Диалект как разновидность национального языка. Понятие о территориальном диалекте.
Диалект (от гр. diálektos – ‘разговор, говор, наречие’), или говор – центральное понятие диалектологии. Диалектом называют «разговорный вариант данного языка, которым пользуется ограниченное число людей, связанных общностью территории, в постоянном живом общении друг с другом; диалект не имеет своей письменной нормы» (В.В. Колесов). Говоры возникают на ранних этапах развития языков, выполняя парольную функцию, т.е. противопоставляя свою социалему (языковой коллектив) другим общностям людей прежде всего по языковому признаку, они предшествуют появлению их литературной разновидности.
Традиционно выделяют следующие разновидности (формы существования) русского национального языка: 1) литературный язык; 2) территориальные диалекты (говоры); 3) социальные диалекты (жаргоны, или социолекты, арго, профессиональные подъязыки); 4) просторечие. Некоторые учёные в качестве ещё одной разновидности русского национального языка называют разговорно-обиходную речь, тем самым исключая её из объёма понятия литературный язык.
Современная лингвистика, применяя системный подход к изучению языковых фактов, рассматривает естественный язык не просто как набор специфических черт, но как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Такой системный подход в русской диалектологии связан с идеей Р.И. Аванесова о построении общей фонологической модели русского языка в целом, включая литературный язык и диалекты. Следствием такого научного взгляда стало предложение нового термина – диалектного языка, представляющего собой общую систему русских говоров, разновидности которой представляют собой типологические величины. При этом «вариативные черты говоров (частных диалектных систем) рассматриваются как элементы общей языковой системы независимо от того, как они располагаются на территории».
Традиционно считается, что языковая система может быть названа диалектом, если она 1) является только устным средством коммуникации относительно немногочисленного (до нескольких десятков тысяч носителей) этнически однородного коллектива, 2) не является стандартизированным и кодифицированным языком, 3) предполагает носителей данной системы, которые не имеют собственного государства или автономного административно-территориального образования, 4) не является универсальным инструментом социального взаимодействия.
Существуют многочисленные примеры того, что диалекты одного языка взаимно непонятны, например многие диалекты китайского языка (в устной форме), территориально удаленные немецкие и даже некоторые русские говоры. Напротив, носители некоторых близкородственных языков – шведы и норвежцы, русские и белорусы, монголы и калмыки, носители большей части тюркских языков – понимают друг друга сравнительно легко. Во всех этих случаях вопрос «Язык или диалект?» решается однозначно: языки имеют государственный статус, самостоятельную письменность и т.п., а диалекты – нет. Отнесение диалекта к тому или другому из близкородственных языков, занимающих соседние территории (например, на русско-белорусском пограничье), часто основывается исключительно на экстралингвистических критериях, таких как этническое самосознание носителей диалекта, использование ими того или иного литературного языка.
Понятие о диалекте, сложившееся в современной диалектологии, ориентировано на языковую ситуацию, типичную для современных европейских стран, где диалекты существуют наряду с общенациональным литературным языком в его различных формах (письменной, разговорной и т.д.) и стилистических разновидностях.
Описательная и историческая диалектология. Лингвогеография. Диалектология – наука о диалектах. Источниками данной языковедческой дисциплины являются тексты – записи русских говоров, сбор которых начался в первой половине XIX века, письменные памятники, а также диалектные словари и атласы. Диалектология изучает особенности диалектов определённой территории или всей диалектной системы.
Среди основных задач русской диалектологии выделяют следующие:
1) описание диалектного членения современного русского языка;
2) установление особенностей соотношения литературной и диалектной разновидностей русского языка;
3) выявление и описание средств вариативности в системе русского диалектного языка: особенностей произношения и словоупотребления, состава морфологических форм, построения грамматических конструкций;
4) определение ценности диалектов в истории развития русского национального языка, выявление их роли в формировании других разновидностей русского языка;
5) составление лингвистических карт, представляющих особенности распространения русских диалектов.
В широком значении термина диалектология подразделяется на частные языковедческие отрасли: описательную диалектологию (занимается сбором образцов диалектной речи для описания особенностей говоров в синхронном срезе), историческую диалектологию (занимается изучением исторического развития говоров) и лингвистическую географию (занимается составлением карт распространения диалектов по языковым ареалам).
