Лекция 9. Девиантное поведение.
Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность - в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе - человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах - в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обусловливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого. Взаимодействие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм - законов. Законы далеко не нейтральны: они, как правило, отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности.
Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве нежелательных, почти в равной степени, оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. Явления, не укладывающиеся в рамки норм социологи назвали - девиациями. Таким образом, отклоняющее6ся поведение называют девиантным. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания.
В некоторых обществах все малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манера поведения. Борьба с девиантным поведением часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. В основном, она оказывается нерезультативной - через определенный промежуток времени поколения все равно будут возрождаться и в более яркой форме. Например, в восьмидесятых годах советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было просто не в силах. А снятие социальных и идеологических запретов обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием.
Для большинства социальных групп контроль девиантного поведения несимметричен. Это означает, что отклонения в субъективно «плохую» сторону осуждаются, а «хорошую» - поощряются. В зависимости от того, позитивно или негативно оценивается отклонение в группе, все формы девиаций можно расположить на некотором отрезке. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение (среди таких людей могут оказаться террористы, серийные убийцы, предатели, вандалы), а на другом - группа с максимально одобряемым поведением (например, национальные герои, миссионеры, выдающиеся ученые).
Если провести социологическое исследование, то на эти две группы в нормально развивающемся обществе приходится по 10-15 процентов от общей численности населения. Таким образом, не менее семидесяти процентов населения государства составляют «твердые середняки», люди с несущественными отклонениями.
Хотя, большинство людей и ведет себя в соответствии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, то есть социальными конформистами. Например, когда проводилось обследование жителей города Нью-Йорка, там, около 99 % респондентов признались в том, что они совершили один и более незаконных поступков. Многие воровали в магазине или обманывали налогового инспектора, постового. Не говоря уже об опозданиях на работу и переход улицы в неположенном месте. Полную картину девиантного поведения в каждом конкретном обществе составить затруднительно. Проблема в том, что полицейская статистика регистрирует только незначительную часть происшествий.
В некоторых обществах девиантным может оказаться даже самый невинный на первый взгляд поступок, связанный с нарушением традиционного распределения ролей. Скажем, более высокий заработок жены окружающим может показаться ненормальным явлением, потому что испокон веков муж исполнял роль главного производителя материальных ценностей.
Получается, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений - от кражи жвачки в магазине до взрыва здания. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке очень важно отмечать форму и размеры каждого конкретного отклонения. К видам девиантного поведения принято относить уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство и самоубийство.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, потому как не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков именно в социологии получила название делинквентных. Буквально под этим названием понимается преступное поведение.
Алкоголизм, например, является типичной девиантной формой поведения. Алкоголик не просто больной человек, но и девиант, потому что он не может нормально выполнять социальные роли, однако он не считается преступником. А вот наркомания, в свою очередь, уже делинквентна, потому что употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние. Самоубийство - девиация, но убийство другого человека - преступление.
К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых денег и документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, азартные игры, проституция, взрывы и поджоги. К этой группе относится ещё множество других разновидностей противоправных действий.
В социологии существует довольно определенный способ различения девиантного и делинквентного поведений. Первое - относительно. То есть для одних членов группы или общества такое поведение будет считаться отклоняющимся, а для других абсолютно нормальным и привычным. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение других классов (в особенности это касается низших слоев) - отклоняющимся. Поведение будет считаться таковым относительно норм и ценностей данной группы. Второе же абсолютно по отношению к законам страны. Это означает, что для всех членов общества мнение будет одинаково - данное поведение делинквентно. Например, уличное ограбление для представителей социальных низов, конечно, может показаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Однако это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма - юридический закон, в котором ограбление квалифицируется как преступление.
Те районы города, в которых чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более чем другие склонны совершать девиантные и делинквентные поступки - группами риска. В частности, к ним принято относить молодежь. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между теми требованиями, которые подросток предъявляет к самому себе, и теми, которые к нему предъявляет окружение и общество в целом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие социальной незрелости он ещё не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности.
Но необходимо помнить, что девиантное поведение может также способствовать эффективному функционированию общества.
Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Считается, что один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых людей нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителей.
