегда радовался, если мне удава­лось каким бы то ни было путём хотя бы на три шага приблизиться к единству Германии». Побе­доносные войны и образование Германской импе­рии примирили большую часть оппозиционной не­мецкой буржуазии с Вильгельмом I и Бисмарком. Забыв о прежних ссорах, она восторженно привет­ствовала завоевательную политику канцлера. А тот в свою очередь считал возможным поставить на службу своим воинственным планам самые демо­кратические принципы, например всеобщее изби­рательное право.

Немалую роль в образовании Гер­манской империи сыграло умение Бис­марка поддерживать отношения с Рос­сией. Благосклонность России к объединительным усилиям Бисмарка объяснялась прежде всего его последовательными призывами к соблюдению Пруссией нейтралитета в годы Крымской войны и его активным противостоянием идеям раздела Рос­сии западными странами. В ответ Россия во время франко-прусской войны также придерживалась во­оружённого нейтралитета. Более того, когда Авст­рия вознамерилась напасть на Пруссию в поддерж­ку Франции, Россия активно выступила против это­го. Кайзер Вильгельм I писал Александру II: «Прус­сия никогда не забудет, что лишь благодаря Вам война не приобрела чрезвычайного размаха. Вос­поминания о Вашей позиции по отношению ко мне и моей стране будут определять мою политику по отношению к России, что бы ни случилось».

Однако, когда Пруссия была готова начать но­вую войну с Францией в 1871 и в 1875 гг., Россия твёрдо выступила против. В подобных ситуациях Бисмарк, будучи дальновидным и зорким полити­ком, умел избежать поражения, играя на проти­воречиях между государствами Европы. Теперь он начал интриговать против России, пытаясь столк­нуть её с Англией и Австро-Венгрией. Все три го­сударства имели интересы на Балканском полуост­рове. Когда после русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. Россия получила преимущество в этом ре­гионе, Бисмарк немедленно стал поддерживать Австро-Венгрию. Извлекая выгоду из обострения англо-французского противостояния на Ближнем Востоке, Бисмарк обещал помощь Англии в случае войны в Египте. Подобная политика подрывала по­зиции Франции.

Франция была постоянной мишенью агрессив­ной политики Бисмарка. Россия же оставалась мо­гущественной державой, и расклад сил в Европе в значительной степени зависел от её позиции. Союз­нические коалиции, создаваемые канцлером, вклю­чали в себя Россию и, таким образом, поддержи­вали Германию в её противостоянии Франции на Балканах. Бисмарку удалось заключить так назы­ваемый «Союз трёх императоров» между Германи­ей, Россией и Австрией. Союз распался из-за трений между последними двумя государствами.

По мере усиления военной и экономической мощи Германии интересы её стали распространяться и на Африку, где она захватила ряд колоний. Очень скоро её колониальная политика пришла здесь в столкновение с английской, и отношения между Германией и Англией крайне обострились. Чтобы обеспечить себе свободу рук в случае столкновения с одной из западных держав и обезопасить себя с тыла, Бисмарк заключил с Россией в 1887 г. так называемый «Перестраховочный договор». Обе им­перии должны были поддерживать взаимный бла­гожелательный нейтралитет в случае нападения третьей державы. Бисмарк признал интересы Рос­сии на Балканах, обещая «поддерживать их в мо­ральном и дипломатическом отношении». С другой стороны, договор обеспечивал безопасность восточ­ных границ Германии, если бы Франция решилась взять реванш за утрату Эльзаса и Лотарингии в 1871 г.

Колебания канцлера в проведении русской по­литики возникали как под влиянием политической ситуации, так и в силу непростых личных отно­шений с русскими государственными деятелями, в частности с министром иностранных дел Горчако­вым. Хотя в правящих кругах Германии были вли­ятельные фигуры, настроенные антирусски и время от времени призывавшие к войне против России под предлогом угрозы с Востока, Бисмарк в целом всег­да был сторонником дружественных отношений с сильным соседом. «Едва ли, — писал он, — когда-либо может возникнуть необходимость войны Гер­мании с Россией, если только либеральные глупос­ти или династические промахи не изменят ситуа­ции». Взгляды Бисмарка разделял и Вильгельм I. По этому поводу английский историк Карр заме­тил: «Этой максимой пренебрегли Вильгельм II в 1914 г. и Адольф Гитлер в 1941 г., что в обоих случаях имело катастрофические последствия для Германии».

Бисмарк ушёл в отставку в 1890 г. Он покидал Берлин, шумно приветствуемый толпой, забывшей жестокость этого человека и помнившей лишь о его чрезвычайных заслугах перед Германией. В своей книге «Мысли и воспоминания» он рассказывает о своей жизни, о мотивах, руководивших им на его нелёгком поприще. При всей неоднозначности сво­ей деятельности Отто фон Бисмарк — одна из самых ярких фигур в немецкой истории.








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1275;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.