В рамках описательной диалектологии появились многие теоретические положения московской диалектологической школы, принадлежащие в первую очередь Р.И. Аванесову. К ним относится теория диалектного языка и диалектных различий, опирающаяся на строгий синхронно-системный подход. Диалектный язык рассматривается, с одной стороны, как совокупность всех говоров данного языка, а с другой – как макросистема, отображением которой является система каждого из говоров. Одни элементы системы диалектного языка являются постоянными, одинаковыми во всех говорах. Другие представлены в разных говорах соотносительными вариантами. Они называются диалектными различиями или межсистемными соответствиями. Например, в русском языке диалектное различие образуют показатели 3-го лица настоящего времени; по говорам это -t (несёт), -t' (несёть), (несё). Диалектные различия могут относиться к любому языковому уровню. Структура диалектного языка отражает уровень диалектологических знаний, степень изученности систем отдельных говоров.
Теория диалектного языка и диалектных различий легла в основу Диалектологического атласа русского языка (ДАРЯ), ознаменовав становление синхронно-системного подхода в лингвистической географии. ДАРЯ, сбор материалов к которому проводился в 1940-1950-х гг., представляет собой своего рода синхронный срез русского диалектного языка середины ХХ в. Диалектологический атлас русского языка издается с 1986 г. Ему предшествовал Опыт диалектологической карты русского языка в Европе Н.Н. Дурново, Н.Н. Соколова и Д.Н. Ушакова (1915), где впервые было предложено диалектное членение восточнославянской языковой территории (т.е. говоров русского, украинского и белорусского языков; в терминах того времени – «великорусского», «малорусского» и «белорусского» наречий русского языка). В 1965 г. была составлена Карта распространения русских диалектов на территории первичного формирования.
К области описательной диалектологии иногда относят также лингвистическую географию, так как исследования в этой области основываются на материале живых говоров. В современной научной литературе лингвистическую географию отделяют от описательной диалектологии. Лингвистическая география изучает географическое распространение диалектных явлений. Это направление в диалектологии появилось в результате работы над составлением национальных диалектологических атласов, развернувшейся во второй половине XIX в. и продолжавшейся в XX в.
Исторические факторы развития диалектов. История развития диалектов – поступательный процесс, подчинённый как собственно лингвистическим факторам, так и экстралингвистическим. Диалекты формируются в условиях отсутствия существенных исторических факторов, могущих интегрировать большие общности людей. Таким фактором, например, может быть образование централизованного государства, развитие науки и техники и т.п. Так, в немецком языковом ареале на протяжении всего средневековья существовали территориально раздробленные политические структуры, что привело к образованию и развитию большого количества разных диалектов. Региональные особенности употребления немецкого языка затрудняли процесс создания культурной целостности.
Нередко говорят, что говор – это традиционная устная речь преимущественно внегородского населения страны (язык сёл, деревень, язык жителей населённых пунктов, отдалённых от крупных областных центров). Предполагается, что носители чистых диалектов не вступают в регулярные и продолжительные языковые контакты с носителями других идиомов, прежде всего, носителями литературного языка. Но реальная языковая ситуация свидетельствует об обратном. Так, на говоры современной России в значительной степени влияют нормы литературного языка, что связано с развитием научно-технического прогресса во второй половине ХХ века (радио, телевидение), массовыми миграциями населения и распространением в конце ХХ века в рамках становления информационного общества коммуникационных средств (мобильная связь, персональный компьютер, Интернет).
Русские говоры тесно связаны с историей народа: диалектные данные «помогают историку воссоздать исторические пути русского народа (перемещение, контакты и пр.). Диалектология тесно связана с этнографией – наукой, изучающей материальную культуру народа. Черты местного быта и особенности ведения хозяйства отражаются в диалектной речи, например, различные названия жилого дома: изба – севернорусское, хата – южнорусское».
