Закладка в печь вместо топлива пшеницы
В надежде поднять цены на хлеб.
США. 30-е гг.
Предприниматели штата Мичиган выливают
В реку молоко, чтобы удержать цены.
США. 1934 г.
средние фабрики и заводы не исчезли, но дух экономики определялся уже не свободной конкуренцией безвестных торгашей, а договорённостями между Морганами и Рокфеллерами, Круппами и Ротшильдами. Огромную роль в хозяйственной жизни стали играть банки, которые подчинили себе целые отрасли промышленности. Капиталистическим государствам пришлось даже ограничить влияние монополий, т. к. их безудержное стремление к прибыли, к росту цен грозило обнищанием большой части населения. Тогда же, в середине XIX в., вы-
яснилось, что время от времени хозяйство сотрясают кризисы перепроизводства товаров, которых не могут себе позволить покупать крестьяне и горожане. Всё больше и больше в мире заговорили о «свободной торговле», особенно после отмены «хлебных законов» в Англии (1846 г.), т. е. ликвидации запретительных тарифов на ввоз в страну иностранной пшеницы. Может быть, в последний раз Британия, постепенно терявшая своё положение «мастерской мира», оказалась в положении первопроходца — она почти лишилась собственного зерна и превратилась в чисто индустриальную страну. Более крупные капиталистические страны — Германия, Франция и особенно США — сохранили престиж крестьянского труда, но земледелец там превратился в результате аграрных реформ в фермера — полновластного владельца своей земли.
В конце XIX в. пар как главный источник энергии стал вытесняться электричеством. Электромотор заменил громоздкую систему рычагов и трансмиссий на производстве. Это означало удешевление производства и вызвало новый скачок развития. Оказалось выгодным не только продавать свои товары на далёких рынках, но и организовывать производства, строить заводы и фабрики в странах, где труд рабочего стоит дешевле. Именно тогда, а не в эпоху колониальных захватов, европейская цивилизация стала внедряться на безбрежных равнинах Азии и Африки, подчиняя себе традиционный общинный уклад жизни этих народов.
Показателем того, что мир в некоторых отношениях в начале XX в. стал представлять собой единое целое, стала война 1914—1918 гг. Она была войной европейских держав, но одновременно являлась мировой войной, ибо в ней участвовали многие страны и народы, находящиеся под их влиянием. У них было нечто общее — все они в той или иной степени были связаны с промышленным развитием. Послевоенные события внесли в жизнь мира очень много нового. Социалистический переворот, происшедший в России — одной из великих держав Нового времени, — тоже был своеобразной попыткой модернизировать традиционное общество, поставить его в один ряд с развитыми странами промышленной цивилизации, до предела увеличив роль государства в этом процессе.
Но сам капитализм в XX в. сильно изменился. Это капитализм эпохи всплеска технических достижений и завоеваний человечества. Радио и телевидение, автомобили и компьютеры, самолёты и космические спутники связи, роботы и безотходные технологии перевернули жизнь людей. Любые более-менее серьёзные социальные и международные конфликты могут разрушить целостность мира, основанного на лидерстве западной цивилизации, как когда-то сама западная цивилизация разрушила целостность традиционного аграрного строя народов Востока.
КОЛОНИАЛЬНАЯ
СИСТЕМА В НОВОЕ
ВРЕМЯ И НАРОДЫ
ВОСТОКА
Как уже было сказано, проникновение европейцев на другие континенты началось ещё в XIV—XV вв. Это были не просто морские экспедиции во вновь открытые земли — их участники строили там укреплённые форты, старались закрепиться на оживлённых перекрёстках торговых путей. Подчинить большие территории Европа ещё не могла, и торговля оставалась главным каналом контактов Запада и Востока. Не одно поколение европейских купцов сколотило себе состояния на торговле восточными тканями и оружием, благовониями и пряностями. Не считалось зазорным менять на золото и жемчуг туземцев, скажем, зеркальца или цветные ленты, пользуясь тем, что местные жители не знают действительной стоимости этих предметов.
В XVI в. крепнущая европейская цивилизация усилила своё проникновение на Восток и перешла к колониальным захватам. Главным орудием их были монопольные торговые компании. Голландская, французская и британская Ост-Индские компании создавались купцами при покровительстве властей и обладали исключительными правами на торговлю с восточными странами. Постепенно они золотом и оружием подчинили себе большие территории и превратились в настоящие державы. Характерно, что тогда европейцы не старались ломать традиционную общинную систему Востока и просто встали во главе её на место раджей, князьков, туземных принцев и прочих. Британская Ост-Индская компания (самая знаменитая и сильная), сосредоточив в своих руках политическую власть, захватила также монополию на судоходство, на всю внутреннюю и внешнюю торговлю Индии.
С того времени, как в Америке и Вест-Индии стали создаваться плантации, сначала португальцы, а затем голландцы, французы и англичане включились в работорговлю и развили её до невиданных масштабов. Торговля живым товаром давно существовала в Африке, но европейцы превратили её в стройную систему. Обычно они сами не участвовали в рискованной охоте за рабами, а скупали их за бесценок у туземных вождей или даже меняли на оружие и алкоголь. Затем в Америке чернокожие невольники продавались плантаторам с огромной выгодой для торговцев. Работорговля XVI— XVIII вв. настолько обескровила Африку (в рабство продавали прежде всего молодых, сильных людей), вызвала такой упадок, что континент оказался в своём развитии отброшен назад. Считается, что только из бассейна реки Конго было вывезено около
Одна из самых серьёзных проблем современного общества — организованная преступность.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 777;