Во-вторых, нормы не выражаются в твердых правилах или вводах законов. Согласно положению Эмиля Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо для “коллективного сознания”.
В-третьих, привлекая внимание к нарушителям норм, группа может укрепить самое себя. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. При этом возникающие эмоции разжигают страсти и укрепляют связи между людьми “нашего типа”. Трения и антагонизмы между внутренними и внешними группами помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность. Точно так же кампании против ведьм, предателей, извращенцев, преступников укрепляют социальные связи между “хорошими людьми”.
В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно. Конечно, политическая элита не может рассматривать высокий уровень грабежей как сигнал того, что грабежи следует легализовать, а общественные блага перераспределить. Однако этот факт говорит о том, что в обществе множество неудовлетворенных людей, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, что соотношение социальных сил находится под вопросом, а моральные принципы общества нуждаются в пересмотре. Таким образом, девиация зачастую служит толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему. Можно сказать, что это призыв к пересмотру старых норм и одновременно новая модель.
Социологи установили два фактора, которые влияют на усвоение образцов поведения в наибольшей степени:
1. Чем чаще человек сталкивается с девиациями, тем больше он к ним склоняется;
2. Чем моложе человек, тем больше соблазн девиантного поведения.
Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) первым затронул проблему отклонения от норм и девиантного поведения. Он написал книгу "Самоубийство" в 1897 году, затронув в этой работе одну из форм девиаций.
Явление крайне девиации в обществе называют аномией ("номос" - норма, "аномос" - отрицание). Это явление Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов - механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, то есть уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство - социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого в основном социальны.
Некоторые социологи применили теорию аномии при изучении проблемы подростковой преступности. Предполагается, что мальчиков, принадлежащих к низшим слоям общества, влечет к бандитским группировкам тот факт, что их постоянно оценивают по меркам среднего класса и они обнаруживают, что проигрывают в своей школьной среде, где ценятся хорошее владение речью, опрятный внешний вид и способность заслуживать похвалы. В ответ на эти требования мальчики “сбиваются” в подростковые группировки, где в почете “крутые”, “наглые парни”, “нарушители спокойствия”,- стандарты, позволяющие подросткам из низших классов достигать успеха. Согласно исследованиям, юные хулиганы, бросившие школу, реже совершают правонарушения, чем те, которые продолжают ее посещать. Очевидно, уход из ненавистной школы представляет для этих ребят временное решение тех проблем, с которыми они сталкивались в школьной среде, где к ним подходили с завышенными мерками.
Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:
· эгоистическое
· альтруистическое
· аномическое
Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.
Роберт Кинг Мертон тоже занимался аномией. С его точки зрения отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной системой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.
Цели - то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с точки зрения возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.
Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения.
Лекция 10.
Религия.
Для социальной системы институты играют центральную роль. Благодаря им человеческая жизнь становится упорядоченной, устойчивой и прогнозируемой, в обыденной деятельности индивида присутствует значительный процент целесообразности, эффективности и определенности. С помощью институтов мы организуем свои отношения с другими людьми и выполняем насущные задачи жизни в социальной группе. Таким образом, существует очень важная взаимосвязь между институциональным устройством социума и личным опытом его членов.
Религию в роли института можно охарактеризовать как сложную многоуровневую общественную организацию, специфика и смысл существования которой определяются нуждой социума в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не повседневными. Священное - это нечто исключительное, таинственное, внушающее трепет и даже потенциально. Один и тот же объект или тип поведения может быть обыденным или священным: все зависит от оценки данного общества. Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через церемонию - социальную акцию, предписанную правилами поведения в присутствии священного. В своем религиозном поведении люди формируют социальный мир значений и правил, которыми руководствуются в мыслях, чувствах и поступках точно так же, как и в других сферах жизни.
Религиозное поведение столь разнообразно, что трудно себе его представить, не прибегая к какой-либо классификации. Социолог Рис Макджи предлагает для этого удобную схему. Он выделяет простой супранатурализм, анимизм, теизм и систему абстрактных идеалов.