В отличие от литературного языка, который в принципе внетерриториален, диалектный язык (т.е. условно представляемая совокупность всех диалектов как система типологических элементов) территориально вариативен; в нём «выделяются элементы языковой системы, общие для всех русских говоров, и элементы, отличающие одни говоры от других. Просторечие, совпадая с диалектом по наличию одной только устной формы бытования и по отступлениям от литературной нормы, отличается от диалекта более широким распространением и стилистической функцией: просторечные формы как раз и порождают «сниженный» вариант городской разговорной речи, тогда как «чистый» диалект – это «нормальная речь сельского населения» [3, с. 6]. Например, русское диалектное слово вытиральник в значении ‘полотенце’ является для носителя литературного языка экспрессивно маркированным, в то время как для носителя соответствующего говора данная лексическая единица лишена коннотативного компонента значения.
Таким образом, диалект как разновидность национального языка обладает набором следующих лингвистических признаков:
· по форме закреплённости знаков: устная форма речи;
· по генетической отнесённости к национальному языку: в историческом плане является наиболее ранней разновидностью языка, точнее соответствующего языкового мира («-фонии») [10];
· по охвату территории: распространён на определённой территории;
· по отношению к языковой норме: отсутствие жёстких языковых правил, т.е. специально разработанных норм произношения, словоупотребления и построения грамматических конструкций (характерна традиция употребления);
· по сфере использования: применение преимущественно в быту, а также в трудовой деятельности (например, в сельском хозяйстве);
· по степени стилистической разработанности системы: отсутствие функциональных стилей языка.
Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия. Русские говоры – это частные системы национального языка, в которых группа некоторых признаков (фонетических, акцентологических, лексических, грамматических и т.д.) варьируется по отношению к другим его разновидностям или к системам других говоров. Среди диалектных различий выделяют противопоставленные и непротивопоставленные различия. Противопоставленные диалектные различия – это языковые черты, которые представлены в нескольких говорах конкретными вариантами, напр.:
- в фонетике: постановка ударения (мóрква и морквá);
- в лексике: понятие ‘процесс речевого выражение мысли’ в разных говорах имеет свой основой вариант экспликации – в одном диалекте номинант гутарить, в другом балакать, при наличии номинанта говорить как основного элемента литературного языка;
- в морфологии: в одних говорах окончание 3-го лица единственного и множественного числа личной формы глагола твёрдое, а других – мягкое (ср. печь – печёт, пекут и печь – печёть, пекуть).
Непротивопоставленные (несоотносительные) диалектные различия – это языковые черты, которые характерны только для одной диалектной системы; специфические элементы конкретного говора. Непротивопоставленные диалектные признаки присущи одним говорам и не употребляются в других в связи с отсутствием соответствующих предметов или понятий, например, при номинации объектов ландшафта, природных условий: бáчно – ‘болото, топкое место’, или при номинации объектов материальной культуры (так называемые этнографические диалектизмы) – разновидности одежды (понёва, сарафан), предметы домашнего обихода с одинаковой или сходной функцией (ведро – дежка – кадка).
Диалектное членение русского языка. Становление норм, легших в основу современного русского языка, происходило в XV-XVII вв. на базе активного взаимодействия двух восточнославянских наречий: севернорусского и южнорусского; между ними, постепенно расширяя границы своего распространения, возникли переходные среднерусские говоры. На основе среднерусских говоров сформировалась литературная разновидность русского национального языка.
Северным и южным говорам присущи свои специфические черты. Например, в севернорусских говорах сохранилось звучащее противопоставление фонем <о> и <а> в безударных слогах, т.е. данным говорам свойственно оканье (ср.: лит. норма: молоко [мълΛкó] и окающая норма: [молокó] или [мълокó]). Заднеязычный звонкий звук [г] в севернорусском наречии (а также в среднерусских говорах и литературном языке) чередуется с [к] в слабой для их противопоставления позиции: но[г]а – но[к]; в южнорусском наречии обычно употребляется фрикативный звук [γ] с оглушением в звукотип [х] в слабой позиции: но[γ]а – но[х] (см. подробную характеристику севернорусского и южнорусского наречий).
