Китайский воин XI—XIII вв.
3. Монгольский всадник XIII — начала XIV вв.
Турецкий всадник-дели XVI в.
XVI вв., привели к появлению высококвалифицированной пехоты — лучников, арбалетчиков и алебардщиков, пикинеров. Именно они оказались вполне способными громить рыцарские построения, как, например, швейцарцы, первыми научившиеся строиться в плотные каре и дружно орудовать алебардами и пиками. Монголы, а также арабы донесли до Европы порох. Его сила использовалась в пушках, изрыгавших куски металла и камни. Провозвестниками перемен в военном деле Европы стали отряды наёмных воинов, профессионально владевших пикой и мечом, носивших с лёгкостью сплошной стальной доспех и пользовавшихся громовым оружием — ружьями, а позднее и пистолетами.
Свой вклад в развитие военного дела внесла и Турция. Хотя ударной силой османского войска по-прежнему были тяжеловооружённые всадники, основу армии составляли пешие стрелки и сабельщики — янычары, мальчиками отнятые у родителей-христиан и воспитанные в специальных школах. Примерно в середине XVI в. всадник имел на вооружении щит из толстой кожи, длинное (более 4 м) копьё, саблю или проторапиру кончар, клевец и пару пистолетов. Эффективность такой конницы в бою была столь велика, что она послужила прототипом формирования двух родов конницы — улан и гусар Европы.
НОВОЕ ВРЕМЯ
Новое время представляет собой совершенно особый период всемирной истории. Человечество впервые осознало, что оно отныне обречено жить в одном историческом пространстве, в пределах одного исторического времени. В предыдущие века ситуация была иной. И разбросанные по поверхности планеты первобытные племена, и мощные государства в достойных восхищения цивилизациях Египта, Междуречья, Индии и Китая, и даже великие древние Эллада и Рим не могли дать современникам представления о всемирном характере развития. Взгляд человека на мировое пространство был ограничен соседними странами и полуфантастическими рассказами «бывалых людей» о далёких землях. Понимание ими исторического времени обычно охватывало жизнь всего лишь нескольких поколений, а за этот промежуток невозможно было уловить изменения в традиционном укладе. Конечно, мыслители и учёные и тогда размышляли о единстве мира, но эти размышления были чисто умозрительными, и проверить их на практике люди не могли.
Миссионерский порыв и религиозные войны средневековья, постепенное освоение человеком океана приблизили друг к другу страны и народы. Однако это сближение не было добровольным. История сложилась так, что Западная Европа начиная с XV в. осуществила всемирную экспансию (т. е. расширение, распространение влияния), объединив
мир под своим владычеством. Как писал один из самых знаменитых историков нашего времени англичанин А. Тойнби, драматическая и многозначная встреча Запада со всем остальным миром стала центральным явлением Новой истории.
Как и за счёт чего западная цивилизация смогла вырваться вперёд? Прежде всего следует иметь в виду то, что некоторые черты западноевропейского феодализма сильно отличали его от строя, существовавшего в тот же период на Востоке. В Европе ремесло горожанина чётко выделилось в противовес сельскому хозяйству, изделия мастерских обменивались на продукцию крестьянина. Город был не только центром ремесла и торговли, но имел самоуправление, сильно ограничившее власть феодалов. Имелись законы, которые как-то охраняли простолюдина от произвола «сильных мира сего», от произвола государства. Отношения купли-продажи, торговые, посреднические отношения вообще были сильно развиты. На Востоке же правители были полновластны над жизнью и имуществом своих подданных, а место закона занимали их повеления. Ремесленники Востока (часто превосходившие своим мастерством европейцев) работали не на рынок, а обслуживали властителей и их приближённых.
Различалась и общественная мораль. Если на Западе люди привыкли ставить во главу угла свои права, подкреплённые законом, то на Востоке считалось, что главное — благопристойное поведение,
Вид на Нью-Йорк.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1063;