Причины углубления противоречий
Во второй половине ХХ столетия в большинстве развивающихся стран, особенно в самых бедных из них, произошел демографический взрыв, круто повысивший кривую ежегодного прироста населения. Это существенно замедлило темпы роста подушевых доходов, поскольку динамика последних определяется двумя разнонаправленными факторами: темпами роста ВВП и темпами роста населения. Чем быстрее растет объем ВВП, тем скорее повышается средний уровень подушевых доходов той или иной страны. Но чем быстрее растет ее население, тем меньшая часть этого объема приходится на каждого жителя. Демографический взрыв в развивающихся регионах мира существенно понизил темпы прироста подушевых доходов в большинстве регионов Юга.
Однако демографический взрыв - явление временное. По темпам ежегодного прироста населения этих регионов он прошел свой пик уже во второй половине 60-х годов, а по абсолютной его величине - на рубеже 80-х и 90-х (максимум - 80 млн. человек - пришелся на 1990 г.). Население развивающихся стран продолжает расти, но все медленнее. Это значит, что чрезвычайно неблагоприятная для развивающихся регионов демографическая ситуация вступает в фазу затухания, а экономический рост здесь будет постепенно входить в нормальную колею.
Другое весьма неблагоприятное обстоятельство, усугубившее во второй половине XX в. экономическое положение развивающихся стран, состоит в том, что многие из них обрели политическую и экономическую независимость после продолжительного пребывания в составе тех или иных колониальных империй. Будучи колониями или зависимыми странами, они находились под своеобразной опекой своих метрополий, которые обеспечивали им устойчивое положение в системе международного разделения труда, защиту их внутренних рынков от чужих (не входящих в данную империю) конкурентов, валютную стабильность и другие, относительно благоприятные экономические и политические условия.
Разумеется, это было выгодно в первую очередь метрополиям, но в известной мере и их владениям. Когда же новорожденные государства обрели суверенитет, изгнали опытных колониальных администраторов, они остались один на один со своими экономическими и социально-политическими проблемами. Большинству из них пришлось, чуть ли не с нуля создавать свои государственные структуры, готовить национальные кадры управленцев, вырабатывать собственную экономическую и социальную политику. И все это в условиях общей технико-экономической и культурной отсталости, неудержимого роста населения, неприспособленности к жесткой конкуренции на мировом рынке и разгула коррупции в среде доморощенных чиновников, впервые пришедших к власти.
В большинстве бывших колоний, особенно африканских и ближневосточных, отсутствовала сколько-нибудь развитая политическая культура, демократические традиции и институты. Во многих новорожденных государствах бюджетные дефициты закономерно достигли громадных размеров и повлекли за собой высокую инфляцию. Это, в свою очередь, обесценивало национальные валюты, повышало процентные ставки по кредитам, отвлекая и без того скудные инвестиционные ресурсы от реального сектора экономики в финансовую сферу и усиливая бегство национального капитала за границу. Кроме того, высокая инфляция подрывала реальные доходы населения, сужая внутренние рынки сбыта. В результате реальный сектор начал стагнировать.
Но со временем ситуация стала меняться в лучшую сторону. По примеру молодых азиатских "тигров", а также в результате накопленного опыта большинство развивающихся стран в 80-х годах начало менять свою экономическую стратегию, и это стало приносить плоды. Косвенным подтверждением оздоровления экономики развивающихся стран явился перелом сохранявшейся здесь до середины 80-х годов прошлого века тенденции к нарастанию инфляции.
Еще один фактор, крайне отрицательно сказывающийся на экономическом, политическом и культурном развитии развивающихся стран - это бесконечные военные конфликты. Сначала восстания и войны за освобождение от колонизаторов, потом - территориальные споры и межэтнические столкновения. К этому нередко добавлялись бесчинства пришедших к власти диктаторов, дворцовые перевороты, запредельная коррупция чиновников. Один из самых крупных конфликтов такого рода вспыхнул в Демократической республике Конго (бывшем Заире), где почти тридцатилетняя тирания Мобуту довела этнические, политические и социальные противоречия до предела. В гражданскую войну оказались втянутыми и соседние страны: на стороне правительства - войска Анголы, Зимбабве и Намибии, на стороне мятежников - вооруженные силы Руанды и Уганды. В этой бойне погибло 2.5 млн. человек.
Некоторые развивающиеся страны на долгие годы превращались в театр военных действий, а их население лишалось возможности заниматься нормальной хозяйственной деятельностью. В Перу гражданская война продолжалась 16 лет (1980-1996), Эфиопии- 17 лет (1974-1991), Бангладеш - 21 год (1973-1994), в Афганистане -23 года (1978-2001), на Филиппинах - 24 года (1972-1996), в Бирме - 27 лет (1968-1995), а в Чаде - даже 29 лет (1965-1994).
