Quot;Поверженный кумир". Гравюра 1793 г.

Жирондисты предали суду депутата Марата за призывы к самосудам, но Революционный трибу­нал оправдал его. Они арестовали другого крайнего якобинца — журналиста Эбера. Эбер был редакто­ром популярной в народе газеты «Папаша Дюшен». Этот «папаша», от имени которого печаталась газе­та, изображался в ней в виде здорового детины с трубкой и парой пистолетов за поясом. В своих ста­тьях Эбер обличал жирондистов и прославлял очис­тительную «народную бритву», т. е. гильотину. Од­нако вскоре под напором протестов Эбера пришлось освободить.

2 июня 1793 г. Конвент окружили десятки ты­сяч вооружённых парижан. Они требовали исклю­чения из числа депутатов двадцати жирондистских вожаков. Депутаты Конвента попытались выйти из здания, окружающий народ приветствовал их кри­ками «Да здравствует Республика!», но не пропус­кал. Удрученные, депутаты «Болота» и «Жирон­ды» вернулись обратно в зал заседаний, на который были направлены 163 пушки восставших. Якоби­нец Кутон заметил с трибуны: «Разве Конвент не видит, что он свободен, что он ок­ружён друзьями?»

Сначала двадцати жирондистам предложили добровольно подать в отставку «для спасения отечества». Некоторые согласились, другие про­должали протестовать. Жирондист Ланжюине протестовал особенно ак­тивно. Один из депутатов «Горы», работавший ранее мясником, закри­чал ему: «Слезай с трибуны, или я тебя пришибу!» «Примите сначала декрет, объявляющий меня быком!» — отвечал тот. Его стащили с три­буны.

Под напором пушек Конвент при­нял предложение якобинцев об иск­лючении тридцати жирондистов. Они были помещены под домашний арест. Власть во Франции перешла к якобинцам и их вождям — Робес­пьеру, Марату, Дантону.

13 июля жирондистка Шарлотта Корде убила Марата. Через несколь­ко дней она была гильотинирована как убийца.

В октябре 1793 г. Конвент по предложению депутата Ромма при­нял решение о введении нового, ре­волюционного календаря. В году от­ныне было 12 месяцев ровно по 30 дней каждый. Они назывались: ван­демьер, брюмер, фример, нивоз, плювиоз, вантоз, жерминаль, флореаль, прериаль, мессидор, термидор, фрюктидор, что в переводе означает: виноградный, туманный, морозный (осень), снежный, дождливый, вет­реный (зима), прорастающий, цветущий, луговой (весна), жатвенный, жаркий, плодовый (лето). Кро-

ме того, в году было пять праздников — Гения, Труда, Действия, Вознаграждения, Мнения, а в ви­сокосном году ещё один праздник — Революции. Начиналась новая эра в день осеннего равноденст­вия и одновременно на следующий день после про­возглашения Республики, 22 сентября 1792 года: 1-го вандемьера 1 года. Революционное летоисчис­ление просуществовало во Франции 12 лет. В эти годы, когда надо было привести дату по христиан­скому календарю, говорили «такое-то число такого-то года по рабскому стилю».

Война Франции с монархическими державами Европы продолжилась с новым ожесточением. Име­на отдельных героев становились известны всей стране. Прославился, например, своей героической гибелью мальчик-барабанщик Барра. Когда враги потребовали от него сдаться, крикнув «Да здрав­ствует король!», он отказался и погиб с возгласом: «Да здравствует Республика!»

В самой Франции гильотина работала всё чаще, и поэтому период 1793-1794 гг. получил название эпохи террора (лат.«страх»). В октябре 1793 г. была казнена королева Мария-Антуанет­та. Из всей королевской семьи в за­ключении выжила только одна дочь короля, а наследник престола (до­фин) погиб в тяжёлых условиях за­ключения.

Конвент принял знаменитый «за­кон о подозрительных». В этом за­коне говорилось: «Подозрительны все те, кто своими действиями, сно­шениями, речами, сочинениями и чем бы то ни было навлекает на себя подозрение». Все подозрительные подлежали аресту. Аресты шири­лись, они всё больше захватывали самих депутатов Конвента. Были арестованы оставшиеся в Конвенте 73 жирондиста, подписавшие про­тест против насилия над Конвентом 2 июня. 9 октября на эшафоте погиб первый депутат.

Восстания, поднятые жирондис­тами в нескольких городах, подтал­кивали к жестокой расправе с их арестованными вожаками. В октяб­ре 1793 г. жирондисты предстают перед революционным прокурором Фукье-Тенвилем. Суд признал их виновными в заговоре и приговорил к смертной казни. Один из аресто­ванных тут же закололся кинжалом, другой воскликнул: «Мы умираем потому, что народ спит, а вы умрете потому, что он проснётся!»

На следующий день они были казнены. Возле эшафота осуждён­ные запели «Марсельезу». Хор из двадцати голосов становился всё ти­ше: каждую минуту падала новая голова. Наконец, замолк последний. Верньо, один из руководителей

жирондистов, казненных в этот день, сказал: «Революция подобна богу Са­турну: она пожирает собственных де­тей ».

Комиссары — посланники Конвента — недрог­нувшей рукой «наводили порядок» в городах Фран­ции. По приказу депутата Колло д'Эрбуа в городе Лионе было расстреляно 210 человек за один раз. Когда считали тела, обнаружили два лишних. Тут только вспомнили, что два человека безуспешно пытались доказать, что они не приговоренные, а полицейские.

Комиссары Конвента отдавали чрезвычайные приказы по всей Франции. Депутат Сен-Жюст, на­пример, отдал такой необычный приказ: конфиско­вать 10 тыс. пар сапог у аристократов города Страс­бурга и отправить их в армию, где многие солдаты вынуждены обходиться без обуви.

Между тем разногласия начинались и в самом стане якобинцев. Наибольшим влиянием среди них тогда пользовался глава всемогущего Комитета об­щественного спасения Робеспьер. Но было и два








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1469;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.