1) Простой супранатурализмпреобладал в доиндустриальных обществах. Он включал в себя понятие маны - неопределенной, безличной сверхъестественной силы, которая существует в природе. С помощью маны люди пытались не умилостивить духов или богов и добиться от них содействия, а заставить сверхчеловеческую силу поступать по их желанию, манипулируя ею чисто механически. Например, считалось, что тому, кто носит с собой лапку кролика, сопутствует удача; степень удачи зависит от цвета и веса лапки. Аналогичным образом и в наши дни многие суеверные спортсмены пользуются талисманами для того, чтобы оградить себя от травм и неудач в непредсказуемых состязаниях.
2) Анимизмпредполагает веру в духов или потусторонние существа. Люди видят духов в животных, растениях, камнях, реках, а иногда и в себе подобных. Поскольку духи персонифицированы и, как считается, действуют, руководствуясь эмоциональными мотивами, люди при обращении к ним обычно используют те же приемы, что и в человеческих отношениях. Духов любят, наказывают, почитают, одаривают, а лесть, подкуп и обман могут считаться столь же эффективными, как и благоговение. Кроме того, сверхъестественную силу часто покоряют с помощью ритуалов, чтобы заставить духов действовать нужным человеку образом.
3) Теизм- вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, хорошо знакомое нам христианство и ислам - это формы монотеизма, или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания. Древнегреческая религия и индуизм (распространенный главным образом в Индии) - это виды политеизма, или веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть. Индуистские божества, которым поклоняются племена, деревни или касты, связаны с определенным местом (домом, полем или горой) или предметом (животным или деревом).
4) Абстрактные идеалыв некоторых религиях находятся на первом плане. Они ставят своей целью моральное и духовное совершенство. К этому типу принадлежат многие азиатские религии, включая даосизм, конфуцианство и буддизм. Буддизм направлен на достижение возвышенного состояния сознания как способа очищения и освобождения от страданий, невежества и эгоизма. Безрелигиозный гуманизм базируется на этических принципах. Приверженцы такого подхода отвергают все теологические представления о Боге, рае, аде и бессмертии, стремясь к добру здесь и сейчас.
С точки зрения социологии, роль религии неоднозначна. С одной стороны, религиозные институты обычно функционируют в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющий положение властных структур. Но с другой стороны, религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал.
Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.
1. Мировоззренческая функция.Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели. Вместо того чтобы чувствовать себя беспомощными существами, влачащими бессмысленное существование под ударами судьбы, верующие убеждены в том, что их жизни составляют часть единого божественного замысла.
2. Компенсаторная функция.Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным. Индивид знает, что другие сочувствуют ему, и находит утешение в знакомых и четко установленных ритуалах.
3. Функция социальной самоидентификации.Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”). Религиозные ритуалы, сопровождающие, к примеру, церемонию бракосочетания, связывают невесту и жениха с более крупным сообществом людей, желающих молодым добра. То же относится и к прочим религиозным обрядам, например крещению младенца или отпеванию покойника.
4. Социально-регламентирующая функция.Религиозные учения не вполне абстракция. Они также применимы к повседневной жизни людей. К примеру, четыре из Десяти Заповедей, проповеданных Моисеем израильтянам, имеют отношение к Богу, зато в шести прочих содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.
5. Функция социального контроля.Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль над поведением людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религиозной общине. Примером этого положения являются религиозные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательства. Так, в России богохульство и прелюбодеяние когда-то являлись уголовными преступлениями, за которые людей судили и наказывали по всей строгости закона. Законы, запрещающие продажу спиртных напитков до 12 часов дня по воскресеньям - или даже продажу в воскресные дни “товаров, не являющихся предметом первой необходимости”, представляют собой еще одну иллюстрацию этого пункта.
6. Адаптационная функция.Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде. Например, иммигрантам не так легко приспособиться к представляющимся им странными обычаям новой страны. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и вероучения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным прошлым. Например, горстка иммигрантов из Германии, переселившаяся в самом начале XIX века в графство Перри (штат Миссури), даже привезла с собой своего лютеранского священника. Их проповеди и гимны продолжали звучать на немецком языке, а дети иммигрантов посещали общинную школу, в которой священник вел обучение тоже на немецком языке.