Такие выяснения отношений с помощью силы причиняют колоссальный ущерб экономике, социальному и политико-правовому развитию стран. Мало того, что они уносят миллионы жизней (только в 90-х годах в таких конфликтах погибло более 4 млн. человек), они еще и разрушают накопленный физический капитал (предприятия, жилой фонд, инфраструктуру), отбрасывая экономику на многие годы назад. Все это тормозит экономический рост большинства развивающихся стран. Но в последние годы число серьезных вооруженных конфликтов (тех, которые уносят жизни не менее 1 тыс. военных и гражданских лиц), достигнув пика в первой половине 90-х годов, стало снижаться.
Наконец, следует учитывать еще один фактор, сыгравший в 60-70-х годах деструктивную роль в судьбах более двух десятков развивающихся стран. Распад колониальной системы привел к жесткой борьбе развитых стран и Советского Союза перетянуть ряд стран Азии, Африки и Латинской Америки на «капиталистический» и «некапиталистический» путь развития, то есть на путь строительства социализма.
Тем странам, которые поверили в преимущества социализма или делали вид, что готовы в это поверить, давались льготные кредиты, поставлялись в долг промышленное оборудование и оружие. В такие страны направлялись политические, экономические и военные советники, советские инженеры и строители возводили плотины и заводы, строили шахты и рудники, прокладывали дороги и трубопроводы. Уже к концу 70-х годов СССР и другие страны СЭВ почти в 90 развивающихся странах построили около 3.3 тыс. промышленных и иных объектов, еще 1.4 тыс. находились в стадии строительства. Львиная доля этих объектов создавалась Советским Союзом в кредит с неопределенными условиями погашения, то есть почти даром.
Шаг за шагом выдавливая иностранный капитал и укрепляя государственный сектор, страны, идущие по пути строительства социализма, формировали у себя модель экономики, приближавшуюся к советской: все более централизованную, командно-распределительную, все менее рыночную, ориентированную на самоизоляцию от мирового рынка.
Такие изменения, в значительной мере навязанные извне, действительно позволяли некоторым странам дистанцироваться от ТНК и бывших своих метрополий. В контексте холодной войны это можно было рассматривать как успех Советского Союза. Но для самих государств социалистической ориентации это обернулось большими издержками. Их традиционные международные торговые, финансовые и производственные связи стали разрушаться, резко сократился приток иностранных инвестиций, упала занятость, возросла безработица и социальная напряженность. В конечном итоге их экономический рост замедлился, и к настоящему времени почти все они оказались в нижней части списка из 220 стран, ранжированных по уровню доходов на душу населения, а 10 из них (Ангола, Афганистан, Бенин, Гвинея, Гвинея-Биссау, Лаос, Мали, Мозамбик, Мьянма, Эфиопия) отнесены даже к категории наименее развитых. Разумеется, причины бедственного положения бывших стран социалистической ориентации не сводятся к одной лишь такой ориентации, сыграли роль и другие объективные обстоятельства. Но примеры двух Китаев (КНР и Тайваня) и двух Корей (Северной и Южной) наглядно показывают, чего при одинаковых исходных условиях смогли добиться те их "половинки", которые не соблазнились бесплатными дарами.
Конечно, такой деструктивной деформации подверглась экономика лишь части развивающихся стран, где проживала примерно треть их населения. Но и это стало весомым "вкладом" в торможение нормального экономического и социального развития всего третьего мира. Кроме того, идеи управляемой государством экономики и "антиимпериалистической" стратегии имели довольно широкое распространение за пределами стран социалистической ориентации и оказывали влияние на практику хозяйствования, например, в Латинской Америке. Так что социалистический лагерь внес ощутимые помехи в нормальный процесс развития отставших стран. Однако к середине 80-х годов прошлого века развивающиеся страны стали освобождаться от псевдосоциалистических иллюзий, и этот негативный фактор пошел на убыль.
Итак, по крайней мере в силу четырех объективных обстоятельств 60-90-е годы XX в. были исключительно неблагоприятными для большинства развивающихся стран в плане сокращения экономической, социальной и культурной дистанции между ними и авангардом мирового сообщества. Они-то и явились главными причинами увеличения этой дистанции в тот сорокалетний период. Относительно устойчивое соотношение средних уровней подушевых доходов Запада и остальных стран (из числа которых исключены государства Центральной, Восточной Европы и бывшего СССР) в конце 50-х годов сменилось быстрым отставанием Юга. Глубокий отрыв сохранялся вплоть до конца 80-х годов. Лишь к концу прошлого столетия удалось восстановить то соотношение этих уровней, какое было в конце 50-х годов. Нетрудно заметить, что этот глубокий отрыв хронологически соответствует периоду действия четырех названных неблагоприятных факторов. По прогнозу А. Мэддисона, к 2015 г. средний уровень подушевых доходов "остальных стран" достигнет почти 5 тыс. международных долларов (по ППС 1990 г.). Это примерно столько же, сколько в конце 40-х годов XX в. было у стран Запада.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 909;