Здание одного из книгохранилищ
Библиотеки "Тлнь игэ" в г. Нипио.
(Китай).
Итальянские
Безработные.
Г.
зависимым странам, что должны выращивать крестьяне. Например, Цейлон, Ява стали районами чайных культур, Бенгалия — производства джута, Ирак поставлял финики и ячмень, Северная Африка — оливки, Вьетнам — рис, Золотой Берег (нынешняя Гана) — какао, Египет — хлопок. Богатства недр — нефть, руда, уголь, редкие металлы — также разрабатывались иностранными компаниями. Нефтяные монополии вели разработку месторождений Ирана, арабских стран, Индонезии. В руки английских, французских, немецких и бельгийских компаний перешли богатые алмазные и золотые россыпи африканских стран. На Востоке строились железные и шоссейные дороги, порты, мосты, телеграфные и телефонные линии. Всё это делалось главным образом для приближения районов производства сырья к пунктам вывоза и для облегчения проникновения западных товаров в глубь территорий. Поэтому часто железные дороги, например, строились «веером» — от портов пути расходились в глубь страны.
Капитализм, западная цивилизация проникали таким образом в восточное общество, видоизменяли его, заставляли людей отказываться от привычного образа жизни и от привычного хода мыслей. Конечно, далеко не все жители колоний и зависимых стран оказались «выбиты» из традиционного уклада — например, даже в серьёзно втянутом в мировое хозяйство Китае лишь 7% населения в начале XX в. были как-то связаны с западным рынком. Но тем не менее необходимость отказа от привычного жизненного уклада страшно нервировала людей, и без того отрицательно относившихся к засилию европейцев. Люди видели в проникновении европейской цивилизации причину всех бед восточного общества. Например, участники восстания ихэтуаней в Китае (1900 г.) считали, что «железные дороги и огненные телеги беспокоят дракона земли и сводят на нет его хорошее влияние на землю. Красные капли, которые капают с железной змеи (т. е. ржавчина, отлетающая от телеграфных проводов), являются кровью оскорблённых духов. Эти духи не в силах помочь нам, когда эти красные капли падают возле нас». В большей или меньшей степени такое отношение к западной цивилизации проявлялось и во время других крупных восстаний на Востоке — сипайского восстания в Индии (1857—1859 гг.), бабидского движения в Иране (1848—1852 гг.) и т. д.
Правда, образованный слой общества (а европейцы, особенно англичане, кое-что делали для просвещения народов) понимал необходимость заимствования достижений европейской цивилизации хотя бы для того, чтобы добиться независимости. В восточных странах существовали три направления в подходах к заимствованию. Представители первого считали, что можно ограничиться перениманием военной технологии, отринув при этом другие достижения Запада, в том числе его политические идеи (султан Абдул Хамид в Османской империи, императрица Цыси в Китае). Но этот путь ничего не дал их странам. Представители другого направления — в основном новая интеллигенция, знакомая с западными идеями, — понимали, что нужно реформировать всё общество, взять лучшее из политической системы, экономической жизни, идеологии Запада (деятели раннего Индийского национального конгресса, Кан Ювей в Китае и др.). В начале XX в. выделилось в некоторых странах и третье течение — радикальное, ставившее во главу угла социальные вопросы. Самым ярким его представителем был китайский революционер Сунь Ятсен.
Тем не менее все эти течения объединяло одно обстоятельство, которое было совершенно естественным в условиях подчинения их стран западным державам, — националистическая окраска. Национализм получил серьёзный толчок во время Первой мировой войны, когда в силу объективных причин (в том числе из-за того, что в морях хозяйничали германские подводные лодки) колониальные стра-
ны резко ослабили торговые связи с метрополиями. Оказалось, что некоторые страны — Индия, Китай, Египет — за счёт индустриального труда вполне могли обеспечить себя некоторыми видами промышленной продукции. Усилились национализм, желание выйти из-под опеки Запада. Турции при Ататюрке, Ирану при Реза-шахе это в общем удалось. Но в целом Европа пока ещё была заинтересована в политическом контроле над колониями и не желала ликвидировать свою колониальную систему. Тем не менее уже в 20—30-е гг. XX в. наиболее дальновидные представители правящих кругов метрополий заявляли о желательности заменить откровенный политический контроль незаметным финансово-экономическим, культурным влиянием на зависимые страны, действовать через займы и кредиты, таможню, международные организации и т. д.
После Второй мировой войны эта точка зрения возобладала (правда, нельзя сбрасывать со счетов ясно выраженное желание национальных движений Востока добиться независимости пусть даже и вооружённым путём). В 50—60-е гг. колониальная система была уже ликвидирована, её время прошло. Однако задачи модернизации восточного общества остаются главными задачами руководства стран Азии и Африки.
БОРЬБА ИДЕЙ
И ПОЛИТИЧЕСКИХ
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 570;