Из этой маленькой группы впоследствии выросла Лютеранская Церковь - Синод в Миссури, которая, несмотря на ее наименование, представляет собой международную организацию, насчитывающую почти 3 миллиона человек. Мало-помалу потомки первых иммигрантов-лютеран и новообращенные члены влились в основной поток национальной культуры Америки. В настоящее время помимо базового вероучения Лютера и некоторых церковных ритуалов почти ничто уже не напоминает о прошлом, поскольку религия не только помогла иммигрантам приспособиться к новому, непривычному для них окружению, но и сама претерпела изменения.
7. Охранительная функция.Большинство религий оказывает поддержку правительству и сопротивляется любым изменениям в социальной ситуации, направляя свой сакральный авторитет против сил, требующих нарушить статус-кво, революционеров, осуждает попытки государственных переворотов. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.
В некоторых случаях правительство поддерживает какую-то одну религию, запрещает все иные вероучения, оказывает финансовую помощь в строительстве церквей и семинарий и даже может платить священнослужителям заработную плату. Такие религии, находящиеся под особым покровительством государства, известны как государственные религии. В шестнадцатом и семнадцатом веках в Швеции покровительством государства пользовалось лютеранство, в Швейцарии - кальвинизм, в Италии - Римско-католическая церковь.
В других случаях государство не оказывает покровительства какой-то конкретной религии, однако религиозные учения настолько глубоко укореняются в жизни страны, что ее история и социальные институты считаются освященными благодаря своей связи с Богом. Например, во многих странах чиновники могут не быть приверженцами какого-то определенного религиозного вероучения, но при вступлении в должность они обязательно клянутся именем Бога достойно исполнять свой долг перед обществом. Точно так же, заседания Конгресса США всегда начинаются с молитвы, возглавляемой собственным капелланом Конгресса, школьники каждый день приносят клятву верности (в которой есть фраза “твоя нация под покровительством Бога”), а на монетах присутствует надпись “В Бога мы веруем”. Социолог Роберт Белла определил это явление как гражданскую религию.
8. Социально-критическая функция.Хотя религия зачастую настолько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе. В 1960-е годы в США движение в защиту гражданских прав, боровшееся за отмену сегрегации в общественных местах и уменьшение расовой дискриминации в южных избирательных округах США, возглавляли религиозные лидеры, особенно лидеры афро-американских церквей, например Мартин Лютер Кинг, баптистский священник. Речь, произнесенная Кингом в 1963 году в Вашингтоне, произвела на слушателей неизгладимое впечатление благодаря часто повторяющимся словам оратора “у меня есть мечта”. Кинг подразумевал под своей мечтой конец расовой дискриминации, когда “все божьи дети” будут жить в гармонии и мире. Несмотря на то, что он был убит 4 апреля 1968 года, его мечта продолжает жить во многих сердцах. Церкви также выполняли роль центров, осуществлявших подготовку демонстрантов и организацию митингов.
Описанные выше функции церкви могут также выполняться другими компонентами общества. Если какой-то другой социальный компонент способен дать ответы на вопросы о смысле существования, обеспечить эмоциональный комфорт и ориентировать индивида в его повседневной жизни, социологи определяют такой компонент как функциональный эквивалент религии. Например, некоторым людям религию заменяет Общество анонимных алкоголиков. Для других людей функции религии выполняют психотерапия, идеи гуманизма, трансцендентальная медитация или даже политическая партия. Некоторые функциональные эквиваленты с трудом можно отличить от собственно религии. К примеру, у коммунизма есть свои пророки (Маркс и Ленин), свои священные писания (все труды Маркса, Энгельса и Ленина, но, прежде всего “Манифест Коммунистической Партии”), свои верховные священнослужители (главы Коммунистической партии), священные здания (Кремль), святыни (тело Ленина, выставленное в Мавзолее на Красной площади), ритуалы (ежегодный майский парад на Красной площади) и даже свои мученики (например, Лазо). В годы воинствующего атеизма были попытки заменить обряды крещения и обрезания новыми социальными ритуалами посвящения младенца государству. Коммунистическая партия разработала также свои ритуалы бракосочетания и похорон.
Как указывал социолог Ян Робертсон, между религией и ее функциональным эквивалентом все-таки существует фундаментальное различие. Хотя суррогат религии способен выполнять сходные функции, но в нем отсутствует устремление к Богу или сверхъестественному.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 2025;