Схема диалектного членения диалектного языка по группам говоров
(по С.К. Пожарицкой)
Наречия | Западная зона | Восточная зона | ||
Севернорусское наречие | Ладого-Тихвинская группа | Вологодская группа | ||
Костромская группа | ||||
Среднерусские говоры | Новгородские говоры | Владимирско-Поволжская группа | ||
Псковская группа | Восточные среднерусские акающие говоры | |||
Южнорусское наречие | Западная (Смоленская) группа | Тульская группа | Восточная (Рязанская) группа | |
Курско-Орловская группа | ||||
При классификации говоров используется не формальный подход, не «сортировка» элементов говоров, но функциональный принцип. Сущность функционального принципа в диалектологии заключается в том, что противопоставляются не сами признаки, а их функции в системе языка. Например, если в северных говорах севернорусского наречия встречается страдательно-безличный оборот типа всю картошку съедено, а в северо-западных – оборот типа у меня воды принесено, то сравнение конструкций производится на основе общности функции, а не происхождения.
О престиже русских диалектов. Современный русскоязычный мир (русский языковой ареал, русофония) представлен большим количеством идиомов. Диалекты русского языка, территорией распространения которых является Российская Федерация, составляют в современных условиях периферийную часть русофонии. В начале ХХ века значительная часть населения России «говорила на диалектах, а литературным языком владели немногие жители государства. С ростом культуры, образования, научно-технического прогресса (конец ХХ века) увеличилось число людей, знающих литературный язык <…>. Сейчас русский литературный язык – основная форма национального языка, а диалектный язык – неосновная форма» [12, с. 7].
С одной стороны, диалект – это разновидность национального языка, сохраняющая локальные особенности в максимальной степени, с другой стороны, русские говоры испытывают значительное влияние более престижных форм, например, литературного языка. Не теряет своей актуальности вопрос о престиже диалектной разновидности национального языка. Этот вопрос имеет прямое отношение как к уровню осознания нацией богатства ресурсов родного языка, так и к уровню социально-экономического развития регионов страны.
Уважительное и бережное отношение к диалектам свойственно многим народам. Весьма поучителен опыт стран Западной Европы: Австрии, Германии, Швейцарии, Франции и др. Например, в школах ряда французских провинций в конце прошлого века «введен факультатив по родному диалекту, отметка за который ставится в аттестат. В Германии и Швейцарии вообще принято литературно-диалектное двуязычие и постоянное общение на диалекте в семье.
В России начала XIX в. образованные люди, приезжая из деревни в столицу, говорили на литературном языке, а дома, в своих поместьях, общаясь с соседями и крестьянами, нередко пользовались местным диалектом» [13].
Многие говоры русского языка, испытывая влияние других языков (например, испанского, португальского), видоизменяются. Тем не менее, их ядерные русофонные признаки в определённых социально-культурных условиях не угасают. Как отмечает О.Г. Ровнова, даже те зоны крайней периферии русофонии, которые существуют благодаря переселениям русских старообрядцев (например, Южная Америка), при установке на сохранение носителями соответствующих диалектов культурных и религиозных традиций, не исчезают, но продолжают сохранять основные черты русских диалектов [9, с. 50-68].
Языковое богатство русских диалектов отражает и различное видение говорящими окружающего мира, что проявляется в особом способе концептуализации. Так, одно и то же «семантическое пространство в разных говорах может члениться по-разному, что проявляется в разном количестве слов-названий элементов этого пространства и в различии их взаимосвязей. Так, в одних русских говорах, как и в литературном языке, лингвистическое время членится на прошедшее, настоящее и будущее, а в других выделяется еще перфект и плюсквамперфект. Например, в литературном языке существует одно название для невзрослой лошади – жеребенок. А в говорах чаще всего встречаются три названия возрастных периодов жеребенка: первый – сосун, сосок, соска, лошонок, лошак, коняжка, селеток, озимок, первозимок; второй – стригач, стриган, стригун, стрига, стрижка, стрижак, летошник, лонщак, лонщина, перезимок, полуторник; третий – третьяк, третьяка, трехлеток, троелеток, учка, первопашка, гуляк, воронка, бороныш, боронщик, боронник, бороновалка и др.»
Таким образом, отношение к говорам как к языку необразованных людей, языку архаичного прошлого – неверный взгляд. Как представляется, абсолютизация роли литературной разновидности национального языка противоречит самому устройству языкового ареала, т.е. принципам организации ценностной структуры языкового мира.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Общие сведения о базах данных | | | История университетского спорта. |
Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 14621;