НАПРАВЛЕНИЙ В НОВОЕ
ВРЕМЯ
Придя к власти, европейская буржуазия принесла с собой совершенно иную идеологию, чем та, которая существовала раньше. Выше уже говорилось, что во многом её породила эпоха Возрождения. Она ставила вопросы не только о месте человека в мире, но и о новой системе управления обществом, которую создал промышленный класс Запада.
Для позднефеодального общества была характерна абсолютная власть монарха. Буржуазное общество подняло, основываясь на очень популярной в XVII—XVIII вв. античной традиции и наследии «просветителей» (Руссо, Вольтер, Локк и др.), идею народовластия, республики. В начальный период Нового времени, в годы первых буржуазных революций борьба между монархами и рвущимся к власти классом предпринимателей была очень ожесточённой. Это выразилось, в частности, в невиданных до тех пор событиях — публичных казнях королей Карла I Стюарта (1649 г.) и Людовика XVI Бурбона (1793 г.). Однако англичане и французы вернулись к монархии — первые навсегда («Славная революция» 1688 г. окончательно установила конституционное правление, когда король «царствует, но не правит»), вторые временно. Оказалось, что монархическая власть прекрасно уживается с буржуазией и даже активно отстаивает её интересы. Отличным примером может служить империя Наполеона I, штыками расширявшего влияние французской буржуазии и потеснившего в начале XIX в. позиции её британских конкурентов.
В тот же период Нового времени монархи скандинавских стран, Германии, Италии укрепили свои позиции именно при поддержке национальной буржуазии. Современникам стало ясно, что политическая система индустриального общества может быть основана как на монархическом, так и на республиканском устройстве при условии, что правительство ответственно перед избранниками народа. И конституционные монархии (Англия, Япония), и парламентские республики (ныне Германия и Италия), и президентские республики (США, Франция) являются вполне приемлемыми, ибо основаны на праве граждан избирать своих представителей и на системе разделения властей на законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и судебную, независимые друг от друга. Такие формы политического устройства общества были выработаны в Новое время.
Аристократия, бывшая феодальная знать, в первый период Нового времени ещё пыталась восстановить своё влияние и стала родоначальником консервативного направления. Консерваторы выступили против резких изменений отношений в обществе, в политических системах, за сохранение традиций политической и культурной жизни. Их внешняя политика была направлена на противодействие стремлению народов колоний добиться независимости. Со второй половины XIX в. часть торгово-промышленного класса также стала склоняться к консерватизму (Бенджамин Дизраэли), подчёркивая необходимость сильной власти.
Другим важным направлением общественной мысли Нового времени является либерализм. Он традиционно отстаивает свободу предпринимательства, парламентский строй и право человека на свободное выражение своих мыслей. Либеральное направление наиболее ясно отражает идеологию эпохи, начавшейся во второй половине XVII в., оно пользуется поддержкой интеллигенции. Именно либералы начали борьбу против рабства в США (середина XIX в.), выступили за введение всеобщего избирательного права, уравнение в правовом отношении женщин и мужчин.
С 70-х гг. XIX в. в борьбу с этими политическими течениями и партиями, представляющими их, вступил социализм. Главными идеологами этого учения о необходимости замены либерально-капиталистического строя справедливым социалистическим устройством общества, где власть будет принадлежать трудящимся, были немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Конец XIX в. был временем образования социалистических партий во всех развитых странах и быстрого их усиления за счёт того, что многочисленный рабочий класс отдавал им голоса на выборах в органы власти. В начале XX в. социализм раскололся на два течения, первое из которых сделало ставку на приход к власти за-
Фридрих Энгельс.
Карл Маркс.
конным, выборным путём и быстро сблизилось с либералами. Другое (вскоре принявшее название коммунистического) поставило во главу угла своей политики насильственное свержение существующего строя. Когда русские коммунисты под руководством своего лидера Ульянова-Ленина осуществили социалистическую революцию и создали Советское государство, ситуация в мире осложнилась. Началась ожесточённая борьба между коммунистическим движением, желавшим осуществить свержение капитализма во всём мире, и западной цивилизацией — борьба, которая пронизывала весь последний период Нового времени.
Кратковременной, но страшной вспышкой насилия был отмечен успех фашизма в Италии и особенно в Германии (там он получил название нацизма). Его идеология основывалась на запрещении демократических свобод и ценностей Запада, отрицании либеральных идей (впрочем, как и коммунистических). Лидеру нацистов Адольфу Гитлеру удалось повести за собой массы немецкого народа благодаря пропаганде национальной исключительности немцев, необходимости расчистить для них «жизненное пространство» путём завоеваний. Вторая мировая война 1939—1945 гг. привела к разгрому Германии, причём для этого пришлось объединиться СССР и либеральным западным государствам.
Национальные отношения вообще являются одной из главных проблем Нового времени. Нации формируются именно в эту эпоху, создают свои государства, требуют права на выход из состава многонациональных государств, освобождения от колониальной зависимости и т. д. Некоторые учёные
считают, что вот уже несколько веков национализм, а не столкновение либералов, консерваторов или социалистов, определяет судьбу мира. Так, П. Рейнш (США) писал: «Если мы бросим взгляд на историю мирового развития начиная с эпохи Возрождения, то обнаружим один принцип, вокруг которого может быть гармонично сгруппировано огромное количество фактов; этим принципом является национализм. С тех пор как были оставлены средневековые идеалы мирового государства, этот принцип является краеугольным камнем подлинной государственности. Национализм — идеология, присущая абсолютно всем крупным национальным государствам на всех этапах развития». Эта точка зрения отвергается теми, кто считает, что западная цивилизация готовит человечеству в скором будущем «мировое государство», которое сотрёт границы между странами и народами. В любом случае следует признать, что национальные движения, отстаивающие так или иначе понятые национальные интересы, на протяжении всей Новой истории представляли собой одну из самых активных и мощных политических сил.
Все идеологические и политические течения Нового времени порождены развитием технологической цивилизации Запада, взаимодействием её с традиционными обществами, влиянием её на путь, по которому уже много тысячелетий движется человечество. Они соперничают и борются между собой, пытаются перенять друг у друга аргументы и лозунги, завоевать поддержку других общественных сил. В конечном итоге они помогают нам понять сущность той сложной, трудной, кровавой эпохи, которая получила название «Новое время».
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 650;